Выпуск 276. Наталия Морозова. Один серый другой белый... или немного об импорте
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 05.06.2014
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Обратила внимание, что после бизнес-лагерей по эффективному управлению финансами участники мне говорят очень много хороших слов. О том, как было интересно, и как полезно, и как будут применять знания на практике.
А после лагеря «Проверки в компании» – гробовая тишина. Спрашиваю: «Что не так? Вам не понравилось?» Один из участников, после паузы: «Нам понравилось, только стало очень страшно». Поскольку я считаю, что «тот, кто предупрежден, тот вооружен», то я буду писать на темы, которые могут кому-то испортить настроение, но кому-то принести пользу…
Итак, в последнее время мне часто задают вопросы, связанные с минимизацией рисков при «сером» импорте. Я, конечно, на вопросы отвечаю, но на душе после этого становится как-то муторно. Задумалась «почему?». Наверное, прежде всего потому, что риски, связанные с «серым» импортом можно уменьшить, а свести к нулю нельзя. При нынешней компьютеризации каждый номер таможенной декларации находится за несколько минут. И если по этой декларации ввозилось детское питание, а компания станками торгует, то это покажет проверяющим, где надо копать дальше.
Есть устойчивое мнение, что если везти «в белую», это очень дорого, компания разорится. Для каких-то компаний это действительно так, а для каких-то и нет. Да, прибыль уменьшится, но не факт, что критично, а руководитель сможет спать спокойно… На тему рисков, которые несет руководитель, я уже писала в статье «Не стоит общаться с жуликами, или чем рискует директор».
Давайте рассмотрим четыре аспекта импорта.
1. Покупная стоимость товара
Формулы для расчета покупной стоимости импортного товара и НДС по нему – известны. Расчеты покажут, что при «белом» импорте увеличатся таможенные пошлины и платежи, а также НДС, уплаченный на таможне. Но не забываем, что этот НДС мы берем к зачету. Если по расчету возникнут вопросы, могу ответить на них на Практикуме «Как поставить управленческий учет и не забыть о налоговой безопасности».
2. Растаможка
С одним из клиентов (импорт, химреактивы, опт) мы посчитали, во сколько ему обходятся услуги сторонней организации по декларированию и растаможке товара (притом импорт абсолютно «белый»). Посчитали – прослезились. Теперь у него в компании всем общением с таможней (включая декларирование) весьма успешно занимается девушка-менеджер, которая работает с ним много лет и знает все особенности товара. К тому же, кроме декларирования она делает еще много разного полезного. Экономия – десятки тысяч рублей в месяц. Многие мне сейчас возразят: «Главное, что есть у таможенных брокеров, – это связи».
Ну и что?.. Уже не девяностые и не нулевые, когда, если ничего не предпринимать, твоя декларация всегда оказывалась нижней в стопочке… Сейчас у нас электронное декларирование. А что касается сбора разрешительных документов, то, как правило, этим занимается сама компания. При этом бывают случаи, когда товар давно уже выпущен и продан, но приходит письмо из таможни, в котором компанию обязывают оплатить штраф (минимум 100 000 руб.) за неверное декларирование (недостаток разрешительных документов и т.д. и т.п.). И ведь государство (в лице таможни) имеет на это полное право, ведь срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения таможенного законодательства – два года (ст. 4.5 КоАП). Понятно, что виноват в этом штрафе тот, кто декларировал, кто должен был проконсультировать по поводу всех необходимых документов. Но как вы думаете, какова вероятность взыскать с таможенного брокера сумму штрафа? Правильно – она стремится к нулю…
При «сером» импорте не избежать плат фирмам-посредникам.
3. Поле для воровства
У одного из клиентов вычислили ворующих логистов, которые годами получали откаты от фирм-посредников. Ущерб – как минимум сотни тысяч рублей (а может и миллионы, кто ж теперь узнает…). При «белом» импорте такого поля нет.
4. Потеря крупных клиентов
Если компания-покупатель регулярно проходит камеральные проверки (например, возмещает экспортный НДС), то к белизне своих поставщиков она относится очень серьезно. Знаю наверняка, так как сама двадцать лет этим занимаюсь. Пусть мы купим дороже, но будем уверены в том, что товар ввезен официально, и у нас не возникнет позже проблем с налоговой (о том какие проблемы возникают, знаю из личного опыта)…
Вот как-то так. Я высказала свои мысли, а считать и принимать решения придется Вам. Если же Вам будут интересны мои знания и опыт, то я с удовольствием поделюсь ими на Практикуме «Как поставить управленческий учет и не забыть о налоговой безопасности» и бизнес-лагерях «Эффективное управление финансами» и «Проверки в компаниях».
Искренне Ваша, Наталия Морозова
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru