Анонсы - 2024

Выпуск 319. Виктор Лучков. Бизнес-процессы. Как их увидеть и начать применять. Часть 1

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от  17.04.2015

Виктор ЛучковВиктор Лучков – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий. 23 года личных продаж, 18 лет - опыт управления и 8 лет - опыт консультанта. Автор более 50 публикаций в деловой прессе. Провел более 400 мероприятий: тренингов, семинаров и стратегических сессий, на которых обучено около 5000 участников.
Виктор: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…


Представьте, что 90% руководителей совершенно не задумываются о бизнес-процессах. И это вполне естественно. Как естественно не задумываться о процессах, происходящих внутри нас самих - в организме. Процессы происходят постоянно. Вне зависимости от нашего осознания. В бизнесе так же безостановочно происходят самые разные процессы: процессы маркетинга и продаж, производственные процессы, процессы закупки и логистики, а также другие. Чем крупнее бизнес, тем большее количество процессов происходит в единицу времени.

В предыдущей статье мы оценили выгоды, которые получает компания и ее сотрудники от формализации и внедрения бизнес-процессов. Почему же руководитель может позволить себе не думать о процессах? По причине банального недостатка знаний. Как часто ваши руководители проходят обучение? И как часто это обучение касается освоения бизнес-процессов? Боюсь, ваши ответы будут не в пользу высокой квалификации руководителей.

Мы различаем термины "процесс" и "бизнес-процесс". Процесс - деятельность сотрудников компании, которая происходит в любом случае, даже если это не осознают участники этой деятельности. Бизнес-процесс обязательно формализован и внедрен. Люди в компании осознанно изучили процесс решения конкретной задачи, описали его, улучшили, освоили его в новом виде и точно применяют каждый раз. Кроме того, бизнес-процесс подлежит постоянному усовершенствованию, оптимизации под меняющиеся условия работы.

Но посыл этой статьи не в изобличении недостатков руководителей. Мне важно показать вам принципы процессного управления. Предлагаю посмотреть на свою компанию, как на организм, в котором кипит жизнь, происходит множество экземпляров (копий) бизнес-процессов. Что же вы можете увидеть, взглянув на привычную картину повседневной работы через призму процессного подхода?

Внимание! В конце статьи я разместил два практических задания. Подарки для тех, кто качественно выполнит задания и до 23 апреля пришлет их на почту info@mrybakov.ru:

1. Обсуждение вашего задания по скайпу (30-40 минут). Только для 5 лучших и быстрых ответов.

2. Скидка 20% на участие в моем Практикуме 29.01.15 "Как управлять подчиненными, используя систему". Только для 3 компаний.

3. Скидка 10% на участие в летнем бизнес-лагере 1-7.08.15 "Методики создания системы в бизнесе". Только для 3 компаний.

Есть дополнительный повод прочитать статью полностью!


Представим, что у вас небольшая торговая компаний. Розница и опт. Коллектив несколько человек. Работа с клиентами происходит в офисе продаж. Компактный склад здесь же в отдельном помещении. Правда, знакомая картина.

Заходит клиент. Кто он? Представитель организации или физическое лицо? Он у вас впервые или постоянный покупатель? Ваш опытный продавец узнал посетителя. А как не узнать, если этот человек раз в неделю делает закупки для своей организации. С таким клиентом все просто и понятно: быстро обсудили детали сделки, зарезервировали товар, клиент пошел к бухгалтеру оформлять документы и делать оплату. Далее клиент идет на склад и у кладовщика получает товар. Минимальное разделение труда, явно обозначены только 3 шага бизнес-процесса:

  1. Обсуждение потребностей клиента и подбор товара. Действующие лица: продавец и клиент.
  2. Оформление документов и прием оплаты. Действующие лица: бухгалтер и клиент.
  3. Сборка товара на складе и выдача его клиенту. Действующие лица: кладовщик и клиент.

У подобного процесса есть сразу 2 названия: сквозной бизнес-процесс и основной бизнес-процесс. Между названиями не должно быть путаницы. Это два разных взгляда на процессы. Первый взгляд определяет вид процесса. Смотрим на процесс с позиции его масштаба: сквозной процесс или подпроцесс (как детализация одного шага сквозного процесса). Такой взгляд помогает сфокусироваться на процессах, которые происходят в компании в целом. Позволяет видеть, что границы процессов - это границы предприятия, а не отдельных подразделений. Помогает договориться, каким образом должны взаимодействовать в одном процессе исполнители разных подразделений.

Сквозные процессы - основа процессного подхода. Сквозные процессы проходят через компанию "насквозь", от одной границы компании до другой. В нашем примере от продавца до кладовщика. Формализация бизнес-процессов обязательно начинается с описания и внедрения именно сквозных.

Подпроцессы - отдельные шаги сквозных процессов, их детализация. Сами по себе подпроцессы "висят в воздухе". Без понимания их места внутри сквозных процессов, у подпроцессов нет привязки к общему результату деятельности компании. К сожалению, не все руководители понимают эту простую истину. Фокусируются только на процессах, происходящих в их подразделениях. Тем самым менеджеры только укрепляют межфункциональные барьеры, замыкают на себя взаимодействие с другими подразделениями в компании. Такой фокус провоцирует напряженность в коллективе и конфликты между исполнителями сквозного процесса.

В моих выступлениях вы можете встретить термин "локальные процессы". Я использую его, как синоним термина "подпроцессы", более яркий при восприятии на слух.

Где в нашем примере находятся подпроцессы? Внутри каждого из 3 шагов сквозного процесса. Каждый исполнитель умеет выполнять свою функцию: продавец умеет провести переговоры и подобрать нужный товар, бухгалтер обучен оформлять документы по сделке и принимать оплату, кладовщик ежедневно собирает товар по заявке и отгружает клиентам.

Сквозной бизнес-процесс необходим, чтобы улучшить взаимодействие между разными исполнителями. Описывать же подпроцессы разумно только в тех случаях, когда нам необходимо добиться единообразия в действиях нескольких исполнителей, которые выполняют одинаковую работу. Если в офисе продаж у вас два и более продавцов, рационально детализировать 1-й шаг процесса и добиться обслуживания клиентов единым способом. Вторая причина обратить внимание на подпроцессы - желание улучшить выполнение конкретной операции, повысить результаты отдельного шага сквозного процесса.

Второй взгляд определяет категорию процесса. С какой целью мы выполняем тот или иной процесс? Какую добавочную ценность мы создаем внутри процесса? И самое важное, для кого мы выполняем данные процесс, т.е. кто клиент процесса? Ответив на эти три вопроса, мы выделили в нашей методологии три категории процессов:

  1. Основные
  2. Вспомогательные
  3. Управления

Плюс не забываем про еще одну категорию процессов - процессы совершенствования компании. Это процессы улучшения деятельности компании. Такие процессы можно: 1) формализовать, как самостоятельные; 2) или добавить, как дополнительные шаги (подпроцессы), в основные, вспомогательные и процессы управления. Лично мне больше нравится второй подход, когда в сквозных процессах заложено саморазвитие.

Основные бизнес-процессы (ОБП) - это процессы, выполняя которые, предприятие зарабатывает. Основные процессы - суть деятельности компании, без них не может быть бизнеса.

В первую очередь, учимся видеть именно основные процессы. Их от одного до десяти в любом бизнесе. На некоторых предприятиях количество основных процессов может доходить до двух-трех десятков. Все зависит от количества видов деятельности компании, разнообразия продуктовой линейки.

Я рассматриваю каждый ОБП, как решение определенной задачи клиента. Такой подход позволяет упростить взаимодействие между продажами и остальной компанией, занятой производством продукта и выполнением заявок клиентов. Продавцу значительно проще строить аргументацию на переговорах, когда он понимает: как в компании создается продукт, какие этапы проходит заявка клиента, какие узкие места процесса его компания выполняет лучше конкурентов.

Как во всем многообразии процессов предприятия безошибочно увидеть основной бизнес-процесс? Критерии ОБП самые простые. Процесс основной, если в нем участвует внешний клиент (покупатель); в ходе данного процесса происходит удовлетворение потребности, заявленной клиентом; и в рамках процесса клиент производит полную оплату за приобретенный товар.

Мы выделяем комплекс задач, которые в обязательном порядке должны быть решены основным бизнес-процессом:

  1. Выполнить заявку внешнего клиента по приобретению продукта компании.
  2. Создать потребительскую ценность в виде законченного продукта.
  3. Закрыть сделку с клиентом, получив от него все части оплат (аванс, предоплату и полную оплату) и оформив все необходимые документы (счета, накладные, акты, сметы, фактуры и пр.)

Основной бизнес-процесс считается законченным только при условии решения всех указанных задач. Например, меня всегда удивляют руководители, которые не знают, как решить вопросы просроченной дебиторки. Пытаются создать отдельные процессы по работе с дебиторской задолженностью. При правильной формализации основных бизнес-процессов проблемы с дебиторкой решаются автоматически. Тоже самое и со второй распространенной проблемой - отсутствие документов по сделке, чаще всего, актов и накладных. Бухгалтер с протянутой рукой ходит за менеджером по продажам, уговаривая его съездить к клиенту и привезти недостающие документы.

В компании должны быть введены единые правила игры относительно бизнес-процессов. Пока конкретный процесс не закончен, участники процесса не могут рассчитывать на премиальные, которые возникают по результатам данного процесса. Например, проценты и премиальные не должны начисляться продавцу и другим сотрудникам до полного завершения бизнес-процесса. С точки зрения процессного подхода, порочна практика учета сделок "по отгрузке". У продавца должен быть интерес удовлетворить потребность клиента, обеспечить 100% оплату сделки и оформление всех документов. Ваши правила игры должны быть направлены на стимулирование именно такого интереса.

В завершение первой части статьи практика для закрепления темы. Предлагаю вам увидеть этапы более сложного процесса и посмотреть, как подобный процесс происходит в вашей компании.

Задание 1: Та же самая торговая компания. У постоянного клиента заявка на приобретение товара. Товара нет на складе, его нужно закупить у поставщика. Кроме того, покупателю необходима доставка транспортной компанией в другой город.

Запишите последовательность шагов данного бизнес-процесса от момента приема заявки от клиента до полного закрытия сделки. Для каждого шага сформулируйте название, которое однозначно показывает суть происходящего на данном этапе процесса, а также укажите всех действующих лиц на каждом из шагов процесса. Процесс должен быть не менее 7 и не более 15 шагов.

Если в вашей компании есть подобный процесс, дополнительно формализуйте свой процесс "как есть" сейчас, т.е. как реально выполняется данный процесс в вашей компании. Сравните его процессом в задании.

Bekasovo2013_VL.jpgЗадание 2: Сделайте список основных процессов вашей компании. Определите все разные процессы, выполняя которые, вы зарабатываете.

О вспомогательных процессах и процессах управления продолжим разговор во второй части статьи

*****


Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?

 *****

Читайте еще на тему управления:

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2016. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.