Анонсы - 2017

Выпуск 124. Михаил Рыбаков. Эффективность бизнеса. Эффективный собственник

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 29.04.2010

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…


Уважаемые читатели! Представляю вам фрагмент из первой главы моей книги "Как навести порядок в своем бизнесе", которая выйдет в июне.

{Фигурные скобки} в тексте означают "гиперссылки" на другие главы книги.

Эффективность бизнеса. Идеальный бизнес

Я думаю, вы согласитесь с тем, что в большинстве случаев бизнес – это большой «геморрой». И, по сути, нам как владельцам нужен не сам бизнес, а его результаты.

Давайте рассмотрим понятие «эффективность». Это очень затасканное слово, однако, само понятие – ключевое.

Определение:

Эффективность = результат / затраты.

Как я уже говорил, результаты не только денежные, хотя они – в первую очередь.

Затраты – это деньги, время, силы, нервы и т.д.

Повышение эффективности бизнеса – одна из важнейших задач его владельца.

То есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах.

Замечу, что повышение эффективности бизнеса по-настоящему важно только его владельцу. Наемному персоналу до нее, как правило, дела нет. Более того, часто руководители среднего звена сознательно наращивают количество подчиненных сотрудников, бюджеты своих подразделений. Это позволяет им усилить свою власть и повысить статус в коллективе, лучше достигать личные цели.

Сравнив несколько конкурирующих компаний по их эффективности (например, прибыль, деленная на количество сотрудников или на вложенный капитал), можно определить, какой из них управляют более грамотно.

«В среднем доходы российских банков на одного сотрудника составили $154 тыс. В европейских банках соответствующий показатель оказался значительно выше - $419 тыс.

Самые высокие доходы на одного сотрудника получены в крупных банках, чуть меньше - в крупнейших. Уровень доходов на одного сотрудника в средних банках более чем в два раза ниже, чем в остальных.

Разница показателей прибыли на одного сотрудника в российских и европейских банках еще выше - $15 и $81 тыс. соответственно.

Соотношение прибыли и доходов в разных банках в целом совпадает: в более крупных банках выше и доходы, и прибыль.» (источник)

Получается интересная вещь: идеальная компания – это та, которой нет, но она достигает необходимых результатов. (Определение навеяно ТРИЗ)

Неужели это возможно? В принципе – да. Подробнее мы рассмотрим это в главе {Аутсорсинг}.

Эта книга посвящена в основном тому, как упорядочить традиционный бизнес. Однако и в том случае, если вы решите активно использовать {аутсорсинг}, без наведения порядка вам не обойтись: вы не сможете передать внешнему подрядчику те функции, в которых царит хаос.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 5

Сравните свою компанию по эффективности с несколькими конкурентами.

Как правило, информации по конкурентам в свободном доступе нет, однако получить ее можно: открытые источники, наши продавцы, общие {клиенты}, их сотрудники и т.д.

Кто лучше? По итогам сравнения, что вы решили сделать?


ПРИМЕР 14. Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании. Собственники и топ-менеджеры часто упускают из виду такой мощнейший ресурс получения информации, как собеседования рекрутера с кандидатами.На собеседовании при приеме на работу человек может рассказать гораздо больше о компаниях, в которых он работал или еще продолжает работать, чем при любых других обстоятельствах. Рекрутеры зачастую знают о конкурентах гораздо больше, чем маркетологи-аналитики, но вот только их никто не спрашивает и не ставит задачу по получению конкретной информации. А зря…

У нас всегда есть выбор – вложить в бизнес мозги или деньги. Первое – эффективнее. Вторе – проще. Что выбираете Вы?

Вот зарисовка из книги известного рационализатора Г. Эмерсона «12 принципов эффективности», написанной им в 1911 году. Книга актуальна и по сей день. Я прочел ее уже после написания своей, перед самой сдачей рукописи в издательство. И не смог не вставить цитаты из нее – так близки мне мысли, написанные почти век назад.

«Талантливый председатель правления трансконтинентальной железной дороги оказался в большом затруднении в связи с разливом реки, которая размыла полотно, проходившее по склону холма. Высококвалифицированные инженеры советовали отодвинуть полотно в сторону, что обошлось бы в 800 тыс. долларов. Председатель вызвал подрядчика и дорожного мастера-ирландца. Они спешно выехали на место происшествия в личном вагоне председателя правления, и целый день бродили там, изучая местность.

По их совету и плану было выполнено несколько канав, которые и отвели воду в сторону. Все работы обошлись в 800 долл. И увенчались полнейшим успехом».

Эффективный собственник

Мы обсудили эффективность бизнеса. Это важно: как я сказал выше, бизнес – инструмент для решения задач собственника. Означает ли это, что бизнес может быть игрушкой в его руках, а собственник, как истинный барин, может творить с бизнесом, что хочет?

Конечно, может. Только бизнес у такого собственника долго не живет. И уж во всяком случае, не является эффективным. Владелец имеет на бизнес максимальное влияние, поэтому именно он – основной источник {рисков}. Особенно владелец незрелый, бестолковый.

Помню одну небольшую семейную компанию, где один из собственников (жена) имел привычку время от времени без предупреждения изымать деньги из сейфа. Их финансовый директор уволился, после того как накануне выплаты квартальных налогов она забрала около 20000 долларов на то, чтобы отправить свою собачку лечиться в Австралию.

Возникает понятие «эффективный собственник». Как им стать?

Во-первых, понять, чем данный бизнес является для вас:

  • Делом всей жизни
  • Источником прибыли
  • Активом на продажу
  • Независимым рабочим местом (просто чтобы "на дядю" не работать)
  • Вашей игрушкой
  • Способом самоутвердиться и проявить свою власть
  • Или как?

