Анонсы - 2017

Выпуск 366. Михаил Рыбаков. Не ради денег

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 18.05.2016

MR_Dec2015_2.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Статья для бизнесменов, руководителей, и всех остальных, кому важно вовлекать людей. Вряд ли в управлении есть более острая задача, чем мотивация сотрудников. Разве что их подбор.

Статья для меня очень живая. Рожденная годами работы с разными организациями.

При ее прочтении будьте честны с собой.

Кстати, все, написанное здесь, применимо и к детям, и к себе любимому…

***

Да, люди работают не ради денег.

Точнее, не только ради них.

Еще точнее: вкладывают душу, старания и силы в работу – не за деньги.

А деньги… Конечно, они нужны всем, кто живет в человеческом обществе.

Но вот насколько сильным мотиватором они являются?

***

Задача каждого руководителя – выполнять стоящие перед ними задачи. Причем не самому, а головами и руками сотрудников. Как добиться того, чтобы человек делал то, что нужно вам?

Обычно руководители ищут у человека «волшебную кнопку». Некую схему премирования, благодаря которой люди с утра до ночи будут старательно и результативно работать на благо компании.

Базовая мысль, которая лежит в основе этого поиска – людям очень важны деньги.

  • И если дать им возможность заработать больше, выдавая больший и лучший результат, люди обязательно помчатся к вашей цели.
  • Или другой вариант: штрафовать, и они будут избегать тех действий (или бездействия), за которые их наказывают.

Часто эти способы совмещают.

Практическое задание. Насколько мотивированы Ваши работники?
Хорошо ли работают всевозможные «схемы мотивации», которые Вы для них придумываете?

Однако так ли чувствительны работники к вашим «шаманским пляскам» вокруг попыток их стимулировать?

Практика показывает, что значительная часть работников к этому практически равнодушна.

То есть они:

  • Не будут напрягаться ради «лишних» нескольких тысяч (или десятков тысяч – в зависимости от должности, региона и пр) рублей, гривен, тенге и пр.
  • Не станут активно избегать ошибок, попустительства и пр., за которые их наказывают.

Это напоминает мне понятие «эластичность спроса» в экономике. Если спрос на некий товар или услугу эластичный, то при снижении цены покупать его начинают гораздо активнее. И наоборот: если не эластичный, изменения цены почти не влияют на уровень спроса.

Так вот «эластичность» включенности людей в работу в зависимости от материального вознаграждения – невысока.

Конечно, есть некоторые категории сотрудников, у которых эта «эластичность» выше. Например, продавцы. Хотя и у них она зачастую очень низкая. Также я часто встречаю коммерческих директоров компаний и руководителей отделов продаж (не говоря уже о рядовых «сейлзах»), которые месяцами и годами не хотят «отрывать попу от стула», чтобы поехать к клиенту, сделать дополнительные звонки, провести новые акции по продвижению и пр. Хотя рыночных возможностей кругом полно, а учредители «прыгают» вокруг них, уговаривают, требуют, меняют сотрудников и целые команды.

Если уж у коммерсантов такое творится, что говорить про других работников…

*** 

Почему так происходит?

Причин много. Рассмотрим некоторые.

1. Пожалуй, первая из них – людям не так уж важны материальные блага, как об этом принято думать. Человеку в жизни нужно не так уж много. И как ни пытается общество навязать людям важность безграничного потребления, природа человека – мудрая.

Внутри каждого из нас постоянно работают «весы». На одной их чаше – выгода от того или иного действия. На другой – затраты усилий. Если выгода перевесила, действие состоится, если нет – лень победит. И это правильно.

На разных этапах жизни человека материальные потребности различны. Пока ему нужны квартира-дом-машина и т.п., потребность в деньгах выше. Когда все это есть – гораздо ниже.

Кстати, у личностно зрелых людей материальные потребности часто невысоки. Например, Стив Джобс много лет ходил в одинаковых темно-синих джинсах и водолазке. Марк Цукерберг - аналогично. А Кампрад Ингвар - основатель Икеи - знаменит тем, что всегда ездил на допотопном грузовике. Заметим, это одни из самых богатых людей в мире. Им уже не нужно выпендриваться.

Конечно, есть люди-исключения, у которых потребность в деньгах - высока, а возможно и безгранична. Но их не так уж много.

Остальные лишь говорят о том, как им нужны деньги и блага. Но в реальности не готовы прикладывать ради этого серьезные усилия. Про них даже пословица есть: "Говорить - не мешки ворочать!"

У большинства людей есть «потолок» денег и потребления благ, достигнув которого, они не будут напрягаться, чтобы заработать больше. У многих он невысок: от двадцати до ста тысяч рублей в месяц (в текущих ценах). Зачастую – ближе к меньшей из этих цифр.

Когда человек находится в районе своего «потолка потребления», вы можете из кожи лезть, пытаясь его замотивировать на бОльшие результаты в работе. Обещать ему золотые горы. Бесполезно. Оно ему не нужно. Только деньги пустите не ветер.

А что же людям надо?

О, это важный вопрос!

Практическое задание. По Вашему опыту, что важно людям, когда их материальные потребности более или менее удовлетворены?
Ради чего они стараются: в работе, в жизни?
Что их по-настоящему заводит, зажигает? А Вас?

 

2. Часто охоту работать у сотрудников (а также детей и пр.) отбивает демотивирующий стиль руководства. Это очень обширное явление, например:

  • Шеф не делегирует людям полномочия и ответственность. Принимает решения за них. Не дает места для инициативы.
  • Постоянно «бьет работников по рукам» (а порой и «по голове»).
  • Замечает и подчеркивает лишь недостатки в сотруднике и его результатах, а не достоинства.
  • Руководитель ставит задачу, но не спрашивает за результаты.
  • Или не выделяет работнику ресурсы на выполнение задачи.
  • Жестко ругает людей, унижает их достоинство.
  • Часто наказывает.
  • Поддерживает склоки, сплетни и «войнушки» между подразделениями и отдельными людьми («разделяй и властвуй»).
  • Большой босс командует через головы руководителей среднего звена.
  • И многое, многое другое.

Сотруднику становится «все по фигу»: фирма, руководитель, коллеги, результаты, он сам…

В таких компаниях люди часто увольняются или их увольняют.

Кстати, атмосфера, царящая в коллективе компании – «заразна». Новички быстро перенимают повадки старожилов.

Практическое задание. Ваш стиль руководства – мотивирует или демотивирует сотрудников? Приведите конкретные примеры.

 

Заставить человека что-то делать – невозможно.

По крайней мере, делать это хорошо.

Он всегда будет делать то, что ему выгодно. И так, как ему удобно.

Можно лишь сделать так, чтобы он сам захотел. Изнутри.

 3. Общий бардак, царящий в организации:

  • Непонятно, кто чем занимается и за что отвечает.
  • Клиенты недовольны.
  • Руководители и работники – нервничают.
  • Начальство ругается, ищет крайнего.
  • В компании мало денег, положение неустойчиво.
  • Люди работают допоздна, но не получают удовлетворения от результатов.

Практическое задание. В Вашей компании порядок, или…?

***

Эти проблемы встречаются в очень многих организациях.

Как их пытаются решить?

Путем бесконечных попыток найма «волшебных» сотрудников, которые наконец-то справятся со всеми трудностями и решат все задачи.

А также – ищут у людей ту самую «кнопку». Супер-схему стимулирования, которая «наконец-то заставит их хорошо работать».

У меня для вас 2 новости.

  • С одной стороны, чудо-сотрудников и схемы мотивации не существует.
  • С другой – решение есть. Оно лежит по ногами и кричит: «Ну заметьте меня!»…

***

И???

Все просто: нужно вовлечь людей в компанию, в ее цели, жизнь, деятельность. Чтобы им стало не по фигу.

***

А что же с деньгами?

Вот главные требования к оплате труда. Она должна:

  • быть простой и понятной работнику,
  • восприниматься им как справедливая,
  • быть «в рынке»: соответствовать типичным зарплатам данной должности и региона или чуть выше – при достижении сотрудником поставленных реалистичных целей,
  • позволять человеку удовлетворить свои настоящие (а не мнимые) потребности.

Да, конечно, хорошо, если система оплаты труда нацеливает сотрудника на задачи должности, подразделения и компании в целом. Как создать такую схему – я подробно, с примерами и объяснениями, описал в главе «Персонал» своей первой книги «Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум».

Как нанимать правильных сотрудников я описал там же. Многие компании внедрили и довольны результатами.

Практическое задание. Система оплаты труда, действующая в Вашей компании – успешная?

***

Но сейчас я не про это.

А про то, как сделать, чтобы у ваших сотрудников «горели глаза». Чтобы утром они радостно мчались на работу. И так – месяцами, годами. Конечно, врЕменные провалы случаются и у лучших людей (даже у собственников бизнеса), но они быстро из них выкарабкиваются.

Естественно, все это без гипноза и т.п. По доброй воле людей, в здравом уме и твердой памяти.

Как вовлекать людей? В компанию, в ее дела, и вообще – в жизнь.

Это реально: за 15 лет мы выработали четкую и понятную технологию. Она на грани искусства, и при этом дает стабильные результаты.

Живых примеров много: десятки самых разных компаний (от холдингов до микро-бизнеса), тысячи людей.

Я подробно описал технологию в новой книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Конечно, книга не заменит практического обучения и работы с Вашей командой. Но она позволит Вам лучше подготовиться, принять осознанное решение о дальнейших шагах.

Будьте успешны, свободны и счастливы.

До встречи!

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Политика конфиденциальности

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Бизнес-лагеря Угра-2015. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Настоящий оптимист даже на кладбище вместо крестов видит плюсы