Анонсы - 2017

Выпуск 141. Виктор Лучков. Ошибки клонов

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 16.11.2010

Виктор ЛучковВиктор Лучков – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий.  23 года личных продаж, 18 лет - опыт управления и 8 лет - опыт консультанта. Автор более 30 публикаций в деловой прессе. Провел более 400 мероприятий: тренингов, семинаров и стратегических сессий, на которых обучено около 5000 участников.
Виктор: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

***

Иногда на рынке появляются совершенно уникальные компании, которые моментально привлекают к себе внимание всего города. В течение короткого периода времени они зарабатывают хорошие деньги, создав новую категорию товара, услуги или способа продажи. Это будоражит умы многих предпринимателей. Каждый из них хочет приобщиться к новому большому пирогу. Копии нового бизнеса растут как грибы. Доходы родоначальника категории конечно уменьшаются, но без угрозы для его бизнеса. Нас же больше интересует, что удается урвать новичкам.

В предыдущей статье мы рассмотрели самую популярную ошибку маркетинга – рост компании ради самого роста. Сегодня поговорим о второй по распространенности ошибке – копирование других бизнесов. Создание эдаких клонов в бизнесе.

Откуда появляются такие компании-клоны? У них свои названия и свои цветовые решения, но по замыслу, они точно копируют другие компании. И обычно самые успешные. При этом тратятся сотни тысяч рублей, чтобы доказать, что компания-клон лучше всех остальных. Только доказать свое превосходство удается немногим. Полезней будет вложить часть этих рекламных денег в грамотную организацию своего дела и поиск уникальной идеи, при реализации которой не придется доказывать, что вы лучше первооткрывателя направления. Вы просто будете первым.

В качестве эталона для создания копии чаще всего берется один из лидеров в отрасли. Но не факт, что отрасль является супер-прибыльной. Какие отрасли находятся под угрозой постоянного копирования?

В первую очередь – бизнесы с низким стартовым капиталом. Или с кажущимся низким капиталом:

1. Фирмы, занимающиеся техническим обслуживанием.

2. Мелкая розница, например, компьютерные магазины или салоны связи.

3. Посреднические компании, например, туристические агентства.

Эти бизнесы привлекают в первую очередь предпринимателей-новичков, которые уже работали в этой сфере и решили создать свой небольшой бизнес. Желательно «на костях» работодателя. Главное для успеха такого клона – отличное знание продукта и способов его продажи. Но, самое важное – готовая клиентская база своего работодателя. Немногие из таких бизнесов выживают, особенно, если не были учтены все затраты. Отсутствие финансов и бизнес-знаний ставят эту категорию клонов в зону риска №1.

Во вторую очередь, копируются бизнесы не требующие личных знаний, но для которых важен небольшой стартовый капитал:

1. Стоматологические кабинеты.

2. Салоны красоты и солярии.

3. Рекламные агентства.

В эти бизнесы приходят предприниматели, которые заработали стартовый капитал в другой отрасли. Часто они отличаются отсутствием специальных знаний как в новом для себя продукте, так и необходимых бизнес-знаний по организации новой фирмы. Бывает, они настолько далеки от реалий бизнеса, что даже минимальная помощь бизнес-консультанта спасает их от фатальных ошибок. Самая большая проблема таких клонов – квалифицированный персонал. Деньги можно заработать на рынке, торгуя дешевыми «шмотками» или куриными яйцами. А подобрать нужных специалистов, которые смогут поднять высоко-технологичный бизнес на конкурентную высоту – это уже нетривиальная задача.

И в третью очередь, клонированию подвергаются небольшие производственные компании. Здесь требуется более серьезные вложения и наличие специалистов уже на старте.

1. Фирмы оперативной полиграфии.

2. Производство окон и дверей.

3. Монтаж натяжных потолков.

Этот вид клонов отличает необходимость удержать хороших специалистов, которые были на старте бизнеса. Лучше всего, если они окажутся патриотами молодой компании. На первое место выходит разработка эффективной мотивации персонала: как денежной, так и нематериальной.

Итак, почему же не помогает простое копирование успешных компаний? В чем слабое место такого очевидного плана? Действительно, в чем тут проблема? Берем и копируем. Только все самое важное для успеха остается за кадром. Мы его не видим и не знаем, и никто нам не объяснит в чем «изюм» успеха. И пусть мы понимаем, что не сможем добиться таких же выдающихся результатов, как лидер, зато будет попытка… Попытка «съест» все ресурсы, которые можно было инвестировать с большей пользой в свой основной бизнес.

Часто кажется, что лучше там, где нас еще нет. Почему у лидера все получилось? Потому что он был первый. Потому что ему приходилось думать и искать единственно верное решение. Копируя, мы ничего не ищем. Мы не думаем – мозг выключен. Вернее он включен на получение быстрого результата за счет чужих идей, которые мы редко понимаем до конца. И когда случаются неожиданные для нас проблемы, мы не знаем, что с ними делать. Ведь должен быть результат. А его всё нет!

Как быть начинающим компаниям? Как развиваться, если копирование бесперспективно? Руководителю нужно найти новую уникальную идею, которая соответствует возможностям и ресурсам его компанию. И очень хорошо, если эта идея приведет к созданию новой категории. Нужен такой бизнес, которого еще нет в этом городе.

Хочу вспомнить пример двухлетней давности. Один мой клиент решил заняться модными в то время натяжными потолками. Большинство конкурентов сосредоточилось на розничных продажах и монтаже потолков, закупая готовые изделия в Москве. Соблазн копировать и «работать как все» был слишком велик. Мне удалось убедить его сфокусировать все усилия на производстве и оптовых поставках, не распыляя ресурсы на розницу. Ему пришлось идти против течения, но это принесло свои плоды. Он успел закрепиться на позиции мощного оптовика. При этом другие производства в городе, которые вышли на рынок значительно раньше него, производили потолки в основном для своей собственной розницы. И сейчас, спустя два года, многие начинают его копировать. Только никто не может показать выдающихся результатов – потенциальные оптовики поделены, их переманивание требует больших затрат и не всегда возможно даже теоретически.

Знание элементарных законов Маркетинга поможет предпринимателям не делать ненужных ошибок. Поможет направить усилия на поиск новых уникальных идей, создание и развитие новой для своего региона категории товара, услуги или способа их продвижения. Выведет бизнес на самый высокий конкурентный уровень.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Бизнес-лагерь "Как создать новый успешный бизнес Угра-2014". Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.