Анонсы - 2024

Выпуск 330. Наталия Морозова. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 24.06.2015

Morozova_Volcano.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Никогда не разговаривайте с неизвестными
М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита".

Проверяющие органы активизировались. Если в конце 2014 и начале 2015 года я в основном консультировала по финансовым вопросам ("Где теряются деньги?" "Как эффективнее управлять финансами?" и т.д.), то весь второй квартал освещен вопросом "Что делать? К нам собирается прийти (либо уже пришла) выездная налоговая проверка".

Проверками интересуюсь давно (и сама в бытность главбухом успешно проходила и клиентам помогала). Сейчас возникла мысль, что стоит написать о некоторых важных нюансах связанных с приходом налоговиков. При этом я не буду описывать регламент проведения выездной налоговой проверки. Он очень четко дан в статье 89 Налогового Кодекса (НК) РФ. Почитайте. Интересно. :)

Итак, нюансы:

  • Начнем с того, что налоговая инспекция не должна заранее информировать организацию о дате начала проведения выездной проверки. Мне часто говорят: "Как же так, ведь по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...» нас должны предупреждать о начале проведения проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня?!"
    Но давайте прочтем внимательно статью 1 этого закона, там четко написано, что положения закона 294-ФЗ не применяются при осуществлении налогового контроля. Увы и ах.
  • Отсутствие руководителя не препятствует началу проведения проверки. Поскольку компания без исполнительного органа (обычно генерального директора) не имеет права работать, то кто - то официально руководителя замещает. Вот он-то и начнет общение с налоговиками в отсутствие руководителя.
  • Выездная проверка (за редким исключением) проходит по месту нахождения организации. Значит надо для себя (на всякий случай) иметь ответ на вопрос: "Куда сажать этих людей будем ". В помещении, в котором разместятся проверяющие, не должно быть ничего потенциально интересного, куда можно, устав от проверки документов, совершено неофициально сунуть нос: шкафов с "интересными" бумагами, компьютеров со свободным доступом в вашу корпоративную сеть. А главное, там не должны сидеть сотрудники, занимающиеся своими трудовыми обязанностями, если хоть какая-то часть этих обязанностей, скажем так, неофициальна. Подслушанные разговоры часто показывают проверяющим где надо дальше копать.
  • Если налоговики хотят обедать в офисе, обеспечьте их чайником и микроволновкой, дабы у них не возникало повода ходить в буфет. В буфете люди едят и чай пьют, они расслабленны и разговаривают. Ну не надо к ним фискальщиков...
  • Почти наверняка выездная налоговая проверка начнется с процедуры осмотра помещений. Все как положено: двое понятых и налоговики, вооружившись договором аренды, идут за представителем компании, сверяя данные, указанные в экспликации с реальными помещениями.
    Если в Вашей компании данные в договоре аренды не совпадают с реальностью, то определитесь заранее кто из сотрудников будет водить проверяющих, проводящих осмотр. Он должен точно знать маршрут.
  • При осмотре проверяющие будут зорко смотреть по сторонам. Посмотрите, что лежит на столах ваших сотрудников, что написано на папках, какие объявления на стенах висят.
    История из практики
    . В отделе продаж висит список менеджеров с телефонами рабочими и сотовыми. При этом половина этих сотрудников официально в компании не числятся.
    История из практики
    . На стене в бухгалтерии приклеен лист с названиями и реквизитами всех "дружественных" компаний. Это ж просто подарок для проверяющих!
  • С началом проведения выездной налоговой проверки стоит объяснить коллективу, что теперь в офисе будут находиться враги. С ними не надо беседовать. По моему опыту, убедить сотрудников не разговаривать с проверяющими - это самая большая проблема.
    Люди зачастую работают интеллигентные, и когда у них в спокойной обстановке (буфете, "курилке" или, простите, возле туалета) спрашивают вроде бы безобидные вещи ("Как в фирме работается?", "Как отдыхаете?" и т.д.) они не могут на вопрос не ответить. Вроде бы неприлично. А дальше слово за слово и выясняется много интересного: пенсионеры работают неофициально, чтобы надбавку к пенсии не терять, директор, хороший человек, к официальной зарплате еще из "собственного фонда" доплачивает, "мы продаем качественный товар, наши поставщики - известные иностранные компании" (а по белой бухгалтерии поставщики исключительно российские ) и т.д. и т.п.

Так почему же сотрудники беседуют с проверяющими?

1. Некоторые думают, что они обязаны отвечать на вопросы сотрудников налоговых органов. Если вы говорите не под запись в протокол , то это не допрос, а беседа. Она неофициальна. И ведется исключительно добровольно.

2. Виновато хорошее воспитание. Кажется неприличным не ответить на безобидный вопрос.

3. Излишняя самонадеянность (уж я-то ничего лишнего не скажу) и желание помочь любимой компании.

Во всех трех случаях на попытку проверяющих побеседовать с сотрудником, лояльным к фирме, мне кажется правильным сказать "Извините, но мне надо идти работать" и заняться выполнением своих должностных обязанностей.

Да, бывает и четвертый случай (правда более редкий), когда работник ведет беседы с проверяющими, чтобы нагадить своему работодателю, но такого хоть инструктируй, хоть нет.

О допросах - в окончании этой статьи.

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Дахаб-2013. Основной бизнес-лагерь.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Успех - это еще не точка, неудача - это еще не конец.
Единственное, что имеет значение, - это мужество продолжать борьбу.