Берусь утверждать, что действительно успешными могут быть только первые три варианта, особенно первый. Если бизнес - дело всей жизни, то и строить его вы будете соответственно. Если же вы временщик, то будете отжимать из бизнеса все соки. Примеров тому масса.

Временщики (как хозяева, так и управленцы) – большая беда многих компаний. Так, я знаю на Урале металлургический завод, который за постсоветские годы перепродавался более 5 раз. Вы думаете, как там обстоят дела? Завод не работает уже почти год, большинство активных людей уехали из города. То же и на стекольных заводах в Гусь-Хрустальном, и на сотнях других предприятий.

А сколько руководителей и целых команд, которые переходят из компании в компанию, оставляя после себя «выжженную землю», ибо работать хорошо – не могут и не хотят! См. выше {И еще о наростах}.

Многие боятся российской нестабильности, поэтому отказываются строить долгосрочные планы. Тем не менее, я знаю десятки частных компаний, которые честно успешно работают по 5-10 и более лет. Во всех случаях основа – учредители с очень здравой картиной мира.

Воля владельца – главный фактор, который двигает бизнес вперед. Есть воля – бизнес стремительно развивается, несмотря на все трудности. Воля слаба – бизнес чахнет.

В последнее время стало все больше заказов от хозяев компаний, балансирующих на грани рентабельности. Нередко владелец финансирует свой бизнес из старых запасов, которые стремительно подходят к концу. Он стоит у чертысворачивать бизнес или все-таки что-то менять.

Это тяжелый выбор. Увы, случается наблюдать оба варианта. Впрочем, чаще воля пересиливает стереотипы, страх перемен и лень (свои, и сотрудников). Чем глубже яма, тем сильнее стремление из нее вылезти.

Собственно, моя работа – помочь это сделать.

Чтобы выстроить сильный бизнес, нужно минимум несколько лет, а то и десятилетий. Если у вас более короткие планы – лучше и не начинать.

Важно поставить перед собой и бизнесом амбициозные цели: иные не «зажгут» ни вас, ни {команду}.

Ключевой вопрос – как вы будете сами себя мотивировать. От этого зависит, сколь долго бизнес проживет, и насколько вырастет. Хорошо, если вас греет мечта: чем более далекая, тем лучше (иначе достигнете – и что дальше?).

ПРИМЕР 15. Сергей, владелец фабрики по производству мебели из массива сосны. В начале перестройки я был инструктором по туризму. Водил ребятишек в походы: пешие, водные. Все было душевно, только денег мало. Но у меня была мечта: собственная яхта. Тогда это казалось нереальным. Она-то и привела меня в бизнес. Сейчас моя красавица на Ладоге стоит. А бизнес – куда ж теперь без него.

Для многих владельцев мотивация слабо связна с удовлетворением своих материальных потребностей: часто они живут весьма скромно. Например, основатель IKEA Ингвар Кампрад, состояние которого составляет около 30 миллиардов долларов, ездит на 12-летнем грузовике Volvo и летает эконом-классом.

ПРИМЕР 16. Станислав Тювильдин и Оксана Черкашина, владельцы компании Снегири, г. Дзержинск Нижегородской области. Мы создали компанию около 5 лет назад: начинали с нуля. Заработанные деньги вкладываем обратно в бизнес: на собственные средства построили цеха, закупили самое современное оборудование. Продаем нашу продукцию в Нижегородской, Московской и Рязанской областях, Удмуртии, Башкирии.

Однако к роскоши относимся равнодушно. Себе за это время купили только 2 хороших машины. Лишь недавно начали строить дом.

Выделите необходимые для развития бизнеса ресурсы. Это не только деньги, но и время, мозги и т.д. Если вы не только инвестор, то на начальном этапе бизнес потребует от вас очень много времени и усилий. Это же относится и к периоду структурирования спонтанного бизнеса.

Спроектируйте и внедрите систему, которая обеспечит достижение ваших целей. По возможности, с минимальным вашим участием.

Отберите правильных {людей}, {замотивируйте} их и {обучите} работать в созданной системе.

Вырастите под собой руководителей, передайте им оперативное управление бизнесом. А затем – не мешайте им делать свое дело. Помогайте бизнесу на стратегическом уровне: связи, ресурсы, VIP-клиенты и поставщики, и т.д. {Контролируйте} бизнес по {ключевым параметрам}. Помогайте команде руководителей настраивать систему и управлять ей.

Извлекайте из бизнеса часть прибыли, но оставляйте и на развитие. Если прибыль не забирать, то теряется собственная мотивация. Если не оставлять, то бизнес чахнет.

Постоянно наращивайте свои амбиции, а с ними – и цели бизнеса. Чтобы не было застоя.

Кстати, владелец в своем развитии тоже проходит определенные стадии. По уровню понимания бизнеса и жизни в целом, степени ответственности, результатам, и тому напряжению, которое нужно, чтобы эти их получать. С опытом результаты растут, а необходимое напряжение уменьшается. Собственник становится все более {эффективным}.

ПРИМЕР 17. Игорь Жуков-Дуккарт, промышленный консультант по КИП, совладелец. В начале я понимал бизнес, как специалист. Как это выглядит? Даже имея на руках все цифры по расчетному счету картина происходящего была точечной – недоделанный паззл. Чтобы знать и делать правильно свой бизнес, я учусь видеть за цифрами части паззла и составлять в красивую картинку. Иначе некоторые части паззла уходят другим.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 6

Насколько вы эффективны как собственник?

На какой стадии зрелости вы себя сейчас ощущаете?

Что вам имеет смысл изменить в своих мыслях и действиях?


*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2011. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Сверх-занятость v это когда в папке "Отправленные" висят непрочитанные сообщения