Выпуск 259. Наталия Морозова. Ловушки для тех, кто не любит считать (краткая инструкция по технике финансовой безопасности). Продолжение
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 23.01.2014
Наталия Морозова с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Довольно часто предпринимателю приходит мысль купить дорогостоящее оборудование, машину или здание. Эти инвестиции могут окупиться и принести прибыль, но, прежде чем вкладывать деньги, необходимо понять, есть ли источники для этих инвестиций, не попадет ли он в очередную ловушку.
Итак, ловушка №2 "Инвестиции прошли без необходимых источников".
Рассмотрим Баланс компании (Форму №1).
О сущности финансовых понятий, фигурирующих в нем, я буду подробно рассказывать в Дахабе и немного на Практикуме 31 января, но короткие определения приведу ниже, т.к. без них никак не обойтись.
Итак, все ресурсы, которыми владеет компания – это ее активы.
Активы бывают внеоборотные и оборотные.
Внеоборотные активы – это та часть имущества предприятия, которая функционирует длительное время в неизменной натуральной форме. Например, это основные средства – средства труда, которые используются больше года и стоят дорого (для налогового учета – больше 40 000 рублей, для управленческого – как решите), нематериальные активы – например, компьютерные программы, на которые вы имеете эксклюзивные права и др.
Оборотные активы быстро приходят и уходят – это сырье, материалы, НДС, дебиторская задолженность (т.е. все суммы, которые нам должен кто бы то ни было: поставщики, покупатели, государство, сотрудники и т.д. и т.п.), денежные средства в любом виде.
Источниками Активов являются Пассивы.
К Пассивам относятся: Собственный капитал (Уставный и дополнительный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного периода) и кредиторская задолженность.
При этом кредиторская задолженность может быть долгосрочная – на срок более одного года (это прежде всего кредиты и займы) и краткосрочная.
Краткосрочная (на срок менее года) задолженность – это задолженность не только по заемным средствам, но и перед покупателями, поставщиками, государством, персоналом по оплате труда, учредителями и т.д. и т.п.
В соответствии с законами мироздания, которые нельзя отменить, Активы всегда равны Пассивам.
Фотография Активов и Пассивов в любой момент времени это и есть Баланс, который сходится. Всегда.
Если размер собственного капитала компании больше размера предполагаемых инвестиций, то данные инвестиции не приведут к кассовым разрывам. Если же нет, то для избежания кассовых разрывов понадобится привлечение кредитов, а, значит, придется платить проценты по ним.
В рассматриваемой нами ситуации произошло следующее: компания купила помещение под склад. Деньги на счете были, так как поступила большая предоплата, а с поставщиками работали по постоплате.
Стоимость склада (внеоборотного актива) составила 6 350 тыс. рублей, при размере собственного капитала – 3 263 тыс. рублей. Закономерно, что в какой-то момент возник кассовый разрыв, и пришлось брать долгосрочный кредит в банке под высокие проценты (с такой структурой баланса никто под низкие не даст).
Итак, прежде чем инвестировать, надо посмотреть структуру баланса своей компании (по данным управленческого учета), и в случае превышения размера предполагаемых инвестиций над размером собственного капитала хорошо подумать…
Ловушка №3 "Резкие движения под давлением государственных органов. Экономически не просчитанные".
История из практики. Моего клиента, владельца охранной компании, вызвали в налоговую инспекцию, на, так называемую, "зарплатную комиссию" и стали стыдить, мол, зарплата у сотрудников меньше, чем среднеотраслевая. Стращали, что если он ее не поднимет, то придут с проверкой. Предприниматель фискалов послушал, зарплату поднял (при этом естественно увеличились взносы в фонды), а через месяц обнаружил кассовый разрыв.
Доходы предприятия не позволяли столь резко увеличить постоянные расходы. Сразу же захотелось вернуть зарплаты обратно, но высветилась новая проблема: такой скачок может привлечь внимание ПФР и ФСС. А зачем оно ему нужно?
Вывод – прежде, чем кого-то слушать и делать резкие движения, надо все просчитать!
Ну, а уж когда вмешивается политика, которой законы экономики вообще не интересны, то происходят вещи поистине трагические (об этом читайте в статье "Финансы и политика").
Продолжение следует…*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru