Анонсы - 2017

Выпуск 098. Михаил Рыбаков. Что делать если…

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 02.07.2009

Михаил Рыбаков.JPGМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…


Данная статья представляет собой экспертное мнение в рубрике "Что делать, если" журнала "На стол руководителю"

  • Что делать, если…хочется сохранить компанию, а деньги на ее содержание стремительно заканчиваются?

    Эту тему предложил один из наших экспертов, который всегда отвечал на вопросы. Теперь он нуждается в ваших советах.

  • Что делать, если … сотрудник, несмотря на кризис, просит повышения, а руководитель не может этого сделать (нет денег, нельзя создавать прецедент и т.д.)?

    Как должен действовать руководитель (теория)? Приходилось ли вам сталкиваться с такой ситуацией (личный опыт)? Какие методы нематериальной мотивации используются у вас в компании (практика)?

  • Что делать, если … в период отпусков сотрудники не могут или не хотят замещать друг друга? Актуальна ли эта проблема для вашей компании (да/нет/частично)? Для каких подразделений? Почему? Как должен действовать руководитель (теория)? Как это сделано в вашей компании (практика)?
  • Что делать, если … сотрудник принимает «левые» заказы?

    По словам одного нашего эксперта, в цифровой печати работники используют оборудование компании-работодателя, чтобы печатать свои заказы бесплатно, продавая в 2–3 раза ниже рыночной стоимости. Аналогичные случаи встречаются и в других областях бизнеса.
    Приходилось ли вам сталкиваться с такой ситуацией (личный опыт)? Как должен действовать руководитель, когда обнаружил, что за его спиной принимают заказы? Как предотвратить подобные ситуации (теория)? Можно ли вообще в нашей стране искоренить «левые» заказы (точка зрения)?

***

Итак, что же делать? При всем различии между этими вопросами, они сильно перекликаются. Проблематика разная, а суть и ответы - близки.

Хочется сохранить компанию, а деньги на ее содержание стремительно заканчиваются

Возвращаемся к основам. Издержки бывают постоянные и переменные. Переменные зависят от объема деятельности. Нет деятельности - нет и переменных издержек.

Если заканчиваются деньги - значит у вас высокие постоянные издержки. Например:

  • Аренда помещений
  • Безлимитная связь
  • Выплаты по кредитам
  • Оклады сотрудников

Вот их и надо резать, причем срочно.

Аренда, безлимитная связь, выплаты по кредитам

У вас еще роскошный офис в центре? Уменьшайте его в разы, переезжайте на окраину или за город. Разрешайте сотрудникам работать на дому, благо что сейчас средства связи позволяют. Понимаю, что не хочется. Но или вы сохраняете бизнес, или нет.

Если ваши сотрудники пользуются безлимитной связью, самое время от этого отказаться. Мы, как только начался кризис, прошлись по списку издержек, и перевели СкайЛинки с компании на себя как на физлиц. Некоторые из сотрудников не захотели - их право. От этих номеров просто отказались.

Хуже всего, если у вас кредиты. Если нет возможности отсрочить выплаты, выгодно перекредитоваться, тут уже сильно попахивает бакротством. По крайне мере, это будет вам хорошим уроком: работайте на свои. В следующем бизнесе вы будете уже умнее.

Оклады сотрудников

Вы все еще платите высокие оклады? Бросьте это дело. Я уже писал об этом подробно (например, "Хочу ли я…?", рассылка "Советы бизнес-консультанта", выпуск 80). Но если кратко, то это не выгодно вам и развращает сотрудников: дает им основание думать, что деньги получают, а не зарабатывают. Переведите сотрудников на оплату от результатов труда (проценты, сдельщина, доля в прибыли и т.д.), и вы решите сразу множество проблем.

Если копать еще глубже, то кто для вас сотрудники: примитивные исполнители или партнеры по бизнесу? Если первое, то и ответственность за их содержание полностью на вас. А они сидят как маленькие галчата и раскрывают клювы, с криками: "Где моя зарплата? Почему так мало?". Если же вы придерживаетесь партнерской модели взаимоотношений, то каждый сам является отвечает за успех или провал компании, а не сидит на вашей шее. Вам как бизнесмену что больше нравится? Партнерская модель хороша еще и тем, что под нее подбираются сильные, амбициозные, трудолюбивые люди. Вы хотите видеть их в своей команде?

Хороший best practice вы можете найти в книге Сэма Уолтона "Сделано в Америке": о том, как создавалась крупнейшая в мире сеть гипермаркетов Wal-Mart. У них каждый сотрудник является партнером компании. Результаты - налицо.

Если брать нашу компанию, то у меня все завязаны на результат своей работы. Хороший результат - хороший заработок. Нет результата - нет и затрат для компании. Все предельно честно, и всех это устраивает.

Кстати, как вариант, вы можете вообще вывести персонал из штата компании, работать с ними по договорам. Это сильно снижает издержки, т.к. вы платите не постоянно, а только за реально выполненную работу. Можете предложить людям оформиться как индивидуальным предпринимателям: это заметно снизит налоги. К тому же вы можете предложить им действительно стать предпринимателями, т.е. продавать свои услуги не только вам, но и на рынок. То есть по сути вы от компании с монолитной структурой переходите к некой сети людей, каждый из которых работает сам на себя, но ко всеобщей выгоде. Это поднимет предпринимательский дух людей и позволит сохранить команду в "голодные" времена. У меня, да и вообще в консалтинге, это реально работает. И все больше моих знакомых из разных сфер бизнеса живут именно так. За этим будущее.

Понимаю, что это кардинальный пересмотр взглядов. Но сейчас сама жизнь этого требует. Жить по-старому больше не получится, нравится вам это или нет.

Конечно, при пересмотре модели бизнеса и оплаты труда кто-то из сотрудников уйдет. Может, и к лучшему? 

Сотрудник, несмотря на кризис, просит повышения, а руководитель не может этого сделать (нет денег, нельзя создавать прецедент и т.д.)

Что значит "просит"? Если он сидит на окладе, то и будет просить: вы же сами его к этому сподвигли. А если он оплачивается по результату, то и просить он может только у клиента. Вот пусть этим и займется! Объясните своим сотрудникам, что их деньги находятся не у шефа, а у клиентов. А за каждого приведенного клиента вы платите честные проценты. Кто-то возмутиться. А кто-то пораскинет мозгами, поднимет свои связи и действительно найдет вам контракты. Сидеть и ждать погоды у моря сейчас совершенно не перспективно. Донесите эту нехитрую мысль до сотрудников.

Мы вроде бы работаем в рынке уже больше 15 лет, да вот только привычки еще остались совковые. Попросить да потребовать место того, чтобы взять и сделать. От того так и живем.

В период отпусков сотрудники не могут или не хотят замещать друг друга

Если не могут, значит вы не позаботились об обучении сотрудников смежным специальностям. Здесь варианта всего 2: или действительно учить (лучше - с помощью наставничества), или покупать необходимую работу на аутсорсинге. Например, бухгалтерию, транспорт, складирование и т.д. Вы уверены, что вам нужен именно штатный бухгалтер? Что у него все ок с квалификацией? Что вы ему не переплачиваете? Или что у вас есть достаточно рычагов воздействия на штатного водителя? Попробуйте-ка ему не заплатить - требовать начнет. А вот если он за штатом - совсем другое дело. Сам прибегать будет, работу просить.

Однако, чаще сотрудники все же замещать именно не хотят. Тут опять же вопрос, что для них компания. Халявная кормушка или площадка, где можно самореализовываться и зарабатывать деньги.

Поставьте себя на их место. Им есть резон выполнять работу "за себя и за того парня"? Больше денег? Возможность получить новые знания и навыки, освоить новую профессию? Расширить свои горизонты и лучше понять как работает компания, поднять голову над текучкой?

Если это так, что донесите до них, чем им выгодно подменять товарища. Если нет, то вы бы сами стали это делать?

Многие руководители любят говорить: "Ну он же должен!". Эти взгляды устарели. Сейчас мало настолько голодных людей приемлемой квалификации, которые готовы работать из-под палки. Все более-менее сытые, даже в кризис. И будущее за теми, кто сможет увлечь, а не заставить.

Сотрудник принимает «левые» заказы

Как вы считаете, есть смысл бороться, к примеру, с силой тяжести? Любой сотрудник хочет иметь больше денег, и если не может добиться этого легально, начинает придумывать серые схемы. А виноват в этом владелец бизнеса, своей жадностью и неэффективностью управления подталкивая людей к криминалу.

В армии на этот счет говорят: "Если не можешь прекратить безобразие, возглавь его" :) Дайте людям возможность проявлять свою коммерческую жилку в рамках компании, причем чтобы это было выгодно и им, и бизнесу.

Идеальный вариант - партнерские отношения с сотрудниками. Проще - просто платить людям за результаты, в т.ч. отдельно - за привлечение клиентов. Это окупается - и деньгами, и здоровой обстановкой в коллективе.

Параллельно сделайте процессы вашей компании прозрачными, и "вредителям" просто негде будет завестись. Поставьте контрольные точки, создайте систему управленческого учета, учета рабочего времени.

Можно, конечно, создать "концлагерь", где за каждым сотрудником наблюдает надсмотрщик, а за нам - еще надсмотрщик. Вот только захочется ли вам работать в такой компании? Да и по деньгам это не оправдано.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления персоналом?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. 
  • Участвуйте в бизнес-лагерях:
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2014. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Чем умнее человек, тем быстрее можно объяснить ему, что он - дурак. Дураку объяснить, что он - дурак, невозможно.