Выпуск 269. Наталия Морозова. Ловушки для тех, кто не любит считать (краткая инструкция по технике финансовой безопасности). Окончание
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.04.2014
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Сейчас сижу в аэропорту Сент-Экзюпери (Лион, Франция), за окном взлетают красивые самолеты, до вылета почти три часа, а значит, есть время написать еще об одной причине возникновения кассовых разрывов, еще об одной ловушке, в которую очень часто попадают предприниматели.
Зачастую, и сработала компания хорошо (чистая прибыль есть), и инвестиций не проводили, и даже дебиторка приблизительно равна кредиторке, а на счете денежных средств все равно нет. Где же они осели?
Итак, ловушка №5 "Денежные средства увязли в запасах".
Деньги не работают, а заморожены в товарах на складе (в материалах).
Почему это происходит? Потому, что очень часто собственники (руководители) не знают, сколько времени лежит на их складе тот или иной товар. Товар закупается нерационально. Не построена логистика складских запасов, не отслеживается оборачиваемость каждого вида товара. А ведь оборачиваемость – параметр важный. Он показывает, сколько раз обернется средний товарный запас каждого конкретного товара за определенный период времени. Чем выше оборачиваемость товара, тем выше в компании эффективность взаимодействия отделов закупок и продаж. Используя управленческий учет (УУ) можно сортировать товары по мере уменьшения их оборачиваемости, можно видеть динамику оборачиваемости по любому товару, а значит планировать своевременное пополнение склада без затаривания последнего (о красивых примерах управления складскими запасами с помощью автоматизированного УУ расскажу на Практикуме).
При выборе товара для продажи наряду с оборачиваемостью учитывается и средняя торговая наценка на данный товар. Очевидно, что товар с высокими оборачиваемостью и наценкой – идеал. Остальной товар должен иметь либо высокую торговую наценку, либо высокую оборачиваемость. Товар с низкими наценкой и оборачиваемостью может встречаться в малых количествах, исключительно в целях представления полного ассортимента компании.
Но вернемся к замороженным деньгам. Как их вернуть? Как реализовать застрявший на складе товар? Обычно руководство компании регулярно устраивает мозговой штурм и придумывает способы превращения "замороженных" денег в "живые". Вот несколько предложений:
1. Постепенно снижать цену на данный товар, пока не найдется покупатель («Голландский аукцион»).
2. Продать с помощью сотрудников. В каждой компании есть кто-то, кто обожает продавать. И если есть возможность на этом еще и заработать, то он готов развернуть бурную деятельность. Т.е. реально товар уйдет физическим лицам. Официально – вопрос тоже решаем.
3. Использовать для поиска клиентов социальные сети.
4. Предложить менеджеру оплатить стоимость невыкупленного "его клиентом" товара.
5. Превратить неликвидный товар в бонус при продаже определенных объемов другого товара.
6. Придумать использование товара не по прямому назначению ("перпендикулярные" продажи). Участники бизнес-лагерей поведали мне замечательные истории на эту тему. Вот одна из них: Александр (предприниматель, Калуга) закупил однажды большую партию очищенных семечек. А они не продавались, хоть убей (по-видимому, потому, что щелкать их нельзя, а людям сей процесс нравится). Придумал изготовить из них козинаки. Козинаки пошли "на ура".
7. Использовать неликвидный товар в благотворительных акциях.
Ведь "залежалый" товар может быть великолепного качества (например, коллекции одежды и обуви прошлого сезона), и для кого-то получить такой подарок будет большой радостью. Понятно, что денег на этом Вы не заработаете, но склад "почистите" и карму улучшите.
В завершение хочу сказать о том, что все это время мы говорили исключительно о товаре, реально осевшем на складе, и рассматривали баланс, сформированный по данным УУ. Но, зачастую, существует и другая проблема: по факту на складе товара нет, а в балансе, сдаваемом в налоговую инспекцию, он есть в большом количестве.
Почему возникает такая ситуация и как с нею бороться (а также о многом другом интересном :)) расскажу на Практикуме «Как поставить управленческий учет и не забыть о налоговой безопасности».
До встречи, искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru