Выпуск 377. Наталия Морозова. О чем кричит отчетность?
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 30.08.2016
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Уже несколько моих клиентов звонили со словами, что у банков, обслуживающих их компании, отобрали лицензии. И собственники потеряли серьезные деньги.
А я ведь знаю, как из открытых источников узнать финансовое положение банков и спрогнозировать отзыв у них лицензий. И не подумайте, что сама такая умная. Просто у меня друг банкир. Не так давно я докопалась до него с вопросом, как самостоятельно понять, какой банк надежен, а какой нет. Он научил, да и еще внутренней информацией поделился.
Плюс в том, что у банков достаточно прозрачная отчетность, которая регулярно официально публикуется. Понятно, что никто не застрахован от того, что отчетность, кажущаяся хорошей, на самом деле таковой не является. Но уж если официально публикуемая отчетность кричит о том, что у банка серьезные проблемы, то деньги компании из такого банка надо убирать. Ведь в отличие от физических лиц, чьи вклады до 1,4 миллионов рублей застрахованы, юр. лицам никто деньги вернет. Может быть, когда-нибудь, причитающуюся долю. Как показывает опыт, малую.
В общем, ситуация на самой деле крайне тревожная. У огромного количества банков ну очень некрасивые балансы. Понятно, что до выборов массового отзыва лицензий не будет. А вот после… Как известно, выборы состоятся 18 сентября. Именно поэтому практикум «О чем кричит отчетность?» состоится 8 сентября 2016 года (четверг). Для того, чтобы было время для открытия счета в другом банке и переводе денежных средств.
Однако часто кричит не только отчетность банков, но и отчетность компаний. Так Баланс рассказывает о том, что назревают кассовые разрывы, отчет о прибылях и убытках - о том, что финансами управляют неэффективно, но собственники пока не слышат голоса цифр...
Именно умению читать отчетность компаний посвящена первая часть Практикума.
Далее начало главы из моей книги «О финансах легко и непринужденно» на эту тему.
Глава IV
Баланс как инструмент для борьбы с кассовыми разрывами
История из практики. Однажды я получила письмо от владельца бизнеса приблизительно следующего содержания: «Посмотрел годовую бухгалтерскую отчетность. Чистая прибыль N миллионов. Могу ли я получить дивиденды?»
Я ему интеллигентно так отвечаю: «Финансовый результат действительно хороший, но денег на расчетном счете – десять тысяч рублей».
Собственник сильно удивился и попросил объяснить. Сначала попыталась ответить одним предложением: «Денег нет, потому что они “сидят” в других активах».
Получила ответ: «Не понял...» Тогда я начала излагать основы финансовой теории, описанные в прошлой главе. О том, что все ресурсы, которыми владеет компания, – это ее Активы, источниками Активов являются Пассивы. В соответствии с законами мироздания, которые нельзя отменить, Активы всегда равны Пассивам. Фотография Активов и Пассивов в любой момент времени – это и есть Баланс, который сходится. Всегда. На тот момент сумма Пассивов (валюта баланса) была равна 500 млн. рублей, соответственно и сумма Активов была равна тем же 500 млн. рублей. На расчетном счете денег – кот наплакал, соответственно деньги осели в других Активах. Я подробно расписала, какие именно активы съели чистую прибыль (а заодно и вожделенные дивиденды), и получила короткий ответ: «Все понятно, денег нет».
Просмотр управленческого баланса также может помочь в борьбе с кассовыми разрывами. Он может о многом поведать (надо только уметь прочесть :)).
Возьмем наш пример из прошлой главы.
Баланс на 30 сентября 2015 года (в тыс. рублей)
Актив |
|
|
Пассив |
|
Внеоборотные активы: |
6 350 |
|
Собственный капитал: |
3 263 |
Оборотные активы: |
13 450 |
|
Уставный капитал |
10 |
|
|
|
Нераспределенная прибыль |
3 253 |
Запасы, в том числе |
9 479 |
|
Долгосрочные обязательства |
10 000 |
материалы |
164 |
|
Кредиты |
10 000 |
покупные товары |
9 015 |
|
Краткосрочные обязательства |
6 537 |
основное производство |
300 |
|
Займы организаций |
1 650 |
Дебиторская задолженность, в том числе |
3 919 |
|
Займы учредителей |
500 |
поставщики |
654 |
|
Кредиторская задолженность, в том числе |
4 387 |
покупатели |
3 265 |
|
поставщики |
1 356 |
Денежные средства, в том числе |
52 |
|
покупатели |
752 |
расчетный счет |
52 |
|
перед персоналом |
1 400 |
касса |
0 |
|
взносы |
420 |
|
|
|
налоги |
459 |
Валюта баланса |
19 800 |
|
Валюта баланса |
19 800 |
Мы видим, что этой компании в скором времени как минимум предстоит выплатить зарплату (1 400 тыс. рублей), взносы (420 тыс. рублей) и налоги (459 тыс. рублей), а денег на счете – 52 тыс. рублей.
Налицо приближающийся кассовый разрыв.
Какие же могут быть у этого причины?
1. Непродуманные инвестиции.
В рассматриваемой нами ситуации произошло следующее: компания купила помещение под склад. Стоимость склада (внеоборотного актива) составила 6 350 тыс. рублей. Деньги на счете были, так как поступила большая предоплата, а с поставщиками работали по постоплате. Из баланса очень четко видны источники активов. В частности, видно, что размер собственного капитала составляет всего3 263 тыс. рублей. То есть его не хватило для покупки этого склада. Закономерно, что в какой-то момент возник кассовый разрыв, и пришлось брать долгосрочный кредит в банке под высокие проценты (с такой структурой баланса никто под низкие не даст).
Итак, если вам предлагают купить, к примеру, новый склад за 10 млн. рублей и эти деньги у вас есть на расчетном счете, то надо посмотреть на баланс и понять, откуда появилась данная сумма. Если за счет нераспределенной прибыли и учредители готовы не брать свои дивиденды, то нет проблем – можно инвестировать. Но если купить склад, получив большую предоплату от покупателей, то в тот момент, когда придется платить поставщикам, денег уже не будет. Образуется кассовый разрыв, а это вещь неприятная, скорее даже недопустимая.
Вывод: до начала инвестиций необходимо посмотреть структуру баланса компании (по данным управленческого учета) и в случае превышения объема предполагаемых инвестиций над размером собственного капитала хорошо подумать.
К чему приводит инвестирование без изучения реального финансового положения компании, вы можете прочесть в главе «Инвестиции и политика».
2. Денежные средства увязли в запасах.
Деньги не работают, а заморожены в товарах на складе (в материалах). Почему это происходит?
Причин много. Возросшая конкуренция. Скачки курса валюты.
История из практики. Рассказал Петр, предприниматель из Липецка. Шины покупал в начале 2015 года. Шины импортные. Курс – 80 руб./евро. Курс упал. Конкуренты купили такие же шины уже при курсе 60 руб./евро. Их продажные цены существенно ниже. И продавать в убыток не хочется, и наличных не хватает.
А очень часто собственники (руководители) просто не знают, сколько времени лежит на их складе тот или иной товар. Товар закупается нерационально. Не построена логистика складских запасов, не отслеживается оборачиваемость каждого вида товара и ее соотношение с наценкой (маржинальностью).
Подробнее об оборачиваемости читайте в главе XV (с одноименным названием).Но вернемся к замороженным деньгам. После того как баланс показал неразумное количество товара на складе и было выяснено, какие из товаров товары плохо оборачиваются (или вообще застряли), возникает вопрос: как реализовать застрявший на складе товар? Обычно руководство компании устраивает мозговой штурм и придумывает способы превращения «замороженных» денег в «живые». Участники моих бизнес-лагерей тоже делятся идеями и личным опытом.
Вот несколько предложений.
- Попытаться вернуть товар поставщику. Проблематично, но попробовать стоит.
- Попытаться как-то доработать товар, если это возможно (перепаковать, к примеру).
- Постепенно снижать цену на данный товар, пока не найдется покупатель.
И многие другие варианты.
Продолжение: часть 2
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru