Анонсы - 2017

Выпуск 312. Наталия Морозова. Время для критического взгляда

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.02.2015

Наталия Морозова на яхтеНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Пока были "сытые" времена, многие собственники бизнеса вышли из оперативного управления. Конечно, это замечательно, когда команда работает, бизнес прибылен и дивиденды выплачиваются регулярно. Но вот картинка поменялась: продажи (в абсолютных величинах) упали, закупочные цены выросли, банки подняли проценты по кредитам, и появились тревожные мысли о судьбе компании.

Для тех замечательных людей, с которыми я сотрудничала в последние два месяца, компания - это любимое детище, а не только источник дохода. Они искренне хотят, чтобы она выжила и стала еще сильнее.

Давайте посмотрим, где происходят потери, которые мы раньше не замечали.

Финансовые потери компании из-за непоколебимой "правильности" главных бухгалтеров

(см. также статьи "А какой у Вас главбух?", "Еще раз о главбухах", "Так машина считает", "Мы всегда так делали").

Начну с небольшого отступления.

614f49a320ecb8bb5c2cddc4d9737f84.jpgУ руководства компании есть два подхода к ведению официальной бухгалтерии:

Подход 1: Мы все делаем правильно, и ни одна проверка нам не страшна. По этому принципу работала экспортная компания, в которой я была главбухом и финансовым директором. Последняя выездная проверка в ней длилась 11 месяцев. Со всеми приостановками, во время которых вызывались свидетели на допросы. В итоге совершенно необоснованно была насчитана недоимка в 44,5 млн. руб., которую мы отбили в Арбитражном суде. В итоге результатом 11 месяцев проверки стала пеня по НДФЛ в размере двух тысяч рублей. Но это исключение, а не правило. Мы могли себе позволить сражаться с налоговиками абсолютно официально. Компания была высокорентабельная, платила налоги и не имела "скелетов в шкафах".

Подход 2: Во время проведения выездной проверки доначисления неизбежны, вопрос в их размере. Как показывает мой опыт, в большинстве случаев компании во время выездных проверок с какими-то доначислениями, штрафами и пенями соглашаются. Сейчас главная тенденция: убрать какие-нибудь счета-фактуры на согласованную с проверяющими сумму НДС. И разойтись.

Но зная все это, главбухи с маниакальным упорством не разрешают покупать официально много чего, вплоть до электрочайников в офис.

Но покупать-то надо. Значит, покупаем за нал, а он стоит денег.

По понятным причинам, углубляться в этот аспект здесь не буду, но с удовольствием поговорю на эти темы с теми, кто приедет в Дахаб.

Задание №1. Посмотрите, за что в прошлом году вы платили неофициально, и насколько можно было сократить такие платежи. Посчитайте, сколько вы на этом потеряли. Вполне вероятно, что эта сумма Вас удивит...

Итак, совет: все, что можно оплатить официально, платим официально.

На категоричное (а порой и истеричное) "Нет!" вашего главбуха поинтересуйтесь, чем будет грозить данная оплата. Почти наверняка он скажет, что не сможет списать данные расходы на себестоимость, а НДС взять к зачету. А дальше начинается самое сложное. Надо достучаться до главбухского сердца. Надо объяснить, что вы цените его как профессионала, и понимаете его искреннее стремление сделать все идеально, но в случае проверки, вам все равно придется что-то отдавать, так почему бы не отдать реальные суммы, которые нельзя было относить на затраты. А ведь проверки за данный период может и не быть...

И если Ваш главбух не относится к тем, кто принципиально никогда не занизит налогооблагаемую базу, то его можно убедить в разумности предлагаемого подхода.

Наверное, сейчас главное пересмотреть штампы: "Мы всегда так делали".

Посмотреть на все абсолютно новым и критическим взглядом.

Потери при импорте

Например, если Вы регулярно покупаете импортные товары (сырье) у российских компаний и знаете, во что они Вам обходятся, то подумайте о прямом контракте с импортером. Это кажется нереальным, но он может оказаться существенно более выгодным в абсолютном денежном выражении (знаю точно, сама просчитывала вместе с клиентом). А кроме того, будут убраны риски, связанные с возможной недобросовестностью этого поставщика. С отчетности за 1 квартал 2015 года мы сдаем книгу покупок и книгу продаж в электронном виде вместе с декларацией по НДС. В книге покупок указываются все номера таможенных деклараций, по которым ввезли импортные товары (сырье). А при нынешней компьютеризации каждый номер таможенной декларации находится за несколько минут. И если по этой декларации ввозилось детское питание, а компания станками торгует, то это покажет проверяющим, где надо копать дальше...

Т.е. при прямом импортном контракте уходят риски обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды в результате общения с недобросовестным поставщиком. Такое обвинение сейчас - это тренд, который будет в этом году только усиливаться. При прямом же импорте - входящий НДС чист, как слеза младенца (см. также статью "Один серый другой белый... или немного об импорте").

Не надо верить на слово таможенным брокерам, которые рисуют апокалиптические картины самостоятельного импорта. Это их бизнес, который они не хотят терять.

Просчитывать прямой контракт надо с "чистого листа", подбирая правильные коды ТН ВЭД, условия "ИНКОТЕРМС" и т.д. Вам надо знать реальный размер таможенных пошлин, а не тот, который Вам называют люди, с которыми Вы уже давно работаете в данной области. Мой опыт показывает, что они их то ли путают, то ли специально завышают, чтобы ничего не менять...

Работа на коврах.jpgСледующий большой шаг: посмотреть критически на работу финансового директора Вашей компании.

Продолжение >>>

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Конференция "Как навести порядок в своем бизнесе". 25 января 2013 г.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Лентяй - человек, которому нравится просто жить.