Выпуск 275. Наталия Морозова. Не родись красивой (О привлекательности финансовой отчетности)
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 28.05.2014
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Недавно обсуждала с одним из клиентов вопрос получения им банковского кредита на максимально выгодных условиях. Как известно, принимая решение о выдаче кредита организации, а также о его условиях, банк руководствуется, в том числе, финансовой отчетностью предприятия за несколько периодов. Критериев для принятия решения много. Подробнее о них всех я буду рассказывать на летнем бизнес-лагере на Угре, а сейчас хочу поговорить только об активах.
Итак, активы - это все ресурсы, которыми владеет компания. Активы бывают оборотные, которые быстро приходят и уходят: сырье, материалы, НДС, дебиторская задолженность (т.е. все суммы, которые нам должен кто бы то ни было: поставщики, покупатели, государство, сотрудники и т.д. и т.п.), денежные средства в любом виде.
И внеоборотные: та часть имущества предприятия, которая функционирует длительное время (свыше 12 месяцев) в неизменной натуральной форме. Например, это основные средства, которые стоят дорого: для налогового учета - больше 40 000 рублей, для управленческого - как решите. И нематериальные активы. Как раз эти нематериальные активы (далее НМА) и могут украсить Ваш баланс, что позволит решить различные задачи.
Так что же такое НМА? Эти активы загадочны :), они не имеют физической формы или "финансового (как акция или облигация) воплощения ", но "обеспечивают будущие выгоды" (Барух Лев). Для бухгалтерского учета государство дает нам свои определения (ПБУ 14/2007). Вот некоторые из них:
Нематериальный актив (НМА) не имеет материально-вещественной формы и может быть отделен от других активов. Он способен приносить организации экономические выгоды в будущем, при этом организация должна иметь надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности. Доступ иных лиц к таким экономическим выгодам - должен быть закрыт.
Что же конкретно относится к НМА? Полный список с точки зрения налогового учета можно найти в налоговом кодексе (статья 257).
Самые распространенные из НМА - это:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
- исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
- владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта;
А с точки зрения бухгалтерского учета, это еще и "деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части)".
НМА амортизируются (их стоимость уменьшается) в течение срока их полезного использования, который Вы сами и утвердили в момент принятия данного НМА на учет.
А 1 раз в год НМА можно переоценивать по рыночной стоимости.
Чувствуете сколько возможностей таится?
Регистрировать товарный знак или патент - порой трудозатратно. Это минус. Но есть люди которые этим занимаются. Это - плюс. Свои исключительные права все равно надо защищать, иначе их можно очень быстро лишиться. А параллельно с этим можно сделать баланс, привлекающий инвесторов или уменьшающий процент по кредиту.
На этом заканчиваю. Знаниями и опытом как по финансам, так и по общению с налоговиками и УБЭповцами, с удовольствием поделюсь на Практикуме в Москве и ближайшем бизнес-лагере.
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
Отзывы
Владимир. Собственник компании «ТК Петролекс», бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами Дахаб-2014"
Занимаюсь тем, что оптом и в розницу торгую дизель-топливом и бензином.
Посещал уже неоднократно до этого бизнес-лагеря Михаила Рыбакова и компании. За время сотрудничества с Михаилом Рыбаковым у нас явно выросли обороты. Компания стала более системной. А сейчас я приехал на лагерь по финансам, учусь делать управленческий учет, чтобы понимать для себя, на каком языке разговаривать с бухгалтером. Это немаловажный момент потому, что если мы в чем-то не разбираемся, то должны хотя бы знать азы.
Вообще спасибо, все было поучительно. Думаю, посещу еще ваши лагеря.
Отзывы клиентов о результатах работы с нами
Отзывы участников наших бизнес-лагерей
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru