Анонсы - 2017

Выпуск 333. Наталия Морозова. Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 5. Оборачиваемость

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 27.07.2015

Morozova_finl1.JPGНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Начало статьи:

Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?

11. Для того, чтобы знать, как часто и какие товары надо закупать для последующей продажи, чтобы они не пылились на складе.

Это очень важный вопрос, т.к. одна из причин возникновения кассовых разрывов – это как раз замораживание денег в товарах. Для выбора товара для последующей перепродажи главными являются два параметра: маржинальность и оборачиваемость. Маржинальность (маржинальная прибыль) - это один из любимых показателей предпринимателей. Ну кто ж не знает свою маржу! Она, в частном случае, определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товара. В общем случае - как разница между Доходом и Прямыми переменными расходами (подробнее о видах расходов я писала в статье «Разделяй и властвуй! Разбираемся с расходами компании».)

Итак, с маржой все понятно, чем она выше, тем лучше.

Оборачиваемость по каждому виду товара знают далеко не все предприниматели, хотя этот показатель не менее важен при выборе ассортимента продаваемого товара, чем маржинальность. Во многих современных программах, например «1С-Торговля» последних версий оборачиваемость считается автоматически; если такой опции в ваших программах нет, то имеет смысл считать оборачиваемость в программе для управленческого учета. Ведь не зная оборачиваемость различных товаров найти оптимальную частоту и количество закупаемого товара практически невозможно.

А что же такое оборачиваемость и как она считается?

Оборачиваемость показывает, сколько раз за определенный промежуток времени (период) был продан (обернулся) товар.

Оборачиваемость считается по каждому конкретному товару отдельно (!).

Формула оборачиваемости следующая:

form1.jpg

где, Тср - средний товарный запас за период

Товарооборот и средний товарный запас должны попадать в формулу в одних и тех же единицах измерения: это могут быть как штуки, так и деньги. При этом,(Внимание!) если вы будете считать товарооборот и средний товарный запас в деньгах, то не забудьте, что товарооборот в данной формуле не равен продажам данного товара (отгрузкам, выручке) за данный период. Он равен количеству проданного товара в штуках, умноженному на покупную стоимость одной штуки товара. Средний товарный запас также рассчитывается исходя из покупной стоимости товара.

А как же правильно рассчитать средний товарный запас?

Классическая формула такова:

form2.jpg

T1,T2,…,Tn- величина товарного запаса на каждый день анализируемого периода, n – количество дней в рассматриваемом периоде.

История из практики: На одном из бизнес-лагерей на Угре участник спросил:«Почему для расчета среднего товарного запаса нельзя было просто взять среднее арифметическое? Зачем делить пополам начальное и конечное значения и уменьшать на единицу количество дней?»

А действительно, зачем? Как Вы думаете?

cars.jpg

Правильно, чтобы средний товарный запас считался максимально корректно, надо убрать влияние пиков. Т.е. классическая формула предполагает, что на начало периода количество товара максимально, а на конец - минимально. Именно эти пики и нивелируются делением на два.

За период обычно берется месяц.

Однако собственник, знающий специфику работы своей компании, по опыту знающий как продается и, соответственно, как часто завозится каждый вид товара, может несколько видоизменить формулу, сделав ее максимально корректной для себя.

История из практики (поделился участник бизнес-лагеря, совладелец крупной торговой сети):

Поскольку в его бизнесе четко выражена зависимость количества продаваемого товара от дня недели, то средний товарный запас считаем за неделю. Опыт показывает, что люди больше всего товара покупают в субботу, а потому пики товарных запасов приходятся на третий день недели, среду - день завоза (Т3) и воскресенье - последний день недели (Т7), когда количество запасов товара минимально.

Тогда формула приобретает следующий вид:

form3.jpg

где T1,T2,…,T7 - величина товарного запаса на каждый день недели с понедельника по воскресенье (последовательно),6 — количество дней недели, уменьшенное на 1.

Задание: Посмотрите, как у Вас продается каждый товар, как завозится, как часто за период бывают пики (именно эти пики и надо усреднить при расчете среднего товарного запаса). Какая формула для расчета среднего товарного запаса получается у Вас?

Оборачиваемость считают не только в разах, но и в днях.

Она вычисляется по формуле:

form4.jpg

где n – количество дней в рассматриваемом периоде,

Тср - средний товарный запас за период.

Оборачиваемость в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего запаса каждого конкретного товара.

Пример: Средний товарный запас табуреток 100 штук, в месяце 30 дней, за месяц продано 500 штук.

Оборачиваемость равна 100*30/500=6.

Т.е. средний товарный запас табуреток продается за 6 дней.

Анализ изменений оборачиваемости каждого товара (горизонтальный анализ оборачиваемости) помогает отслеживать тенденции рынка, принимать верные управленческие решения.

Очевидно, лучшие товары – это товары с высокой оборачиваемостью и высокой маржинальностью. Такие товары наиболее выгодны и приоритетны для реализации в настоящий момент. Но можно работать и с товарами, у которых высок один из показателей (оборачиваемость или маржинальность). Товарами же, у которых оба показателя низкие, торговать не имеет смысла. Однако рубить сплеча не стоит: какой-то из невыгодных товаров может быть нужен для сохранения ассортимента, либо по другой причине.

Во избежание кассовых разрывов, оборачиваемость товара следует учитывать при определении сроков отсрочки платежа для поставщиков и покупателей. Вообще же это еще одна большая тема, которую мы обсуждаем в ходе прохождения бизнес–лагеря "Эффективное управление финансами".

Приглашаю присоединиться и обсудить на нем много разного, нужного и полезного.

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2011. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Встречается как-то раз Земля с другой планетой и говорит:
- Ты знаешь: у меня люди завелись! все что-то сверлят, буравят, пилят! Надоели: сил моих больше нет!
А та ей отвечает:
- Да ты не парься пройдут скоро! У меня тоже были - прошли!