Анонсы - 2017

Выпуск 118. Эдуард Кощеев. Жизнеспособность бизнес-предприятия. Эффективность и прибыльность. Системный подход

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 16.03.2010

Koscheev.jpgКощеев Эдуард Витальевич - консультант-разработчик по экономике и архитектуре бизнес-систем, бизнес-аналитик.

Статья написана для этой рассылки.

***

Все в природе рождается, живет и умирает.

Организации, как системы, так же имеют свой жизненный цикл. Об этом четко и подробно рассказывает «Теория организаций». Они так же рождаются, взрослеют, стареют и умирают (либо перерождаются в новом облике в виде новой организации через реструктуризацию и реорганизацию).

Мы знаем, что все живое в природе массово рождается, бурно растет в благоприятные времена, при благоприятных внешних условиях и массово гибнет, чахнет при суровых внешних условиях.  Но при этом выживают и продолжают развиваться наиболее совершенные организмы. Работает дарвиновский естественный отбор.

Так же и бизнес-предприятия. В период макроэкономического подъема – массово развиваются, растут, имеют прибыль, которой как бы хватает и на дивиденды Собственникам и на развитие. В период неблагоприятный, при макроэкономическом спаде, начинают «чахнуть» и массово гибнуть.

Почему одни умирают, а другие выживают даже в период катаклизмов? Причем вне зависимости от своей величины. Умирают и большие и маленькие.

Ответ очевиден и напрашивается сам собой: те предприятия, которые выживают, – более эффективны.

Так вот и вопрос: а что такое конкретно - быть эффективным. Что это вообще такое – эффективность бизнес-предприятия? Как она количественно оценивается, как ее «замерить»? От чего она зависит? Как можно на нее влиять и повышать?

Попробуем разобраться с этими вопросами.

1. Показатели эффективности и результативности.

Критерий эффективности – это отношение результата к ресурсам, на которых он был получен. Быть более эффективным – это значит получать больший результат на тех же ресурсах, или получать такой же результат на меньших ресурсах.

Что такое результат для коммерческой организации?

«Коммерческие организации — это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» (Гражданский кодекс РФ)
Т.е. если коммерческая организация не генерирует прибыль - ее существование бессмысленно.
Прибыль - это Результат деятельности коммерческой организации. Следующий вопрос, который возникает - а как генерировать больший объем Прибыли на меньших ресурсах, т.е. генерировать Прибыль эффективно.

Что такое ресурсы коммерческой организации?

  1. Это собственный капитал (собственные активы предприятия)
  2. Это ежемесячные условно-постоянные (бюджетные) и условно-переменные (общепроизводственные) затраты которые по сути отражают себестоимость производственно-коммерческого процесса.

Итак,

  1. Показатель результативности - "управленческая" прибыль
  2. Показатель эффективности - рентабельность капитала (прибыль, руб. полученная на каждом руб. собственных активов предприятия за отчетный период)
  3. Показатель эффективности - рентабельность бюджетных затрат (прибыль, руб. полученная на каждый руб. условно-постоянных затрат).

Примечание: Собственные активы предприятия в упрощенном виде – это [реальная на сегодняшний день (а не по бухгалтерскому балансу) Стоимость основных средств] + [Оборотные средства (товарные и материальные запасы в ценах себестоимости, деньги на счету, себестоимость незавершенки, непросроченная дебиторская задолженность клиентов и поставщиков)] [Собственные обязательства (задолженность клиентам и поставщикам, персоналу, кредиты и т.д.]

Для того, что бы оценить объем собственного капитала бизнеса, необходимо сделать несколько (через какой-то интервал времени) «замеров» собственных активов предприятия и взять среднюю величину.

Важны не сегодняшние показатели результативности и эффективности бизнеса, а динамика этих показателей. Сами по себе абсолютные цифры мало о чем говорят. Они интересны в сравнении с показателями предыдущих периодов.

Динамика показателей результативности и эффективности бизнеса, по сути, отражает существующий тренд развития бизнес предприятия.

Ключевым условием жизнеспособности, устойчивого позитивного тренда развития является позитивная динамика ЭФФЕКТИВНОСТИ бизнес-предприятия (текущие «валовые» показатели прибыли и объемов производства - не показательны). Из-за низкой эффективности умирают и большие и маленькие. Выживают и развиваются на рынке более эффективные.

2. Эффективность и система управления

Эффективность можно условно разделить на эффективность внешнюю и эффективность внутреннюю.

Внешняя эффективность организации – это эффективность с точки зрения использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность - это эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей.

Внутренне эффективная организация рационально использует все виды ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, энергетических, производя при этом товары или услуги с минимальными затратами, низкой себестоимостью и высоким качеством. Фактически имеет низкую себестоимость самого производственно-коммерческого процесса и высокий уровень совокупной производительности.

Достигается это хорошо настроенной на нужды экономики бизнеса системой управления, которая в свою очередь состоит из двух взаимосвязанных подсистем: Организационной системы управления и Системы мотивации к труду.

Организационная система отвечает на вопросы: кто, что и где расположен внутри организации и кто, что, как и когда должен делать в организации для выполнения ее целей и задач.

Система мотивации к труду (система учета труда, ЗП и премирования, система трудовых отношений) отвечает на вопросы:

  • как строятся трудовые взаимоотношения на всей линейке: Собственник – Ген. директор – Топ-менеджмент – Линейный руководитель – Работник;
  • как учитывается и оплачивается их труд.

Совершенствование этих подсистем (организационное развитие) приводит к повышению внутренней эффективности бизнеса, уменьшению себестоимости производственно-коммерческого процесса и повышению совокупной производительности.

Причем очевидно, что эти подсистемы - бессмысленны одна без другой. И низкое качество одной из подсистем сводит на нет все достоинства другой.

Так же как идеальная организационная система управления будет "мертва" без системы мотивации к труду (и высокого уровня индивидуальной производительности каждого), так и система мотивации к труду становится абсурдной без качественной организационной системы управления (т.к. становится непонятным, к чему конкретно мотивировать работников и руководителей).

Понятно, что в системе управления наравне с вышеуказанными подсистемами присутствует и техническая подсистема. Но так же, все ее достоинства будут сводиться на нет низким качеством организационной системы управления или низким качеством системы мотивации к труду.

Как это ни странно, но при разговорах о модернизации экономики РФ (которая, как я понимаю, предполагает модернизацию предприятий РФ) озвучивают только техническую составляющую. (Например: запрет ламп накаливания и замена их на люминесцентные). А нужно понимать шире: модернизация - это улучшение производства в целом. А это в свою очередь, на каждом предприятии, зависит не столько от улучшения качества технической компоненты, сколько от качества целостной "системы управления" (организационной системы управления и системы мотивации к труду).

Taiichi Ohno, создатель Toyota Production System (Производственной системы Тойоты):

Планы по улучшению производства можно разделить на две части:

  • улучшение управления, например установление стандартов работы, реорганизация работы, четкое указание места для каждого предмета;
  • улучшение оборудования, например покупка оборудования и автоматизация станков.

Улучшение оборудования требует денежных затрат и является необратимым процессом. В рамках производственной системы Тойоты первым делом разрабатываются последовательность работ и их стандартизация. Таким образом, можно полностью или до определенной степени устранить большинство проблемных зон.

Если же сначала проводится улучшение оборудования, улучшить производственный процесс так и не удается.

3. Неэффективность российских предприятий

Низким уровнем внутренней эффективности и производительности на предприятиях РФ обеспокоены первые руководители государства.

"Главная проблема российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Производительность труда остается чрезвычайно низкой."

"Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики."

"…эффективность и производительность труда наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников. "

"По данным Минэкономразвития РФ, сейчас (в 2008г.) в России темпы роста производительности труда в три раза отстают от темпов роста заработной платы."

Возможно, что низкая эффективность и производительность труда – "основной сдерживающий фактор и риск" в т.ч. и Вашего бизнеса.

Почему же так долго и много об этом говорится, но так сложно решить задачу
повышения эффективности и производительности, которая кроется за задачей повышения качества системы управления бизнес-предприятия?

