Выпуск 230. Наталия Морозова. О дроблении бизнеса и налоговой выгоде
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 18.06.2013
Наталия Морозова с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Вчера закончила вести один из своих практикумов для руководителей.
Это было интересное общение с 20-ю умными, яркими и опытными руководителями – практиками, глубоко знающими свой бизнес. До сих пор нахожусь под впечатлением от слов благодарности и организованной для меня поездки по красивейшим местам российской Балтики. Вспоминая и анализируя прошедший практикум, все время возвращаюсь к моменту, когда на практикуме по налоговой безопасности встает директор «со взором горящим» и говорит:
«Теперь же дробить бизнес ради налоговой оптимизации разрешили!»
Что за чушь!!!
Я понимаю, что на столь радикальные выводы его подвигли апрельские кричащие заголовки в сети: «Высший Арбитражный Суд (далее – ВАС) разрешил дробить бизнес ради налоговой оптимизации!», размещенные на весьма уважаемых ресурсах.
Давайте разберемся в том, что же произошло на самом деле, ведь, как известно, «дьявол кроется в деталях». Но сначала вспомним, откуда взялись понятия «налоговой выгоды» и «деловой цели», и что под ними подразумевает государство.
Конец 2006 года. Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Эффект разорвавшейся бомбы. У контролирующих органов и нижестоящих судов появляется документ, на который можно ссылаться при вынесении решений.
Помимо всего прочего, суд впервые вводит понятия «налоговая выгода» и «деловая цель».
«Под налоговой выгодой … понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, … уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».
То есть, получить налоговую выгоду не зазорно, если твоя компания имеет на это право. Я, например, 20 лет работаю в экспортных компаниях и возмещаю НДС из бюджета. А возмещенный экспортный НДС – это наша налоговая выгода, поскольку государство дало экспортерам такие преференции.
Другое дело, что все не просто; и документы надо правильные иметь, и сдавать их вовремя. Компания, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), тоже имеет налоговую выгоду, т.к. платит налогов меньше, чем при применении в аналогичных условиях общей системы налогообложения (далее – ОСН).
Предприниматель сам решает, какую систему налогообложения ему выбрать (если имеет право на применение нескольких) и, естественно, выбирает самую выгодную для себя.
Но при этом он должен иметь ясную деловую цель.
«Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности».
То есть, если компания продавала продукцию в России, а потом стала продавать ее за рубеж, вопросов ни у кого не возникнет. Есть четкая деловая цель «вывести компанию на международный рынок». То, что при этом возникает налоговая выгода в форме ставки НДС 0%, никого не смущает.
А теперь другая ситуация: есть замечательная компания, применяющая ОСН (поскольку на применение чего-то еще прав не имеет) и платящая немаленькие налоги. Эта компания делится на несколько маленьких, которые имеют право применять «упрощенку» и, соответственно, иметь налоговую выгоду. В таком случае нужно иметь четкую деловую цель, для чего все это было сделано.
Иначе все может грустно кончиться. Помните Волжский завод «Совиталпродмаш», который был разделен на шесть обществ с ограниченной ответственностью, применяющих УСН?
Началось с налоговой проверки, потом подключилась прокуратура, в итоге в 2007 году решение вынес Волжский городской суд (Республика Марий Эл).
Следователям удалось убедить суд в том, что новые компании фактически представляли собой цеха завода. Директорами этих новых компаний числились в основном бывшие начальники цехов. ООО были зарегистрированы в налоговой инспекции в один день. Зарплату работники всех компаний получали в одной бухгалтерии. Следствие пришло к выводу, что «…ЗАО "Завод Совиталпродмаш" и названные коммерческие организации фактически работали как одно предприятие. А значит, были организованы исключительно с целью уклонения от уплаты налогов (получения необоснованной налоговой выгоды)». Суд приговорил всех директоров-«упрощенцев» и организатора схемы к различным срокам лишения свободы (от полутора до четырех с половиной лет). За исключением директора ООО «ЦентрПроф», который дал свидетельские показания, ставшие основой обвинения (он получил два года условно).
Для дробления бизнеса нужна четкая деловая цель. Документально подтвержденная: бизнес-план – решение – инструкции. Иначе неясно, как потом доказывать, что действительно была деловая цель, а тот факт, что при этом еще и налоговая выгода появилась, так это удачное стечение обстоятельств. Повезло… :)
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации следующая: «управленческие решения по выделению отдельного вида деятельности хозяйствующего субъекта и передача его вновь созданному юридическому лицу не могут рассматриваться как дробление бизнеса и однозначно свидетельствовать о направленности на получение необоснованной налоговой выгоды». То есть, если была деловая цель отличная от получения налоговой выгоды, то вы в своем праве и суды встанут на вашу сторону.
Именно это и произошло в апреле 2013 года.
Президиум ВАС РФ принял решение по иску ООО «Металлургсервис» (определение ВАС РФ от 01.02.2013 N ВАС-15570/12. Его суть сводится к отсутствию налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, выделившего отдельное направление деятельности в новое юридическое лицо, которое применяло единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД), что неизбежно приводило в итоге к уменьшению налоговых выплат в бюджет.
ООО «Металлургсервис» занималось оптовой торговлей и организацией общепита для рабочих металлургического завода, являющегося его учредителем. Находилась на ОСН, больше ни на что прав не имела.
В некий момент было решено, что ООО «Металлургсервис» и еще три физических лица выступят в равных долях учредителями ООО «Меркурий», которое станет заниматься только столовой и уплачивать только ЕНВД.
Естественно, появилась налоговая выгода.
В результате проверки налоговики заявили о формальном разделении «Металлургсервисом» бизнеса. По их мнению, целью разделения являлось получение необоснованной налоговой выгоды. Ведь, напомню, «Меркурий» применял ЕНВД. В результате общая недоимка организации вместе со штрафными санкциями и пенями составила 14 млн. рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество «Металлургсервис» обратилось в суд.
Все три судебные инстанции встали на сторону налоговых органов, однако ВАС принял сторону налогоплательщика.
Представителям «Металлургсервиса» удалось убедить судей, что общепит выделили не для получения налоговой выгоды, а исключительно в целях производственной необходимости. Кроме того, в пользу «Металлургсервиса» говорило и то, что и по отчетности, и по показаниям свидетелей, заниматься предоставлением услуг в сфере общепита он перестал.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на замечательное положительное постановление ВАС, на сегодняшний день официальное дробление бизнеса, приносящее, кроме всего прочего, налоговую выгоду – вещь рисковая. Ведь чтобы сослаться на данное Постановление ВАС в качестве прецедента, слишком много факторов и условий должно совпасть.
Вообще на тему оптимизации можно долго и с пользой говорить (за 20 лет чего только не узнаешь). Но при личном общении.
Помните незабвенного Александра Галича:
«Больно тема какая-то склизкая,
Не марксистская, ох, не марксистская!»
Искренне ваша, Наталия Морозова.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru