Анонсы - 2018

Основные предрассудки, связанные с консультантами

Dahab_2014_Michael3.jpgПрактика общения с клиентами показывает, что в отношении консультантов существует множество заблуждений. Обсудим их.

Но перед этим скажу одно. Чем опытнее человек, тем меньше он доверяет словам. Поэтому подробно изучайте наши материалы, результаты работы с другими клиентами, а когда будете готовы, свяжитесь с нами - обсудим Ваши задачи.

К сожалению, в последние годы, появилось много консультантов, которые портят репутацию нашей профессии. Мы все чаще сталкиваемся с тем, что клиенты уже обжигались. Как осознанно выбрать профессиональных консультантов, читайте здесь.

Итак, предрассудки:

  • Консультанты нам не нужны – сами справимся.
    Это Ваше право. Однако практика показывает, что часто компании заходит в тупик в своем развитии. Ведь управлению большинство руководителей не обучались, а если и обучались, то ВУЗовское образование (а часто и MBA) не сильно помогает. Да, до кризиса 2008 года многие компании росли, но росли вместе с рынком, на волне всеобщего подъема. Но не развивались качественно. Консультант обладает многими преимуществами, главные из которых - опыт и независимость. И приход хорошего консультанта в компанию всегда вносит свежую струю в ее развитие.
  • Если уж мы сами не можем разобраться в наших проблемах, то как в них разберется человек со стороны?
    А вот так и разберется :) Именно благодаря тому, что он внешний, независимый. Он видит ситуацию со стороны, не боится «показаться плохим в глазах начальства». Также у консультантов богатый опыт решения сложных задач в самых разных компаниях.
  • Как Вы можете помочь нам, если Вы не работали в нашей отрасли?
    Это часть очень популярного среди клиентов мифа о собственной уникальности. Как консультанты мы успешно работали с нефтяниками и энергетиками, девелоперами и строителями, телекоммуникационными и инжиниринговыми компаниями, производителями и дистрибуторами… И никакой принципиальной разницы между ними не заметили. "Знание некоторых принципов заменяет знание многих фактов".
    Естественно, что сами мы не являюсь профессионалами в этих отраслях, но "оно и не надо". На самом деле, 90% всех проблем и задач в любом бизнесе – одинаковые, и не связаны с конкретной компанией, отраслью и даже со страной. А на знание оставшихся 10% мы и не претендуем.
    Как-то Владимира Высоцкого спросили, правда ли, что он сам горел в самолетах, спускался в шахты, играл в чемпионатах мира по шахматам и т.д., как это "явствует" из его песен. Высоцкий только рассмеялся…
  • Вот придет консультант и все нам сделает.
    Полная противоположность предыдущих мнений, но тоже часто встречается. Причем это может быть как реальная вера в "волшебника", так и затаенная проверка "на слабо".
    В реальности хороший консультант не работает ЗА КЛИЕНТА, а работает ВМЕСТЕ С КЛИЕНТОМ, помогая ему решить его задачи: обучает, направляет, вдохновляет, помогает вовлечь команду и преодолеть ее сопротивление, и т.д. В итоге клиент получает не только решение своей проблемы/задачи, но и навык решения подобных задач в будущем.
    Консалтинг – работа штучная. Если же какой-то консультант предлагает Вам готовое решение "под ключ", причем без Вашего участия, я бы посоветовал Вам держаться от него подальше. Потому что если Вы примете его предложение, то за свои деньги получите гору малоприменимых бумаг, переписанных с прошлых проектов.
  • Консультанты – это очень дорого. Это для крупных компаний, мы не потянем.
    Скажу так: консалтинг действительно стоит денег. Больших ли? Смотря с чем сравнивать. Порой за консалтинг действительно запрашивают очень много: если консультант слишком раскрученный и/или жадный, если специально растягивает длительность проекта и т.д. Но все это – непрофессионально: хороший консультант всегда работает на благо клиента, потому что знает: самое главное, что у него есть – это репутация.
    Хотя консалтинг стоит денег, в противном случае компания теряет в разы больше от собственной неэффективности. Можно самому варить себе борщ, но умнее заплатить за это профессиональному повару, а освободившееся время потратить на свое основное дело. Заодно и борщ получится вкуснее.
    Мы в основном работаем с клиентами в режиме рабочих (стратегических) сессий. А бОльшую часть изменений проводит управленческая команда компании. Это экономит Ваши деньги (Вы оплачиваете только нашу работу), сильно повышает уровень Вашей команды, вовлекает их в развитие бизнеса.
  • Консалтинг можно заказывать только когда все хорошо / плохо.
    Удивительно, но оба мнения одинаково распространены. На самом деле консультант может быть Вам полезен в разных ситуациях.
    - Если в бизнесе все плохо, то консультант – это "доктор", а порой и "реаниматор".
    - Если дела идут хорошо, то консультант – это "спортивный тренер", который помогает Вам стать еще сильнее.
    - Если "все нормально", то консультант может стать вашим советником, с которым можно обсудить любой сложный вопрос, наметить направления дальнейшего развития бизнеса и т.д.
  • "Если ты такой умный, то почему занимаешься консультированием / учишь других, а не создашь свой бизнес?" ("Кто не умеет делать сам, тот учит")
    Консалтинг – такой же бизнес, как и все остальные. Кому-то по душе торговать, кому-то – производить, а мне и моим коллегам – консультировать. Это интересно и азартно, это всегда сложные задачи, это возможность помочь компаниям и людям!
    С другой стороны, я много раз сталкивался с тем, что хороший консультант – отнюдь не всегда хороший руководитель, и наоборот. Очень часто боссы с десяти- и более летним опытом не могут консультировать, хотя бы в силу своей авторитарности, которая в работе консультанта обычно очень вредна.
    Так что, каждому – свое!
    Кстати, у многих консультантов есть свои компании из разных сфер «реального бизнеса».

Кто такие бизнес-консультанты и зачем они нужны, Вы можете прочесть здесь.

Фото Сергея Саткара


Комментировать:

Книжная полка

Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.