4. Системный подход.

Ответ на выше поставленный вопрос и результат дает "системный подход" к задаче оптимизации системы управления бизнес предприятия.

Почему? А все дело в том, что:
4.1. Бизнес организация – это система. И существует принципиальная сложность изменения систем: "никакая система не может быть изменена средствами только самой системы" (теория систем).

Действительно, Мюнхгаузен на самом деле не может вытащить себя из болота за волосы. Т.е. бизнес-предприятие не может измениться само собой, нужно внешнее влияние, обмен информацией с внешней средой. (Чтобы красиво причесаться и хорошо выглядеть - нужно зеркало… обмен информацией с внешней средой)

Любой топ-менеджер или простой работник, волей-неволей – элементы системы. Вновь принятый в штат специалист – так же становится элементом системы сразу же после подписания договора-контракта. Поэтому возлагать все надежды только на них – нельзя.

4.2. Попытки изменения системы управления путем разрозненного решения локальных задач – дают, как правило, при больших затратах «энергетики» низкий эффект. Почему? А из-за того что (говорит теория систем): при возмущающем воздействии, направленном на изменение положения одного элемента системы или взаимосвязи только двух элементов: "система стремится сохранить свои сущностные свойства, упрочить существующие связи", т.е. стремится вернутся в исходное состояние, сохранить свою структуру неизменной.

Выражается это в «сопротивлении» организации внутренним изменениям. Этот эффект озвучивают многие консультанты-разработчики и руководители. И происходит это не потому, что сотрудники или консультанты «плохие», а потому что это системная сложность.

Напрашивается логический вывод:
Для решения задачи повышения эффективности и производительности бизнес-предприятия необходим комплексный перепросмотр его системы управления с привлечением внешних специалистов.

Данный вывод подтверждает многолетняя практика далеко не одного грамотного консультанта-разработчика. Многие, в т.ч. солидные и дорогие консалтинговые компании, даже может быть, не осознавая явно эти принципы, используют их в своей работе. Именно поэтому так развит и стал нормой жизни (вот уже как 80-100 лет) управленческий консалтинг в экономически развитых странах Запада.

5. Заключение.

Можно (и нужно) решать «внутренние» бизнес-проблемы, совершенствовать систему управления Вашего бизнеса, стремясь к повышению его эффективности - вместе с нами. Именно в этом - наша специализация. Делать это одним – чрезвычайно сложно…

…Но «замерить» имеющийся ресурс - собственный капитал бизнеса (реальные собственные активы) и далее рассчитать показатель эффективности – рентабельность капитала (зная Прибыль) вполне можно самостоятельно.  Если Вы будете делать это регулярно, то в итоге сможете увидеть и динамику этого показателя. Для исключения флуктуаций рекомендуем отслеживать динамику усредненных (например, за три последних месяца) показателей Прибыли и Рентабельности капитала.

Рентабельность капитала (R = Прибыль, руб. за месяц / Среднедневные собственные активы в течение месяца) имеет вполне понятный «физический» смысл. Например, если он равен 0, 01, то это обозначает, что Вы получаете 10 руб. на каждую тысячу руб. капитала, ежемесячно. Это соответствует [10 / 1000]*100% = 1 % прироста капитала в месяц, или 12% в год. Очень интересно этот показатель сравнить с банковским % по вкладам….(и с банковским % по кредитам, т.к. по сути, Собственник «кредитует» бизнес своими инвестициями).

Если показатель рентабельности капитала Вашего бизнеса  (в пересчете на % годовых) меньше, чем банковский % по вкладам, то стоит очень, и очень задуматься…В этом случае, наверное, будет целесообразно перевести капитал «в денежную форму», положить эти деньги в банк и «не мучиться с бизнесом».

Если показатель рентабельности капитала меньше чем банковский % по кредитам, то Собственник наверное излишне «щедр» к предприятию, он «кредитует» его своим капиталом по цене, ниже рыночной.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Дахаб-2015. Основной лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Если будете усердно работать 8 часов в день, можете стать начальником и работать 12 часов в день.