Анонсы - 2024

Выпуск 140. Михаил Рыбаков. Бизнес в радость

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 09.11.2010

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

 

Статья предназначена для владельцев бизнеса и тех, кто планирует ими стать.

Продолжение статей "Профессия - хозяин" и "Как начать бизнес".

Зачем мы живем? По большому счету, для того чтобы испытывать счастье. Конечно, у каждого оно свое, но большинству важно чувствовать себя свободным. А для этого обычно нужны деньги.

Сначала большинство людей работают по найму. Потом это надоедает, и человек создает свой бизнес. Надеясь на то, что уж теперь-то работы будет меньше, а свободы и денег - больше.

Иногда так и происходит. Однако, по моим наблюдениям, большинство владельцев средне-малого бизнеса работают больше, чем наемные сотрудники. Может быть, у них много денег? Увы, далеко не всегда. Часто работают на грани рентабельности, а порой и в минус.

Может, они счастливее? Увы, нет.

Сообщение на форуме после публикации моей статьи. Здравствуйте! Мне очень нужен совет. У меня торговая палатка, где я подбираю авто-краску и продаю клиентам. Все делаю сама (уже 13 лет). Еле выживаю (не буду рассказывать о своих трудностях). Мне трудно конкурировать с ценами конкурентов. Беру хорошим отношением с людьми и гибкими ценами. Катастрофически не хватает оборотных средств. Думала взять кредит, но страшно вляпаться. И надо-то не так много: тысяч 60 рублей. Может быть, посоветуете, что делать? Мне 53 года. Живу в Калининграде. Жду ответа. Заранее благодарна.

Что же нужно, чтобы бизнес приносил свободу и радость?

В первую очередь, определить свои требования к данному бизнесу. Основные:

  • Сколько вы хотите получать от него денег (лично себе) в месяц или в год.
  • Сколько своего времени вы готовы тратить на него. Время - ваш самый ценный и невосполнимый (в отличие от денег) актив.

Также полезно бывает понять прочие ожидания, например:

  • Что вы хотите дать миру при помощи своего бизнеса.
  • Какой образ жизни вы хотите вести, владея этим бизнесом: чем будет заполнено ваше время, с кем вы будете общаться, куда и как часто ездить.
  • Сколько еще лет вы готовы заниматься этим делом (кстати, английское слово "business" как раз и означает "дело").
  • И т.д.

Перед этим желательно нарисовать  картину своего будущего - хотя бы лет на 10 вперед.

  • Кто вы?
  • Где живете?
  • Чем занимаетесь?
  • Вы все еще в бизнесе, и если да, то в этом ли? Если нет, то как он завершился?
  • и пр.

Порой ответить на такие вопросы непросто. Конечно, вы можете этого и не делать. Только будет вас носить по жизни как лист по ветру… Это может быть даже весьма приятно. Главное, чтобы потом не стало "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Собственно, это и есть кризис среднего возраста.

Практическое задание 1. Опишите свое будущее на 10 лет вперед. Ответьте на заданные в прошлом абзаце и другие важные для вас вопросы. Желательно письменно: незаписанные мысли работают слабо.

Практическое задание 2. Опишите свои требования к бизнесу. Мыслите широко, но и не питайте иллюзий. Когда начинающий бизнесмен планирует уже на следующий год "заработать миллион долларов и работать по 4 часа в неделю", мне становится слегка смешно и грустно. Если у вас новый бизнес, то вам вкалывать ближайшие год-три. А уже потом будете пожинать плоды, если сделаете все по уму. Если у Вас в бизнесе - бардак, то  разгрести его и перевести компанию на уровень системы – 2-3 года.

Затем важно мысленно отделить себя от своего бизнеса. Ведь часто хозяин отождествляет себя с ним - столь же сильно, как мать с ребенком: маленьким, а порой и весьма взрослым. Хорошо ли это? Вряд ли. Ведь пока вы внутри бизнеса и привязаны к нему душой, вы не можете объективно смотреть на ситуацию, и изменять ее в соответствии со своими целями.

К тому же, пока вы часть бизнеса, обычно вы слишком много работаете. А как сказал Джон Рокфеллер, "Кто работает целый день, тому некогда зарабатывать деньги". Если это про вас, то вы так и будете работать в собственном бизнесе. А это зачастую хуже, чем по найму: работы - море, ответственность - давит, а свобода и деньги почему-то вечно ускользают от вас за горизонт.

Я регулярно вижу таких собственников, замученных, уставших, но героически "несущих свой крест". У некоторых хватает воли вырваться из порочного круга. Мы начинаем вместе работать, и ситуация постепенно улучшается. Другие терпят. Годами ;(

Ваш бизнес - это не вы. Это ваш актив, такой же как машина, квартира и т.д. Его можно улучшать. Однако, если он убыточен или надоел вам, или у вас изменились планы, его можно продать или просто закрыть, вложив деньги, время и душу во что-то другое. Для людей, не завязанных в своем бизнесе, мои слова покажутся очевидными. Однако для собственника, который "увяз", это даже непросто осознать. Так и сидят годами в болоте, не решаясь что-либо серьезно изменить…

Когда же вы отделите себя от бизнеса, то получите возможность работать "не в бизнесе, а над бизнесом", выражаясь словами Майкла Гербера, чью книгу "Малый бизнес. От иллюзий к успеху" я очень рекомендую вам прочесть. Я обычно называю это: выйти из роли оперативного управляющего, стать архитектором своего бизнеса.

Практическое задание 3. Посмотрите на свой нынешний бизнес со стороны. Насколько он удовлетворяет вашим требованиям? Если нет, то что вы предпримете?

Практическое задание 4. Выпишите  бизнес-процессы, в которых вы задействованы лично. Возможно, в этом вам поможет фотография своего рабочего дня, сделанная собственноручно.

Практическое задание 5. Представьте, что Вы уехали на некоторое время (в отпуск и т.д.) с выключенным телефоном. Сколько ваш бизнес протянет без вас?

Практическое задание 6. Начните постепенно извлекать себя из бизнес-процессов. Говоря проще, перестаньте работать в своем бизнесе: обслуживать клиентов, управлять выполнением их заказов. Не говоря уже о покупке канцтоваров в офис и печенья на кухню. Однако тут вас подстерегает ловушка. Если вы просто скажете сотрудникам что-то вроде "меня с сегодняшнего дня по пустякам не беспокоить", система не заработает сама. Ее нужно  выстраивать и отлаживать: тщательно и кропотливо.

Итак, "изъяв" себя из текучки, вы можете начать создать действительно эффективную "машину", приносящую вам прибыль и дающую свободу. Я сейчас не буду писать подробно, что для этого нужно делать. Этому посвящено немало моих прошлых статей, а вся моя книга состоит из конкретных инструментов для достижения этой цели.

Что вы получите, если выберете это путь? Радость и свободу, гордость перед клиентами, партнерами, и самим собой.

Сколько времени уходит на то, чтобы перестать быть рабом и стать действительно владельцем? По опыту, если двигаться активно и настойчиво - 2-3 года.Это статистика.

Все ли так просто на этом пути?

Нет. Любая система сопротивляется изменениям. В первую очередь - вы сами. Это как перестать курить и начать бегать по утрам. Сопротивляются ваши руководители, не говоря уже о рядовых сотрудниках.

Готовы ли вы пройти это путь - "думайте сами, решайте сами".

Как пойти его быстрее и проще, избежать типичных ошибок или хотя бы смягчить их?

    • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
    • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
      Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
      Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
    • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

    ***** 

    Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

    Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

    Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

    Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

    Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

    Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
    Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

    С уважением,
    ведущий рассылки
    Михаил Рыбаков
    Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
    Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
    WWW: www.mrybakov.ru
    Тел.: +7 (495) 926-26-09
    E-Mail: 
    info@mrybakov.ru

     


    Книжная полка

    Дахаб-2013. Основной бизнес-лагерь.. Перейти в фотоальбом
    Случайная цитата:
    Все уже написано. По счастью не обо всем подумано.