Анонсы - 2024

Выпуск 293. Михаил Рыбаков. Корпоративная культура

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 13.08.2014

MR_Ugra.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". 

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Вокруг корпоративной культуры сложено много мифов. Часто считается, что это – некая данность, которой практически невозможно управлять.

А управлять надо – поэтому организуют различные "корпоративные" увеселительные мероприятия - как правило, с высоким содержанием алкоголя. Или пейтбол, или всякие "веревочные тренинги" и иные прыжки в мешках по полю. К чему это приводит?

Объединяет людей вокруг целей, далеких от целей бизнеса, прививает им вредные шаблоны поведения, возрастает роль неформальных лидеров. В пейнтболе - коллеги "расстреливают" друг друга, своих руководителей и подчиненных, сотрудников других подразделений.

И все это за счет компании, а точнее - ее владельцев. Приносит ли это пользу бизнесу и команде - вопрос.

На самом деле корпоративная культура – это то, как живет компания и люди в ней. Это:

  • дух компании
  • атмосфера, которая царит в кабинетах и коридорах, в магазинах и на складах 
  • традиции, ритуалы, привычки 
  • шаблоны, модели поведения, которые определяют повседневные действия сотрудников.
Например: 
  • любят компанию или ненавидят 
  • общаются друг с другом открыто, или плетут интриги и за глаза перемывают друг другу кости 
  • выполняют поручения руководства и просьбы коллег старательно, или для галочки, а по возможности "забивают" на них
  • приходят на работу и на деловые встречи вовремя, или опаздывают, а то и вообще забывают 
  • как одеваются
  • и т.д.

Культура бывает приятная и отталкивающая. Эффективная для компании или вредоносная.

На нее влияет очень много факторов, например:

  • личный пример высших руководителей компании и далее по иерархии 
  • принятый де-факто стиль руководства и принятия решений 
  • порядок в компании или бардак
  • система мотивации работников
  • их обучение, или отсутствие такового. 

Культуру компании можно формировать. А если она уже сложилась, то постепенно трансформировать.

Можно пытаться насаждать культуру сверху. Часто это сопровождается разработкой и принятием документов, таких как Миссия, Корпоративный кодекс, Философия компании.

Однако по опыту, несмотря на масштабность подобных проектов, это работает слабо. Люди покивают головами, распишутся в колонке "ознакомлен" - и будут жить и работать по-прежнему. 

Как же изменить культуру компании? 

Постепенно:

  • изменять стиль руководства, отношение к работникам и клиентам 
  • наводить в компании порядок
  • вовлекать людей в развитие бизнеса
  • помогать им сформировать новые привычки.

Но проще сказать, чем сделать. По опыту, всегда возникает сопротивление к изменениям. И чем сильнее давят сверху, тем активнее и изощреннее сопротивление - сила действия равна силе противодействия.

В вашей компании 

По нашему опыту, самый действенный способ изменить культуру - объединить руководителей и сотрудников компании вокруг общего полезного дела: проекта по наведению порядка в бизнесе. Тогда изменения культуры происходят исподволь, как бы сами собой. Незаметно - на фоне решения более важных для бизнеса задач. Однако уже спустя несколько месяцев улучшение атмосферы в компании становится очевидным.

Работа проходит в формате ключевых событий - стратегических (рабочих) сессий. А в промежутках между ними идет активная деятельность рабочих групп, решающих конкретные бизнес-задачи.

Именно в ходе такой работы и происходят "чудеса" - люди начинают слышать друг друга, договариваться, повышается их включенность в дела компании, они начинают лучше соображать, и многое другое. А это и есть изменение культуры. 

Естественно, нужно грамотно запустить этот процесс, и поддерживать его, чтобы не ушел в песок. Это непросто, и требует от первых лиц компании воли и разумной настойчивости.

Рекомендуем

Изучить теорию (со множеством практических заданий): 

Научится внедрять изменения на практике - живых примерах из своего бизнеса: 
  • Основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" - системное обучение для собственников и топов. Там участники тренируются трансформировать культуру своей компании, проживают ее изменения на практике. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
  • Чтение теории и иное обучение не заменят реальной работы с вашей командой на стратегических сессиях и между ними. Хотя и сильно помогут вам продуктивно участвовать в сессиях, управлять работой групп. Понимать: что, как и зачем делает профессиональный ведущий. Чтобы на следующем этапе научиться делать это самостоятельно. 

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Угра-2014. Финансы. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Однажды Мастер рассказал о женщине, которая обратилась в полицию с заявлением об изнасиловании.
- Опишите насильника, - попросил ее следователь.
- Ну, прежде всего, он - идиот!
- Вы сказали "идиот", мадам?
- Конечно. Он ничего не умеет, мне пришлось помогать ему!
Ситуация перестала казаться забавной после того, как Мастер добавил:
- Каждый раз, когда вы на кого-то обижаетесь, вспомните, чем вы помогли обидчику.
Слова Мастера вызвали бурю протеста, поэтому он продолжил:
- Можно ли обидеть человека, если он отказывается принимать оскорбление?