Выпуск 211. Наталия Морозова. Финансовые дыры - тайные и неявные. Часть 2
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.01.2013
Это продолжение статьи "Финансовые дыры - тайные и неявные". Если Вы ее не читали - сейчас самое время.
Есть вид финансовых дыр, очень сложный для обнаружения. Он связан не с потерей «живых» денег, как в предыдущих случаях, а с потерей потенциально возможной прибыли. Так, когда есть несколько направлений бизнеса и определенное количество ресурсов, возникает вопрос: стоит ли развивать все направления или остановиться только на каком-то одном.
Для ответа на данный вопрос необходимо посчитать рентабельность каждого из направлений. Как известно, рентабельность продаж - это отношение прибыли к выручке, а прибыль - это доходы минус расходы. Если посмотреть доходы по каждому из направлений не составляет труда, то с расходами все намного сложнее.
Есть прямые расходы, относящиеся непосредственно к каждой единице продукции или каждому конкретному товару. Так в торговле к прямым расходам будет относиться покупная стоимость товаров. И будут все остальные расходы, которые к конкретному товару или каждой единице продукции отнести не получается. Зарплата персонала, налоги, аренда, расходы на содержание офиса и многие, многие другие. Эти косвенные (накладные) расходы надо как-то распределить. Вопрос в том, как это сделать.
Принцип распределения косвенных расходов между различными направлениями бизнеса (различными продуктами, товарами и т.д. и т.п.) - это, на мой взгляд, краеугольный камень управленческого учета (УУ).
Есть различные способы распределения, об этом мы подробно поговорим на бизнес-лагере в Дахабе, и каждый выберет для себя наиболее подходящий для его бизнеса.
Суть в том, что не найдя правильной базы для распределения каждого вида косвенных расходов, их нельзя адекватно распределить между разными направлениями бизнеса и нельзя понять, чем выгоднее заниматься; какое направление более рентабельно, на чем имеет смысл сосредоточить усилия.
При этом в зависимости от выбранного способа разнесения косвенных расходов каждое направление может оказаться как наиболее, так и наименее рентабельным. А посему, отнестись к данному вопросу надо серьезно :).
Случай из практики. У моего клиента УУ ограничивался учетом денежных потоков (cash flow). Безусловно, очень важно знать, откуда пришли деньги и куда они ушли, но для принятия управленческих решений этого недостаточно.
У клиента торговая компания. Торгует двумя видами товаров, один из который объемный и легкий, а другой - более компактный и тяжелый (подробнее о товарах написать не могу, т.к. конфиденциальность превыше всего, а мир тесен). Весь товар поставляется фурами из Европы. Фуры принадлежат клиенту, и в них собираются товары обоих видов. Очевидно, что основной статьей накладных расходов в его случае являются расходы на транспортировку. Я предложила делить их пропорционально занимаемому объему, так как грузоподъемность фур позволяет целиком заполнить фуру как одним, так и другим товаром. Владелец бизнеса со мной согласился. Посчитали. Прослезились. Рентабельность продаж легкого товара оказалась в разы ниже. Было принято решение сосредоточить усилия на продвижении второго товара, благо возможности для расширения рынка сбыта есть.
И вообще, постановка адекватного управленческого учета абсолютно необходима для ведения максимально прибыльного бизнеса. Но это отдельная большая тема, настолько важная, что на бизнес-лагере в Дахабе мы посвятим как минимум три дня обсуждению ведения УУ на предприятиях участников, а также «поиграем» с программными продуктами, которые, на мой взгляд, являются в настоящее время оптимальными для постановки и ведения УУ.
Продолжение следует.
Искренне Ваша,
Наталия Морозова.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru