Анонсы - 2017

Выпуск 015. Ольга Пайвина и Олег Северин. Управление эффективностью производства

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 14.06.2007

Dahab_2014_Olga2.jpgПредставляем Вам статью ведущих бизнес-консультантов нашей компании Ольги Пайвиной и Олега Северина (являющегося также менеджером по планированию мощностей крупного пищевого холдинга).

Процесс планирования в производственных компаниях как правило более сложен, чем в компаниях торговых: ведь необходимо запланировать не только объемы поставок и запасов готовой продукции, но и ответить на вопросы: «Когда, что, в каком объеме и по какой технологии производить?», а также «Какие мощности и ресурсы для этого необходимы?»

Зачастую в небольших компаниях объемы производства определяют сами же сотрудники производства, загруженность мощностей никто не рассчитывает и не прогнозирует, сопоставляя с планами продаж, то есть планирования нет как такового. Возможно, начинающему предпринимателю, весь бизнес которого состоит из одного станка и трех сотрудников - это и не нужно. Но если компания хочет развиваться, тема планирования производства неизбежно возникает, ведь от этого зависит и себестоимость выпускаемого продукта, и возможные объемы продаж, а в конечном счете – успех бизнеса.

С какими же основными вопросами и проблемами сталкиваются производственные компании? Вот основной перечень:

  • Как загрузить мощности по максимуму, и в то же время – как быть в ситуации дефицита мощностей, чтобы обеспечить выпуск всех необходимых объемов? Особенно, если у продукции короткие сроки годности, а значит большой переходящий запас создавать нельзя?
  • Как вычислить максимальную производительность оборудования в ситуации, когда эта цифра неочевидна? Ведь не всегда паспортная мощность совпадает с реальной. Как правило, это зависит от режима эксплуатации оборудования, от частоты смены ассортимента, производимого на нем, от организации производства, от продолжительности предусмотренных технологией плановых остановок, и т.п.
  • Как измерить эффективность работы оборудования?
  • Как рассчитать минимальную партию производства, от чего она зависит и на что влияет?
  • Как быть, если минимальная производственная партия превышает объем спроса? В этом случае часто возникает конфликт между продажами и производством: одни настаивают на производстве, кратном минимальной партии, чтобы минимизировать потери сырья, а другие – хотят произвести столько, сколько просит клиент.
  • На какой период вперед необходимо составлять план производства и за какой срок до начала производства его можно пересматривать? Что делать, если план производства регулярно не выполняется?
  • Как рассчитать целесообразность покупки новых мощностей и срок их окупаемости?
  • Как оптимизировать процесс работы линии, с целью увеличения возможного объема производства на уже имеющемся оборудовании (без привлечения существенных инвестиций)?
  • И самый банальный, но наиболее актуальный для многих вопрос: как выстроить взаимодействие между отделами продаж, планирования (логистики) и производства таким образом, чтобы каждый выполнял свою функцию в процессе планирования производства и отвечал за результаты своей работы?

Вот, например, устанавливаете вы новую линию с паспортной мощностью 100т продукции в сутки. И радостно предвкушаете, как пойдут вверх продажи... Только вот незадача: спрос на новый продукт растет, а линия вместо ожидаемых 100т производит всего 50т в сутки. Почему?

Ответ прост: в большинстве случаев линия не может работать все 24 часа без остановок.

Во-первых, любое оборудование нуждается в настройке, мойке, техобслуживании - это время называется плановая остановка. Ее нельзя избежать - можно только сократить, оптимизировав процесс настройки / обслуживания.

Во-вторых, если вы поставили на линию двух рабочих, и они оба ушли на обед с 13.00 до 14.00, то целый час полезного времени линия будет простаивать по этой причине. Это не значит, что люди не должны обедать - просто они могут обедать по очереди. Также большой ресурс по увеличению производительности - это ночные смены.

В-третьих, если вы производите на этой линии в сутки 5 видов продуктов, то наверняка много времени отнимает переналадка при переходе с одного продукта на другой. Чем реже вы делаете такую переналадку, тем выше будет производительность вашей линии. С другой стороны, возрастет складской запас по каждому продукту - поэтому здесь важно определить приоритет и найти "золотую середину".

В-четвертых, любое оборудование иногда ломается. Чтобы минимизировать риск простоя по этой причине, необходимо регулярно делать профилактический ремонт.

Ну и в-пятых, то, что называют "человеческим фактором": рабочие ходят покурить десять раз на дню, кладовщик не передал вовремя материалы со склада и т.д., и т.п. Это незапланированные остановки или так называемые «потери эффективности», с которыми нужно бороться в первую очередь.

Все эти факторы можно учесть и повлиять на них, но для этого нужно начать вести учет загрузки мощностей: каждый день по каждой линии фиксировать время работы и время простоя с указанием причины простоя.

У наших консультантов есть успешный опыт решения подобных задач как в российских, так и в западных компаниях, и мы будем рады помочь Вам и Вашей компании повысить эффективность производства.

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2013. Тематические лагеря.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Лентяй - человек, которому нравится просто жить.