Анонсы - 2017

Выпуск 289. Михаил Рыбаков. Латание дыр или системное развитие бизнеса? Часть 1

Как развивать бизнес с удовольствием

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 17.07.2014

MR.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

У меня родилась новая фундаментальная статья. Надеюсь, она пойдет вам на пользу. Применяйте! Задания лучше выполнять письменно. Если Вы пришлете мне подробные ответы, я смогу дать вам обратную связь: info@mrybakov.ru (это займет некоторое время).

Симптомы

Я много общаюсь с бизнесменами и руководителями, часто получаю письма. Вот несколько характерных фрагментов:

  • Мы только встаем на ноги и очень много непонятных сиюминутных трудностей, которые требуют моего присутствия. Все завязано на мне, а у нас непроплаты по счетам и соответственно, долги перед работниками.
  • Трижды консалтинговые фирмы пытались внедрить систему качества на заводе. Появилось раздражение к этим методикам. Все делается формально, ради отчета.
  • Желания работать нет, наверно перегорел. Когда возникают затыки, их решаю, а дальше идёт по накатанному.
  • Мне не удается привлечь соучредителя к работе по наведению порядка в бизнесе. У него есть определенное понимание этой проблемы, но мы несколько диссонируем: он молодой (ему еще нет 40-ка), умный, энергичный, амбициозный, неординарный человек, мне нелегко его убеждать. Сегодня ему достаточно, что есть я, а я хочу свободы.
  • Все надеялась навести самостоятельно порядок. В голове многое разложено по полочкам, а вот возможности реализовать план – нет. То ведущий специалист увольняется, то кризис не дает связать концы с концами.
  • Наверное, нужно все-таки все бросить и  к вам приехать. Даже если за время моего отсутствия все развалится. А это создавалось с 90-х. Но нет времени, да и денег тоже. Я сам себя спрашиваю: а зачем мне такой бизнес? И сам отвечаю: но на хлеб с маслом хватает, и еще немного. Мне очень нравится мое дело, персонал, и наши партнеры, и клиенты.
    Вот как-то так. Замкнутый круг, который страшно разорвать.

Практическое задание. А какие основные проблемы в вашем бизнесе?

Что мешает вам его системно развивать? Пишите нам.


Основная причина проблем в бизнесе

И я почти не встречал тех, кто не развивал бы свой бизнес.

- Наведение порядка? Да, конечно, это важно. Каждый день этим занимаемся.

 Но почему же тогда во многих компаниях:

  • Не хватает клиентов?
  • Прибыль нестабильна?
  • Хороших сотрудников не найти днем с огнем?
  • Собственнику бизнеса и топам приходится работать почти без отдыха, вытягивать все на себе (особенно развитие)?

Можно искать разные оправдания:

  • Вести бизнес в России – не мед лаптем хлебать
  • Сейчас сложное время – на дворе кризис
  • Отрасль у нас непростая
  • Хороших работников практически нет
  • Федеральные/международные компании забирают рынок, и пр.

 Но все это отмазки. Главная причина – одна:

Вы недостаточно профессиональны как бизнесмен, как руководитель.

В каждом деле можно быть профи или нет: водители, строители, музыканты, повара…

Так же и в бизнесе.

Успешность зависит не от отрасли, страны, эпохи и везения. А от вашего профессионализма.

Точнее, от перечисленного тоже зависит. Но профессионал умеет этим грамотно управлять. А дилетант – нет.

Кстати, дилетантом можно оставаться долгие годы. И даже всю жизнь.

Для дилетанта засуха вызвана гневом богов. И можно разве что дать шаману в бубен – чтобы активнее вызывал дождь. Или принести в жертву стадо баранов, чтобы боги услышали.

У профессионала на любую проблему есть грамотное решение. Технология, которая дает достаточно предсказуемые стабильные результаты.

А если пока нет – он умеет ее создавать. Это – тоже технология.

Рост и развитие

Вы можете возразить:

«Михаил, ну что ты на нас наезжаешь? Мы же развиваем свой бизнес. Открываем новые магазины, расширяем производство, снимаем новые склады, увеличиваем штат и ассортимент». Ну, или делали это до нынешнего непростого года.

Друзья, это не развитие. Это рост.

Я рад, если он у вас есть. Или был.

Однако:

Куча мусора растет, но не развивается!

Больше – не значит лучше. Рост бизнеса без его качественного улучшения, это:

  • Снижение управляемости. Рост оборота, каждый следующий сотрудник, клиент, единица техники, торговая точка и пр. - усложняют управление. Причем усложнение происходит не линейно, а по экспоненте. Развитие системы управления здесь – просто необходимо для выживания бизнеса.
  • Повышение рисков – по мере роста ваш бизнес становится лакомым куском, который хочется отнять, ну или хорошенько подоить.
  • Усиление противоречий между совладельцами, руководителями и сотрудниками. Что приводит к пункту 1 (см. выше).

Почему же тогда основной ориентир для бизнесменов – количественный рост? Ответ в наших инстинктах: «Больше – значит лучше». Подробнее читайте в статье «Основной обман человечества».

Значит, рост бизнеса – это плохо? Пусть всегда маленьким остается?

Не обязательно.

Опасен рост без развития. Потому что конец такого «колосса на глиняных ногах» всегда печален – вопрос времени и той напасти, которая его сгубит. Примеры я вижу каждый день.

А что такое развитие?

Развитие – это повышение эффективности бизнеса.

Это вполне конкретное понятие:

Эффективность = результат / затраты.

Результат – это не только прибыль. Но и, к примеру, ваша репутация на рынке, ваша команда, ваше удовольствие от работы и жизни вообще.

Затраты – это не только деньги, но и люди, площади, оборудование. А также вложенные силы, здоровье и нервные клетки (которые не восстанавливаются).

Подробнее – в статье «Результативность и эффективность бизнеса и жизни» (часть 1, часть 2).

Так вот,

Основная задача бизнесмена и руководителя – повышать эффективность бизнеса. 
И в этом же – большое удовольствие, драйв.

Весь мировой прогресс человечества создают руководители. Которые повышают эффективность управляемых ими организаций и подразделений.

Но:

  • Можно делать это грамотно, профессионально.
  • А можно – как получится. Шаг вперед – два шага назад.

При втором подходе развитие идет очень медленно, с пОтом и кровью, сменяясь эпохами тьмы и мракобесия (в бизнесе и не только).

При первом – идет гораздо быстрее. Если делать все грамотно, то и мягче, экологичнее, без вреда для участников и окружения. Сам процесс развития и его результаты приносят радость.

Практическое задание. Посмотрите на свой бизнес максимально честно.
Он растет?

Он развивается? Что именно вы развили в нем за последние годы?

Какие отмазки популярны у вас? Пишите нам.


Латание дыр

Именно так можно назвать второй подход.

  • Прохудился кафтан – поставим заплатку.
  • Лодка течет – замажем дырку пластилином.
  • Конфликт между подразделениями – напишем регламент их взаимодействия.
  • Продавцы дают необоснованные скидки клиентам – издадим приказ, который категорически запрещает им это делать.

К сожалению, именно так «развиваются» большинство российских (а также украинских, белорусский, казахских и пр.) компаний. От мала до велика, в самых разных городах и весях.

И когда мы спрашиваем владельца и его команду: «У вас в компании какая стадия развития: бардак, система, саморазвитие?» (см. схему тут), нам чаще всего отвечают…»

Практическое задание. Посмотрите схему и ее описание. Ответьте честно на вопрос: на каком этапе развития находится ваш бизнес. Пишите нам.


Итак, чаще всего нам отвечают, что компания – на пути к системе. А точнее, что система есть, но она… Ну такая, не совсем система.

  • Тут есть приказ
  • Там положение
  • Тут регламент
  • Там должностная инструкция
  • А вот останки от как бы внедренного когда-то ИСО-9001
  • Еще CRM есть – правда, пользуемся редко
  • А тут ваще – вызвал сотрудника на ковер и показал, где раки зимуют. Ерш его медь!
  • И т.п.

Такие попытки заткнуть дыры и поставить заплатки – работают слабо.

Это – лоскутное одеяло!

Все состоящее из заплаток: одна поверх другой.

Многие из них противоречат друг другу и/или устарели.

Значительная часть работы компании вообще никак не регламентирована. Работают, как Бог на душу положит. Как умеет данный сотрудник. Какое у него сегодня настроение.

У меня для вас плохая новость.

Это не система. Это – бардак!

Часто, по мере того, как я вникаю в устройство той или иной компании, я удивляюсь – как это вообще работает?

И правда, как?

За счет отдельных ключевых людей. Которые искренне болеют за дело, тянут все на себе. Убери их – и все рассыпется вмиг (что часто и происходит).

Работают они грамотно, профессионально?

Зачастую, нет. У них большой практический опыт, и сильное чувство ответственности.

Но до эффективности там далеко.

Кстати, и сами они от этого страдают. Работают до вечера, а порой и в выходные. По многу раз переделывают одно и то же. Постоянно разруливают всевозможные косяки: свои и чужие. И т.д.

И можно бы отладить работу, начать делать ее более четко, с меньшими затратами времени и нервов.

Но… Некогда – работать же нужно!

Так и ездят по бизнес-дорогам компании на прямоугольных колесах.

Практическое задание. Что вы СДЕЛАЕТЕ сейчас, после прочтения этой статьи? Пишите нам.

Читать продолжение статьи >>>

Смотрите также статью «Как организовать в своей компании работу по наведению порядка».

До встречи. Будьте счастливы!

Подмосковье,
16.07.2014

Как вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

Отзыв

Борис и Татьяна Гунда, г. Ужгород. Бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе» Угра 2012.

Мы приехали на бизнес-тренинг Михаила Рыбакова с Закарпатья. Мы являемся собственниками двух успешных бизнесов: сеть из 5 магазинов, которая занимается розничной продажей запчастей и СТО для грузовых автомобилей, а также сеть детских магазинов в Закарпатской области. Нашим бизнесам по 11 и 5 лет соответственно.
Основным заданием, с которым мы приехали, было разработать и улучшить систему мотивации сотрудников и выйти на новый уровень управления бизнесом.
Прожитые в лагере 10 дней существенно изменили наше понимание бизнеса:

  • Во-первых, нам удалось взглянуть на бизнес со стороны и четко определить процент участия в бизнесе в роли заказчика, архитектора, оперативного управляющего и исполнителя.
  • Во-вторых, если раньше я с недоверием относился к таким понятиям, как миссия, цель, видение, то после бизнес-лагеря я осознал важность этих понятий и их влияние на меня, как на собственника, и на компанию в целом.
  • В-третьих, вроде бы тривиально, но очень большим результатом стало осознание того, что четкая работа компании возможна только при грамотном описании бизнес-процессов. Михаил научил пользоваться инструментами выделения, описания и оптимизации этих бизнес-процессов.
  • Важным также стал анализ и оптимизация оргструктуры нашей организации. А также анализ источников информации и информационных потоков.
  • Открытием для меня стали предложенные Михаилом технологии определения потребности и подбора сотрудников на открытом рынке, их введение в должность и дальнейшее развитие персонала.

Отдельно хочется выделить особую экологичность всех мыслей, идей, которыми с нами в течение 10 дней щедро делился Михаил. И мы убедились, что это является его жизненным кредо.
Спасибо!

Наши клиенты, их результаты и отзывы.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2012. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
- Девушка, где-то я вас уже видел.
- Да, я часто где-то бываю.