Анонсы - 2017

Выпуск 137. Сергей Шебек. Строительство и ремонт: на чем Вы теряете свои деньги, и как можно их сберечь. Часть 2

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 14.10.2010

Shebek.jpgСергей Владимирович Шебек - консультант, руководитель проекта COSTKILLER.RU (Клуба Борцов с затратами).

Соавтор книг:

- «Корпоративные стандарты: от концепции до инструкции», – М.: «Книжный мир», 2002 г. (в соавторстве с профессором, д.э.н. Николаевой С.А.)

- «Управленческий учет. Легенды и мифы», – М.: «ЦБА», 2004 г. (в соавторстве с профессором, д.э.н. Николаевой С.А.)

***

Часть 2

В первой части статьи рассматривались основные способы, применяемые строителями завышения цен на свою работу.

Ну, а теперь о том – как противостоять алчности и глупости подрядчиков.

Вот основные правила.

Правило 1: Делайте проект.

Никогда не начинайте работу без проекта (или технического задания.)

Конечно, если речь идет об устройстве перегородки «в полкирпича» в одном из подсобных помещений, то, вполне возможно, Вы сможете обойтись и без проекта. Но в этом случае очень велика вероятность, что Ваши затраты на создание этой перегородки будут процентов на 20 выше обоснованных затрат.

И, конечно, проект такой перегородки Вы сможете подготовить и сами. Но лучше доверить это проектной организации. Да, ее услуги будут стоить денег. Но лучше 10% от сметной стоимости работ заплатить проектировщикам, чем на 20 и более % превысить сметную стоимость из-за плохого проекта или его полного отсутствия.

Перед составлением технического задания на ремонт обязательно проведите дефектовку. В противном случае, будьте уверены, строители «продадут» Вам то, что у Вас уже есть.

Правило 2: Считайте.

После составления проекта или технического задания готовьте смету.

Любая смета должна составляться строго по проекту или техническому заданию.

Вы можете составить смету самостоятельно, а можете привлечь для этого специальную организацию. Как и в случае с проектированием, последнее предпочтительнее. (Все-таки, каждый должен заниматься своим делом.) Только бдительно следите за тем, чтобы составитель сметы не был связан финансовой заинтересованностью с будущим исполнителем работ.)

Правило 3: Выбирайте и торгуйтесь.

Имея на руках проектную документацию, приступайте к выбору подрядчика.

Можете для этого провести открытый конкурс (тендер), а можете ограничиться запросом предложений.

Торгуйтесь с потенциальными подрядчиками. В нашей практике был случай, когда рассматривались предложения от шести подрядчиков. Все шесть компаний предлагали стоимость выше представленной в смете. Причем, по трем предложениям это превышение было в разы. (!!) Применение любых повышающих коэффициентов (о которых шла речь выше) носит рекомендательный характер, так что применять или не применять их - это вопрос переговоров.

Оценивайте потенциальных подрядчиков не только с точки зрения предлагаемой ими цены. Обращайте внимание на общую репутацию подрядчиков и отзывы клиентов, на их опыт выполнения данных работ, на обеспеченность персоналом и техникой, на декларируемые ими сроки выполнения работ и предоставляемые гарантии.

Правило 4: Тщательно оформляйте отношения с подрядчиком.

Не считайте подписание договора пустой формальностью.

Не принимайте «один к одному» форму «условно-типового» договора, который предложит Вам подрядчик. (Понятно, что такая форма договора удобна только самому подрядчику.) Или доработайте эту форму, или предложите свою.

В договоре должны найти свое отражение не только стоимость работ, но и все прочие параметры работ (сроки, гарантии и т.д.), соблюдение которых ранее декларировал подрядчик и на основании которых Вы его выбрали.

И, конечно же, должна быть отражена ответственность подрядчика за несоблюдение этих параметров.

Правило 5: Контролируйте ход выполнения работ.

Когда, как Вам кажется, Вы нашли идеального подрядчика и подписали с ним во всех смыслах правильный договор, не спешите расслабляться. Как только подрядчик приступит к выполнению работ, не спускайте с него глаз.

Если Вы не готовы выделить специального человека для постоянного присутствия на стройплощадке, или даже такой «относительно свободный» человек есть, но он недостаточно компетентен, привлеките для исполнения функций технического надзора стороннюю компанию.

Это может быть, в частности, проектная организация, которая готовила для Вас проект строительства или реконструкции и которая охотно возьмется за авторский надзор хода выполнения проекта.

Общее правило здесь такое: рубль, вложенный в технический надзор, потенциально избавляет Вас от потерь, как минимум, на пять рублей.

Не забывайте, что качество работ определяется и качеством используемых при их производстве материалов. Поэтому следите за тем, чтобы:

  • использовались именно те материалы, которые указаны в проектно-сметной документации (а всякая замена материалов должна согласовываться с проектной организацией);
  • соблюдались нормы использования материалов (о склонности строителей «перекладывать» и «недокладывать» мы говорили выше).

Обратите внимание на управление процессами обеспечения материалами.

Знакомая и вполне типичная картина: материалы завезены на объект в самом начале проекта, а потом месяцами лежат под открытым небом. Приходя в негодность и разворовываясь. Независимо от того, Вы или подрядчик исполняет функции материально-технического обеспечения выполняемых работ, организуйте процесс так, чтобы материалы поступали на объект «точно во время».

Не меньшее внимание надо уделять и срокам выполнения работ. Дело не только в том, что Вы получите свой объект с опозданием. Задержка в одних работах, сделает невозможным проведение других.

Например, если до холодов не удалось закончить с бетонными работами, то их выполнение придется отложить до весны. А невыполненные бетонные работы делают невозможным выполнение и всех остальных работ.

Правило 6: Обоснованно принимайте результаты работ.

Должна оцениваться и приниматься фактически выполненная работа, и на основании фактически выполненной приемки должны подписываться акты выполненных работ.

Особое внимание, повторим, уделяйте скрытым работам: контролируете их выполнение и актируйте их до закрытия, это позволит вам избежать ненужного вскрытия стен, пола (крыши, грунта и т.д.) и долгих разбирательств с подрядчиком.

Если вдруг подрядчик начнет махать перед Вашими глазами первоначальной сметой (которая шла как приложение к заключаемому договору),

требуя полностью оплатить перечисленные там работы,

ссылаясь на ранее достигнутые договоренности,

и при этом Вы точно знаете, что фактически часть упомянутых там работ не выполнена,

 порекомендуйте ему выбросить эту смету или переделать ее с учетом фактически выполненных работ.

Как говорится, «бить будут по лицу, а не по паспорту». Вы платите не за «смету», а за выполненные работы.

Приемка работ должна проводиться в строгом соответствии со СНиП и проектной документацией. Цена, о которой Вы договаривались, предполагала качественное выполнение работ, поэтому за любое отклонение от норм (если Вы сочтете его допустимым) цена должна быть снижена. Фразы подрядчика в духе «а что вы хотите за эти деньги» совершенно не уместны.

Кроме того, не забывайте, что подрядчик должен отчитаться перед Вами и за материалы, которые он использовал при производстве работ.

Правило 7: Продолжайте следить за качеством строительно-монтажных работ уже после их завершения.

Работы приняты, акты подписаны. Вы расстались с подрядчиком, кажется, довольными друг другом. Началась эксплуатация объекта. Важно и после этого отслеживать качество выполненных работ.

Все недочеты, весь брак, которые «вылазят» при эксплуатации объекта, актируйте. Желательно это делать в присутствии представителей организации, которая осуществляла технический надзор за ходом строительно-монтажных работ. И уж совершенно обязательно, чтобы при составлении актов присутствовал представитель подрядчика.

В договоре с подрядчиком могли быть оговорены сроки предоставления гарантий на выполненные работы, а могли быть не оговорены. Независимо от наличия гарантий, Вы всегда можете предъявить свои претензии подрядчику.

Потенциал экономии средств при выполнении строительно-монтажных работ огромен. Если Вы считаете, что содержать Вам на постоянной основе собственный отдел капитального строительства невыгодно,

а внешней организации, которая могла бы осуществлять авторский надзор, Вы не очень доверяете, или считаете ее услуги неоправданно дорогими,

Вы можете использовать компромиссный вариант: примите на работу сотрудника на время проекта.

Правильная мотивация такого специалиста позволит исключить риски вступления его в сговор с подрядчиком и поможет сэкономить колоссальные средства. Приблизительный ориентир такой: Вы можете смело платить своему сотруднику до 10% от сметной стоимости работ. И даже больше. Признанная статистика такова: правильно исполняемые функции технического надзора снижают фактические затраты на проведение строительно-монтажных работ на 30 %.

Резюме:

Строительная отрасль – аутсайдер среди прочих других.

У Вас есть все шансы «проспонсировать» низкую эффективность, раздолбайство и вороватость своих подрядчиков. Для этого у них существует дюжина проверенных и относительно честных способов отъема денег.

Впрочем, и у Вас есть семь правил, которые позволят противостоять «креативу» подрядчиков.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Бизнес-лагерь "Как создать новый успешный бизнес Угра-2014". Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Объявление: "On-line курсы по выходу из интернет-зависимости".