«Развитие живой компании» Книга Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной.
Узнать больше

Анонсы - 2024

Выпуск 163. Любовь Малютина. Маркетинг: оцениваем текущую ситуацию

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 08.11.2011

Любовь МалютинаЛюбовь Малютина – бизнес-консультант по управлению и маркетингу, действующий ТОП-менеджер одной из крупнейших международных финансовых групп в РФ, частный инвестор, партнер команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Практический опыт в сфере управления и маркетинга – с 1998 года. Опыт в консалтинге с 2007 года. Клиенты – корпорации, владельцы и команды среднего и малого бизнеса. Автор статей по управлению и маркетингу, дистанционных курсов, организатор и ведущий консалтинговых мероприятий.
Любовь: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

***

Сегодня мы продолжаем цикл статей по маркетингу. В первой вводной статье "Система маркетинга в Вашем бизнесе" была представлена представлена самая суть маркетинга, и алгоритм его внедрения в компании. Если Вы еще не прочли ее - сейчас самое время. В процессе чтения выполните практические задания, примените их к своему бизнесу.

Также Вам будет полезно проработать мою статью "Ваши клиенты: кто они, как их найти и взаимовыгодно удовлетворить".

Итак, перейдем к шагу 1 алгоритма, описанного в прошлой статье. Предпосылкой построения клиентоориентированного бизнеса является сбор и анализ информации о рынке и о ситуации, в которой действует компания. Эта информация добывается в ходе маркетинговых исследований.

К исследованиям относятся любые действия по получению и анализу данных, помогающих бизнесу решать вопросы сбыта. Эти данные - основа маркетингового планирования. Зачастую ситуация выглядит так: данные собираются, но не регулярно, а от случая к случаю, отсутствует единая форма для сбора данных, поэтому трудно сопоставить между собой предыдущие и последующие данные, в результате применить их в нужное время крайне сложно. Но будем разбираться.

Какой круг же вопросов необходимо прояснить в ходе анализа ситуации?

  1. Оценка рынка.
  2. Оценка текущего положения компании в торговой цепочке.
  3. Оценка конкурентов.
  4. Оценка влияния дополнительных факторов.
  5. Анализ самой компании.

Отсутствие понимания исходной ситуации и начало действия наобум чревато для организации серьезными потерями времени и денег. Чтобы не было мучительно больно, рекомендую выполнить все шаги алгоритма именно в той последовательности, в которой они даны.

Начинать изучение ситуации следует с поведения потребителей, то есть с оценки рынка.

Для этого:

  1. Определяем объектные границы рынка - отталкиваемся от потребности, которую удовлетворяет продукт, затем определяем рынок. Например, компания, производящая плиточный шоколад, может действовать на рынке кондитерских изделий, рынке быстрого питания, рынке деликатесов. От того, на каком рынке работает компания, зависит как дальнейшая область исследований, так и маркетинг-микс. Например, чтобы преуспеть на рынке деликатесов, нужно держать собственную сеть мини-магазинов, а чтобы успешно конкурировать на рынке кондитерских изделий, нужно иметь место на полках в сетях и хорошо раскрученный бренд. А это, согласитесь, две разные истории…
  2. Определяем локальные границы рынка - попросту говоря, решите, в каких регионах будет продаваться ваш продукт.
  3. Определяем временнЫе границы рынка - а именно, какова сезонность данного рынка.
  4. Определяем личностные границы рынка, т.е. целевые группы. Например, школьники, пенсионеры, домохозяйки, мелкооптовые торговцы и т.п. Именно на этих людей будут направлены коммуникации компании, и эти характеристики оказывают прямое влияние на дальнейший маркетинг-микс.

Практическое задание 1: Ответьте на вопросы:

  • Для удовлетворения каких потребностей служит продукт вашего бизнеса?
  • На каком рынке представлен ваш продукт?
  • Кто ваши клиенты?
  • Где граница территории охватываемой вашим бизнесом?
  • Какова сезонность продаж на данном рынке?

Опишите рынок вашей компании по каждому из 4-х параметров настолько подробно, насколько это для вас возможно.

Во многих случаях бизнес продает свои товары не конечному потребителю, а использует для распространения промежуточные звенья, оптовую или розничную торговлю.

Практическое задание 2: Чтобы провести оценку текущего положения в торговой цепочке, ответьте на следующие вопросы:

1. По каким критериям различаются торговые компании в вашем канале продаж - организованная (юрлица) / неорганизованная (физлица) торговля, форма организации торговли, размер компании (одно дело, если продажа ведется физлицами и правила на рынке не сформированы, и совсем другое - если есть рынок, конкуренты и традиции: тогда "со своим уставом в чужой монастырь" ходить нужно осторожно).

2. Чем отличается специфика закупок отдельных торговых компаний? Сколько они приобретают в целом? Сколько в рамках одного заказа? Также проанализируйте ассортимент закупок, и связь между ассортиментом и профилем клиента.

3. Как часто поступают заказы? Насколько регулярно? Каков уровень лояльности клиентов?

4. В каких целях заказчики используют приобретенные продукты?

5. В каких ситуациях заказы прекратятся? (когда мы можем потерять клиента?)

Верная оценка конкурентов – один из наиболее важных моментов в планировании маркетинга. Стремитесь получать полную и подробную информацию о конкурентной среде.

Практическое задание 3: Напишите список 7 своих ближайших конкурентов.

  • Каково их положение на рынке по сравнению с Вашей организацией?
  • Насколько сильно соперничество между существующими конкурентами, будет ли это соперничество усиливаться?
  • Могут ли на рынке появиться новые игроки или отрасль защищена высокими барьерами вхождения на рынок?
  • В чем сильные и слабые стороны названных конкурентов перед Вашим бизнесом? Заполните таблицу:
Название конкурента «+» и «-» продуктовой линейки конкурента по сравнению с вашим бизнесом «+» и «-» каналов сбыта конкурента по сравнению с вашим бизнесом «+» и «-» коммуникаций конкурента по сравнению с вашим бизнесом «+» и «-» ценовой политики конкурента по сравнению с вашим бизнесом Прочие «+» и «-» конкурента по сравнению с вашим бизнесом

Помимо изучения непосредственных точек соприкосновения компании с окружающим миром: с конечными потребителями, конкурентами, посредниками важно учесть, какие прочие факторы могут влиять на сбыт. Это общая экономическая ситуация, социо-культурные особенности, уровень развития технологий, окружающая среда, действующее законодательство и регулирующие нормы.

Практическое задание 4: Напишите, какие дополнительные факторы оказывают воздействие на вашу компанию?

  • Как влияет экономическая ситуация?
  • Как влияют локальные социо-культурные особенности региона, где действует ваш бизнес?
  • Какое влияние на ваш бизнес оказывает уровень развития технологий в отрасли?
  • Каким законодательным ограничениям подвержен ваш бизнес?

Проанализировать собственную компанию – означает, выявить фактические внутренние условия и ресурсы. Обратите внимание на следующие аспекты:

  • финансовые возможности компании (движение наличности, уровень доходности)
  • физические возможности (например, демонстрация товаров / услуг для клиентов, точки продаж и пр.)
  • организационные возможности (например, информационные системы)
  • технологические возможности (например, квалификация кадров, оборудование и технология производственного процесса)

Практическое задание 5: Составьте перечень внутренних условий и ресурсов вашей организации согласно списку выше. Проанализируйте сильные и слабые стороны.

Практическое задание 6: Теперь, вернитесь, пожалуйста, к статье "Система маркетинга в Вашем бизнесе". С учетом полученной информации уточните маркетинговые цели своего бизнеса. Запишите эти цели.

В следующей статье мы определим маркетинговую стратегию для вашего бизнеса.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Угра-2014. Финансы. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Даже абсолютно одинаковые предметы, восприятия и желания имеют отличия для разных уровней сознания.