Выпуск 247. Наталия Морозова. Финансы и политика
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 15.10.2013
Наталия Морозова с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Только что вернулась из дальней поездки. Помогала разобраться с финансами крупной компании, ОАО, собственник – муниципалитет. Несколько лет назад компания отделилась от госструктуры и вышла в свободное плавание.
Планов – громадье. Но нет навыка считать деньги. Нет профессионала, отвечающего за финансы предприятия в целом. Разные отделы – разное видение финансовой ситуации. Экономисты видят впереди прекрасное будущее (ведь доходы растут!, а в расходах этот отдел не разбирается), а главбуху постоянно не хватает cash flow (потока наличных денег), все время не хватает средств на оплату счетов и другие платежи. Но эти проблемы решаются усилиями руководителя отдела продаж, который, пользуясь личным обаянием и связями, привлекает многочисленные предоплаты. Да есть и кредиторы, которые согласны подождать…
В итоге руководителю очень трудно разобраться, что же происходит с финансами предприятия на самом деле…
А местные органы власти не дремлют. Идет жесточайший прессинг генерального директора: "Вы должны инвестировать средства в строительство объектов, необходимых людям". И директор (кстати, человек честный и порядочный) идет навстречу, ведь дело реально нужное.
Но финансы подчиняются законам мироздания. Закон сохранения ("ничто не берется ниоткуда и не исчезает бесследно") нельзя обойти.
Компания не брала кредиты и не имела субсидий и дотаций от государства. Ее собственные средства (чистая прибыль за 2 года + уставный капитал) составили 2 миллиона рублей.
Инвестиции за этот же период составили 60 миллионов рублей.
Откуда же взялись на расчетном счете недостающие 58 миллионов? В данном конкретном случае – из кредиторской задолженности: перед покупателями (заранее получили предоплаты за квартал) и перед поставщиками (которые ждут).
Жаль, что меня не позвали в начале июня, ведь видя реальную финансовую картину и имея на руках обоснованный крайне неблагоприятный прогноз, руководителю было бы легче противостоять политическому давлению.
Хорошо, что позвали сейчас. Еще через месяц помочь было бы крайне проблематично… А скорее, невозможно.
Сейчас, когда ситуация стала ясна и прозрачна, придется очень много менять. Резко уменьшить расходы (понятно какие, но как же это будет непросто!) и увеличить доходы (перед угрозой краха у ведущих специалистов возникла масса идей как это можно сделать). Радует, что новые объекты уже начали приносить прибыль, но процесс этот не быстрый.
В процессе поиска ответа на вопрос "Почему такая низкая прибыль?" я изучила множество цифр, предоставленных различными людьми. И во время общения с этими людьми стало ясно, что среди них есть человек, который по силе характера и навыкам может взять на себя роль финансового директора. Он, получив необходимые полномочия, сможет контролировать четкое выполнение принятых решений. Обеспечение отсутствия кассовых разрывов – тоже его задача.
Но все это можно будет реализовать лишь получив долгосрочный кредит, что крайне сложно (вдаваться в подробности здесь не буду), но пока еще возможно.
Я очень хочу, чтобы это получилось, иначе все будет совсем грустно, ведь все возможные предоплаты получены, и в ближайшее время новых не ожидается; кредиторы просят рассчитаться, а еще подходит срок платить зарплаты, взносы и налоги…
Эпилог
Отделяясь от госструктуры, надо понимать, что теперь придется считать деньги. И считать серьезно. И нельзя инвестировать в новые объекты, не имея на это финансовых возможностей. Те, кто заставляет создавать объекты, необходимые людям, не задумываются о том, что финансы нельзя обмануть.
Задача политика – перерезать ленточку и получить голоса электората, а то, что будет потом с компанией, его не особо волнует.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru