Анонсы - 2017

Выпуск 342. Наталия Морозова. Финансовая модель компании, или увлекательная игра для бизнесменов

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 24.09.2015

Morozova_autumn.JPGНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Все мы родом из детства. Мы помним, как нам нравились игрушки, особенно не простые, а заковыристые. Мне, например, нравилось решать головоломки, логические задачи и собирать кубик Рубика. При всей моей ненависти к очередям, сохранившейся по сей день, я отстояла в очереди за этим самым кубиком 5 (!) часов. На дворе были восьмидесятые (1983 или 1984, не суть важно). Сейчас мы выросли, и век сменился, но есть «игрушки», которые по-прежнему нам интересны. И говорю я сейчас не о привычных компьютерных играх, а об "игрушке", которая должна быть в арсенале каждого собственника бизнеса и руководителя. Имя ей: финансовая модель компании (далее ФМК).

Если говорить серьезно, то это, на мой взгляд, самый необходимый инструмент для моделирования финансового положения компании в различных экономических условиях. Ведь очень важно иметь возможность видеть, что произойдет при резком изменении курса валюты, при падении продаж и т.д. и заранее выработать управленческие воздействия. Иметь возможность рассмотреть различные сценарии: если происходит "то-то", мы реагируем "так-то".

А почему тогда игрушка? А потому, что интересно! «Самые большие глупости на Земле делаются с серьезным выражением лица», - сказал Григорий Горин устами барона Мюнхгаузена. И, наоборот, как показывает моя практика, лучшие решения находились в атмосфере легкости (несмотря на сложность, а порой и критичность ситуаций в компаниях).

Если собственник будет относиться к ФМК не как к скоплению непонятных сухих цифр, глядя на которые скулы сводит от скуки, а как к очень интересной игре (кстати, на живые деньги), он и различных ситуаций больше заложит и интересных решений больше найдет.

А что надо для того, чтобы начать увлекательную компьютерную игру? Правильно, надо где-то взять (купить, скачать официально, стащить) саму игру.

Плохая новость: готовой ФМК для Вашего конкретного бизнеса в природе не существует.

Хорошая новость: ее можно создать. Самим или с помощью специалистов. На различных платформах. Но создание этой игрушки нельзя отдать целиком в чужие руки. Только кто-то из сотрудников Вашей компании плюс Вы сами может правильно ответить на все вопросы профессионала и получить в итоге правдивую ФМК. По мне, так лучше пусть не будет никакой модели, чем будет лживая. Если модели нет, то собственник принимает какие-то интуитивные решения, продиктованные богатым опытом.

Но все же управлять финансами компании можно намного эффективнее, если опереться не только на «чуйку», но и на правдивые цифры.

1. С помощью ФМК мы можем увидеть, что может происходить с денежными средствами. Этот отчет представляет собой модифицированный Отчет о движении денежных средств (ОДДС), он же CF (cash flow – direct, indirect). Классический ОДДС показывает, сколько денег было на начало рассматриваемого периода, откуда они пришли и куда ушли. На какие статьи затрат были потрачены. Исторически так сложилось, что именно ОДДС является тем отчетом, который есть практически у каждого предпринимателя. Ведь любому собственнику интересно знать ответ на вопрос "Куда ушли деньги?" При этом в классическом ОДДС мы рассматриваем уже то, что произошло за конкретный период времени (например, месяц). Сколько денег уже пришло (с разбивкой по статьям), а сколько и на что уже ушло. Если что-то не нравится, то в прошлом уже ничего исправить нельзя. В ФМК же ситуация кардинально иная. В знакомый отчет подставляются предполагаемые поступления денег и их предполагаемое расходование за определенные периоды. При этом, как правило, делается отчет на год с разбивкой по месяцам. Ближайший месяц обычно дробят на недели (иногда и на дни, все зависит от конкретной ситуации).

Цель этого отчета – увидеть, в какой период времени могут возникнуть кассовые разрывы, и заранее продумать, как их не допустить.

При этом подставляются разные цифры – оптимистичные, реалистичные и пессимистичные. И для каждой из ситуаций формируется управленческое воздействие.

Поверьте, это очень увлекательная игра.

2. Построив ФМК, можно увидеть эффективность компании при различных условиях.

Чтобы «поиграть» с эффективностью, строится отчет по принципу Отчета о доходах и расходах (ОДР), он же Отчет о прибылях и убытках (ОПУ), он же P&L (profit & losses) (Об этом отчете подробно писала в статье «Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 2. Прибыль, деньги, ОДР (отчет о доходах и расходах)».

Это отчет очень важен, т.к. позволяет увидеть, как могут при различных условиях поменяться прибыль и рентабельность как компании в целом, так и различных ее направлений, объектов, проектов и т.д. и т.п. Компания не должна быть убыточна. Адекватная ФМК дает возможность заранее продумать, какие расходы придется убирать при снижении доходов либо при резком повышении каких-то определенных видов расходов, никак от вас не зависящих. Например, на импортные комплектующие. И многое-многое другое.

На Практикуме 29 сентября мы будем рассматривать различные ситуации. Различные возможности выхода из них. Будем обсуждать алгоритм работы ФМК. Взаимосвязи между различными отчетами и многое другое.

3. Было бы здорово, чтобы ФМК включала в себя прогнозируемый баланс (он же BS (balance sheet)). Зачем нам надо видеть баланс, какую важную информацию он несет, можно почитать в статье «Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1. Основные финансовые понятия».

4.  И, конечно же, финансовая модель компании может очень пригодиться, если речь идет о налоговой нагрузке. Но об этом – исключительно на Практикуме.

Желаю Вам создать хорошую компьютерную игру под названием «Финансовая модель моей компании», играть в нее и выигрывать!

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Дахабская жизнь 2013 WWW.MRYBAKOV.RU. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.