Анонсы - 2017

Выпуск 126. Михаил Рыбаков. Соучредители. Юридические аспекты бизнеса

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 25.05.2010

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Представляю вам один из уроков моего дистанционного курса "Как создать новый бизнес".

***

Важный вопрос, который встает перед начинающим бизнесменом - начинать бизнес одному или с соучредителями (партнерами). Многие выбирают работать с партнерами. Аргументы обычно следующие:

  • так надежнее (я многого не знаю; если буду работать один, не уехать в отпуск и т.д.)
  • нужны деньги, партнеры дают недостающую сумму.

Практическое задание. Определите для себя, Вы будете делать бизнес в одиночку, или с партнерами.

Однако у ведения бизнеса с соучредителями есть и минусы: когда партнеров несколько (тем более с равными долями, например, двое поровну или четверо по 25%), зачастую решение многих вопросов затягивается, а порой и заходит в тупик. Нередко в таких случаях наемные сотрудники получают противоречивые команды, а клиенты - разные обещания от разных совладельцев.

Во многих компаниях с несколькими владельцами между ними происходят конфликты: как управлять бизнесом; кто больше работает, а кто получает, и т.д.

Итог - рано или поздно партнеры расходятся. Не всегда, но часто. Причем, процесс это весьма непростой.

Так почему же тогда привлекают соучредителей? Часто причина - страх принять на себя ответственность. Получается, что за этот страх люди платят годами жизни и нервами. Я тоже наступал на эти грабли…

Практическое задание. Если в прошлом задании Вы выбрали работать с партнерами, то почему? Определите причину максимально честно.

Означает ли все это, что партнеры однозначно не нужны? Нет, не значит.

Вот несколько рекомендаций, которые позволят Вам получить от партнерства максимум пользы.

1. Привлекайте партнеров только если это принесет значительную выгоду. Например:

  • У Вашего партнера есть важная для данного бизнеса компетенция, которая у Вас развита слабо. Мы обсудим это ниже.
  • Партнер необходим Вам как инвестор (см ниже).
  • У него есть некий нематериальный ресурс, который очень важен для успеха бизнеса (связи и пр.).

2. По возможности не привлекайте партнеров, основываясь на дружбе, а тем более любовной связи. Как правило, это убивает бизнес. "Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружбе".

3. Желательно, чтобы у одного из партнеров был контрольный пакет (более 50%). Или, хотя бы его доля сильно превышала доли каждого из остальных участников. Это позволит ему чувствовать полную ответственность за бизнес и, при необходимости, принимать важные решения одному, без лишних дискуссий, перерастающих в склоки.

О ролях и компетенциях бизнесмена

В бизнесе есть несколько важнейший ролей:

  • Коммерсант, который продает продукт бизнеса (товары или услуги) клиентам. Данная роль - самая важная. Если необходимые компетенции у Вас не развиты, нужно постепенно их усиливать (вести переговоры и продажи, проходить соответствующее обучение). Однако если Вы, к примеру, хороший технарь, и от коммерции Вас "воротит", Вам точно нужен партнер-коммерсант.

    Замечу, что он не обязан быть большим профи в Вашем бизнесе: хороший коммерс может продать что угодно кому угодно.

  • "Производственник". Он хорошо разбирается в сути данного бизнеса с технологической точки зрения. Название этой роли условное: для бизнеса в сфере услуг она означает понимание технологии оказания данных услуг. Данная роль, как и роль коммерсанта, также критически важна для бизнеса.
  • Финансист, который управляет финансами бизнеса: планирует финансовые потоки, ведет учет и т.д. Заметим, это не бухгалтер, роль которого - формировать красивую отчетность перед государством. В малом бизнесе обычно роль финансиста играет генеральный директор или владелец. А когда (если) бизнес вырастает, нанимают финансового директора.
  • Управленец. То есть тот, кто координирует деятельность всех прочих сотрудников. По должности он может быть генеральным (CEO) или исполнительным директором.

Так вот, без коммерсанта бизнес - не бизнес. "Производственник" тоже нужен. Желательно, чтобы сразу был управленец, который добьется того, что Ваш бизнес будет работать как часы, и будет управлять им в повседневном режиме.

В принципе, можно совмещать несколько ролей, но, как правило, человек силен только в одной. Возможно, еще одна роль тоже выражена, но слабее.

Практическое задание. По 5-бальной шкале оцените себя по каждой из вышеописанных ролей. Делайте это предельно честно: без завышений и занижений. Желательно отталкиваясь от реальных результатов своей прошлой работы.
Примите решение: какие роли Вы будете играть лично, а на какие наймете сотрудников или возьмете партнеров.

Инвестор

Многие люди не начинают бизнес, объясняя это отсутствием начального капитала: "Вот были бы деньги…"

Это отмазки: с таким мышлением денег не будет никогда. Более того, тренироваться лучше постепенно: сначала на малых суммах, потом постепенно их увеличивать. Не так обидно терять. А потери в бизнесе практически неизбежны - это плата за опыт.

Лучше, если свой первый бизнес Вы начнете без внешних инвестиций. Ну или, по крайней мере, сделаете без сторонних вливаний работающий прототип своего бизнеса. Потому что Вам в этом случае будет легче получить необходимые средства.

Однако в некоторых бизнесах инвестор нужен. Вот последовательность, в которой его желательно искать:

  1. Собственные средства
  2. Родственники и друзья
  3. Банки
  4. Бизнес-ангелы

Только если поиск на предыдущем уровне ничего не дал, переходите к следующему.

Кто такие бизнес-ангелы? Это частные инвесторы, которые вкладывают средства, обычно в высокорискованные стартап-проекты с большими перспективами, часто в сфере Интернета. Как правило, они распределяют относительно небольшие суммы (обычно до $100 тыс.) между разными проектами с целью снижения своих рисков. И даже если из 10 проинвестированных проектов "выстреливают" 2, бизнес-ангел остается в выигрыше. Обычно "ангел" дает деньги в обмен на долю в Вашем бизнесе, которую через несколько лет продает (зачастую вам же) с многократной прибылью.

Практическое задание. Нуждается ли Ваш бизнес в инвесторе? Если да, то определите необходимый размер финансирования. (В 5 уроке Вы составляли финансовый план своего бизнеса. По итогам этой работы Вы получили потребность Вашего нового бизнеса в финансах).
При необходимости составьте план по поиску инвестора.

Юридические аспекты бизнеса

Чтобы заниматься предпринимательством законно, Вам нужно зарегистрироваться юридически.

Хочу подчеркнуть, что регистрация - отнюдь не главное в бизнесе, и не она определяет его успех. Но все равно она нужна.

Многие боятся ходить в налоговую инспекцию и прочие органы, думая, что это очень сложно. Однако на самом деле, тут нет ничего страшного. Для малого и среднего бизнеса бычно используют 2 формы: общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальный предприниматель (ИП).

ИП - проще и дешевле в ведении. Однако в случае возможных проблем он отвечает своим имуществом.

ООО могут совместно владеть несколько человек, при этом указывается доля каждого совладельца. (Со)владелец ООО отвечает только размером своей доли в уставном капитале, который обычно равен 10000 рублей. Доли можно при необходимости продавать, хотя с 2009 года эта процедура усложнилась и подорожала.

Удобно иметь ИП и ООО: это дает Вам большую гибкость. Если начинать с чего-то одного, то небольшой бизнес лучше начните с ИП, покрупнее - сразу с ООО.

Замечу, что законно закрыть ООО, в случае, если оно будет Вам не нужно, - задача непростая: будут проверки и т.д. Поэтому ненужное ООО обычно продают. Перед регистрацией хорошо подумайте, нужно ли оно Вам, и указывать ли соучредителей.

Регистрация ООО или ИП - относительно хлопотная процедура, и выполнять ее самостоятельно не рекомендую. Лучше обратитесь в специализированную компанию - они сделают это относительно недорого и с первой попытки, а Вам бы пришлось долго бегать по инстанциям. Обзвоните несколько таких компаний в своем регионе, встретьтесь с 2-3, которые произвели на Вас лучшее впечатление по телефону, выберите лучшую. Вероятно, потом Вы закажете у этой компании еще и бухгалтерское сопровождение своей компании (см. ниже).

При регистрации Вам нужно выбрать форму налогообложения. Их две: с НДС (налогом на добавленную стоимость) и упрощенная система ("упрощенка"), когда НДС Вы не платите.

Упрощенка сильно удобнее: можно не вести бухгалтерский учет. Также она выгоднее по налогам. Используется 2 варианта упрощенки: либо Вы платите 6% со всей выручки, или 15% с разницы между выручкой и затратами. Однако во втором случае все несколько сложнее, т.к. по закону Вы можете учесть далеко не все фактические издержки при расчете затратной части. К тому же при схеме 15% выше трудоемкость, т.к. Вы вынуждены подсчитывать свои затраты, сохранять первичную документацию и пр., то есть практически вести полноценный бухучет. Для большинства бизнесов я рекомендую схему "6% с доходов", однако лучше, если Вы посоветуетесь с толковым бухгалтером (который не имеет прямой заинтересованности в том, чтобы ежемесячно получать у Вас зарплату).

Замечу, что некоторые крупные клиенты не любят платить на юр.лицо, работающее по упрощенной системе, т.к. при этом они не могу зачесть НДС. Однако, по опыту, если Вы предлагаете что-то действительно ценное, это не большая проблема.

Бухгалтера в большинстве компаний можно не брать в штат, а воспользоваться услугами бухгалтерской аутсорсинговой компании или бухгалтера-фрилансера. Даже если Вы на "упрощенке", Вам все равно нужно ежеквартально сдавать отчетность в налоговую инспекцию и фонды. Конечно, можно "сдаваться" и самостоятельно, но это затратно по времени и нервам. Для "упрощенки" такие услуги стоят недорого.

После регистрации Вам, скорее всего, нужно будет открыть банковский счет. Рекомендую собрать отзывы у коллег-предпринимателей, какой банк они Вам порекомендуют: по уровню сервиса и т.д. Сходите в банк, посмотрите на отношение к клиентам, ознакомьтесь с тарифами, проверьте, есть ли у банка система дистанционного управления счетом - это очень удобно. Налоговую инспекцию нужно оперативно уведомить о том, что Вы открыли счет, для чего в банке получают специальную справку.

Практическое задание. Определите юридическую форму и схему налогообложения для своего бизнеса. Если планируете открываться в ближайшее время, то найдите компанию, которая зарегистрирует Вам ИП или ООО и будет вести Вам бухгалтерию. Подайте документы на регистрацию.

Как Вам создать свой бизнес?

При запуске нового бизнеса возникает много непростых вопросов. Вы можете решать их самостоятельно, набивать шишки - потратить на это годы и потерять много денег.
Есть и другой путь:

  • Подробно проработайте свой старт-ап на бизнес-лагере "Как создать новый успешный бизнес" (проходит один раз в год летом на природе). Если ваша бизнес-идея сильная, на выходе вы создадите готовый четкий план, который сможете воплотить после лагеря. В ином случае - переработаете свою идею, сбережете кучу сил, денег и времени.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Если у вас уже есть стартап-команда - пригласите нас для проведения стратегической сессии. Детально проработаем создаваемый бизнес. Команда достигнет согласия по многим непростым вопросам. Поднимется мотивация людей.
  • А для начала можете пройти дистанционный курс "Как создать новый бизнес. Пошаговый алгоритм".

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2013. Тематические лагеря.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Победители сначала одерживают победу, а потом идут на войну,
тогда как побежденные сначала идут на войну и там тщатся победить…