Анонсы - 2017

Выпуск 132. Михаил Рыбаков. Запускаем производство в небольшом городе

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 07.07.2010

Михаил Рыбаков.jpg

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…


На прошлой неделе была у меня любопытная консультация. Клиент купил простаивающий завод в небольшом городке (15000 жителей) N-ской области, нанял рабочих, и пытается запустить там производство, причем управлять им из Москвы, хотя бы часть времени.

Основные проблемы:

  • Жители города повально ПЬЮТ, причем и мужчины, и женщины.
  • Работники периодически не выходят на работу, "пропадают"
  • Сотрудники относятся к работе безразлично, при этом, естественно, денег хотят получать по местным меркам много
  • Персонал ворует
  • И т.п.

Такие непростые условия. Но: собственник решительно настроен создать там производство, причем выстроить все по уму и на долгие годы. Это далеко не первый его бизнес.

Ну что ж, "безумству храбрых поем мы песню": начинаем работать. По итогам встречи родилась программа действий, которая, думаю, может быть полезна и многим из вас, ведь ситуация для России далеко не уникальная. Тем более интересно найти решение, что Россия велика, в небольших городах царит развал и запустение, и если задействовать этот потенциал, можно как продвинуть вперед бизнес разных компаний, так и вытащить регионы из той задницы, в которой они сейчас находятся.

Устанавливаем власть

Для начала нужно просто взять ситуацию под контроль. По условиям сам собственник хочет появляться там только эпизодически.

Значит, нужно найти руководителя производства, который будет управлять в его отсутствие. Идеальная кандидатура - непьющий мужчина в возрасте (возможно, недавно на пенсии), работавший до этого директором по производству, главным инженером и пр., но сейчас оставшийся невостребованным из-за возраста. Пенсия маленькая, силы еще есть, за работу держаться будет. Как вариант - найти отставного офицера, не очень устроенного "на гражданке". Дисциплина встроена у них "на подкорку", порядочность - тоже.

В дальнейшем уже с участием руководителя производства нужно подобрать мастеров и других ключевых сотрудников.

Добиваемся дисциплины

Важно, чтобы на работе люди работали, а также соблюдали требования по дисциплине. Первое, что нужно сделать - это определить "смертные грехи", несовместимые с работой в нашей компании. Обычно это:

  • Воровство
  • Преступная халатность (например, ушел c работы, оставив станок работающим)
  • Прогулы
  • Пьянство
  • Серьезное нарушение техники безопасности (например, курение на пожароопасном объекте).

За воровство обычно увольняют тут же. За остальные - в первый раз ощутимый штраф, строгий выговор и подписание сотрудником заявления об увольнении с открытой датой, которое хранится до повторения прецедента. Если работник "исправился", заявление через оговоренный срок (например, 3 месяца) торжественно разрывают: при этом важно похвалить сотрудника с тем, что он смог взять себя в руки.

При внедрении дисциплины (как впрочем и всегда) руководителю важно быть строгим, но справедливым, и всегда выполнять обещанное: как наказания, так и поощрения. Сотрудники (особенно склонные к алкоголизму и люмпенству) часто разыгрывают перед начальником настоящие спектакли "я больше не буду". Впрочем, вам они и не нужны, и тут важно сохранять непреклонность. Возможно, придется показательно уволить некоторых хороших работников, например, за пьянство. Попытки их сохранить приводят к многочисленным манипуляциям, потере авторитета руководителя, и в целом к снижению управляемости бизнеса.

За опоздания обычно жестко штрафуют, не принимая оправданий. Например, в этом городке часть работников живет на другой стороне реки, через которую можно проехать только по плотине ГЭС. И если ее перекрывают, приходится ждать до получаса, чем и оправдываются работники. Ничего, пусть приезжают заранее, пьют чай-кофе. Кстати, хороший повод внедрить культуру пить кофе по утрам - всяко лучше, чем огуречный рассол :)

Когда наладите базовую дисциплину, можно будет внедрять более тонкие моменты, такие как жесткая регламентация перекуров.

Поскольку предполагается дистанционный контроль производства, желательно установить в ключевых местах видеонаблюдение.

***

Кстати, следует ли из всего вышеописанного, что вам стоит быть жестоким по отношению к работникам? Конечно, нет!

Жестким - да, особенно на этапе начального наведения порядка. И если будете делать все правильно, то те сотрудники, которые у вас останутся, еще не раз будут вам благодарны за то, что вы вытащили их из безнадеги, помогли сохранить человеческий облик, дали возможность нормально жить и работать.

Ведь для взрослого человека зачастую его руководитель - единственный, кто может на него действительно повлиять.

Организуем работу

Естественно, на таком предприятии - никакой вольницы. Посему четко прописываем технологические и бизнес-процессы, добиваемся их исполнения. Процессы должны быть просты и не требовать от исполнителей слишком высокой квалификации.

Вводим обязательные ежедневные планерки для сотрудников в начале (а возможно и в конце) каждой смены. Это дисциплинирует как сотрудников, так и руководителей, задает четкую систему оперативного управления.

По началу обязательно проводить ежедневные совещания руководителя и собственника (телефон, скайп).

Налаживаем контроль

Вводим минимально необходимый набор документов для управления производством, таких как план производства, наряды-заказы, накладные на отпуск материалов со склада и перемещение между участками.

Организуем регулярную отчетность руководителя производства перед собственником. Важно создать такую систему показателей, которые позволят проследить весь производственный цикл: от закупки материалов до передачи готовой продукции клиентам (а скорее не клиентам, а нашей торговой компании).

Если есть возможность, наладьте независимый параллельный поток отчетности. Например, от другого ключевого сотрудника или непосредственно от оборудования, если оно обладает такой возможностью (передача информации в компьютер и далее через Интернет).

Желательно так рассчитать количество работников и производственных мощностей, чтобы не оставалось времени для выполнения "левых" заказов.

Выгоды для работников

Возникает вопрос: а почему работники будут терпеть такие жесткие условия? Конечно, вы должны предоставить им некоторые преимущества по сравнению с другими возможными местами работы.

  • Платите больше, чем ваши конкуренты. Например, 12000 рублей в месяц при том что в среднем по городу - 8000-10000. Для вашего бизнеса это копейки, однако для работника - ощутимая разница, хорошие работники будут за нее держаться. Вам это даст право спрашивать с них гораздо жестче, чем в других организациях.
  • Выполняйте свои обещания. Например, платите зарплату всегда вовремя, возможно, дважды в месяц (аванс и "окончаловка"). Для малообеспеченных людей это крайне важно.
  • Создавайте хорошие условия труда и быта: закупите и выдайте фирменную спецодежду (добейтесь ее обязательного ношения в чистом и аккуратном виде), организуйте бесплатное питание, доставку работников до места работы и домой (корпоративный автобус), обеспечьте чистоту в цехах и подсобных помещениях. Все это недорого, и при этом создает общий позитивный фон, дает работникам стимулы держаться за работу у вас. А также улучшает корпоративную культуру компании.
  • Премируйте работников за хорошую работу. Совсем не обязательно на большие суммы. Так в одной очень известной западной компании, сотрудники ее российского завода, расположенного в Саратове, получают годовую премию 15% при выполнении ряда показателей.

То есть будьте хорошим работодателем - работники это оценят. Естественно, я говорю о качественных работников - люмпенов мы по возможности отсеиваем на входе, или же расстаемся с ними как можно быстрее.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Март 2014. "Создание системы продаж" - бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Разговор двух вечно голодных студентов:
- Слушай, Вась, давай может поросенка заведём, откормим его, а к Новому году заколем?
- Не… Ну ты подумай, грязь… вонь…
- Да ничего Вась, привыкнет!