Выпуск 340. Михаил Рыбаков. Учимся видеть процессы
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 20.09.2015
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Продолжаю цикл статей. Это - третья: снова фрагмент из книги «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Прошлые статьи назывались:
Изучите их, прежде чем приступать к этой.
***
Перво-наперво вам нужно научиться процессы видеть. Они протекают в компании независимо от того, замечаете вы их или нет: ведь работы как-то выполняются! Процессы есть и у бабушки, которая торгует на улице яблоками, и в гигантской корпорации.
Смотреть на свой бизнес сквозь призму процессов – суть «процессного подхода» к управлению. Он в корне отличается от привычного взгляда на компанию через ее организационную структуру. Успешные компании во всем мире давно применяют процессный подход. Так что вопрос «нужно или не нужно» – не стоит.
Категории процессов
Всего выделяют 4 категории процессов:
- Основные
- Вспомогательные или поддерживающие, обслуживающие
- Процессы управления
- Процессы совершенствования (саморазвития бизнеса).
Основные процессы
Это те процессы, которые составляют суть бизнеса компании. Еще их называют процессами, приносящими прибыль. А еще – теми процессами, за которые готов платить ваш клиент: они добавляют ему ценность.
Эти процессы есть в любой компании. Условно можно сказать, что каждый из них – это «отдельное» направление бизнеса. По крайней мере, в управленческом учете точно есть смысл их разделять.
У основного процесса всегда:
- На входе – клиент (или потенциальный клиент) с потребностью. То есть ему от вас что-то нужно. Хотя, возможно, он пока не до конца понимает, что именно.
- На выходе:
- Клиент удовлетворил свою потребность (получил, что хотел, или чуть больше) и доволен.
- Компания получила выгоду. Это не только прибыль, но и репутация на рынке, опыт для команды, новые партнеры и т.д. Да и просто радость для всех участников.
Возьмем типичную торговую компанию. Обычно в ней основных процесса два:
- Оптовые продажи
- Розничные продажи.
Примеры из других сфер бизнеса:
- Ремонт автомобиля клиента
- Выпуск журнала
- Обслуживание клиента в ресторане.
Вспомогательные процессы
Они нужны для того, чтобы основные процессы могли хорошо выполняться.
Их – множество. Например:
- Управление персоналом. Это подкатегория процессов – их там много:
- Найм сотрудника на конкурсной основе
- Введение нового работника в должность и пр.
- Управление финансами (тоже подкатегория)
- Маркетинг (подкатегория)
- Логистика (подкатегория)
- ИТ-сопровождение (подкатегория)
- И так далее.
Почему же они вспомогательные? Ведь без них – никуда!
Все так. Однако сами по себе они не приносят клиенту ценности, и он не готов оплачивать обучение ваших работников или внедрение в вашей компании сложной информационной системы.
Основные процессы – приносят деньги, а вспомогательные – затратные для бизнеса. У основных основная цель – максимально заработать. У поддерживающих – получить результат, но при этом – сэкономить.
Именно поэтому вспомогательные процессы – главные кандидаты для вывода их на аутсорсинг.
В зависимости от отрасли и специфики вашего бизнеса разные процессы могут относиться к основным или вспомогательным. Например, для транспортной компании «доставка груза» – это основной процесс, а для большинства компаний – вспомогательный. То же самое касается уборки помещений и т.д.
Процессы управления
Они определяют технологию управления бизнесом.
Сюда можно отнести:
- Стратегическое управление
- Тактическое управление
- Оперативное управление.
Они похожи по структуре, и различаются лишь временным горизонтом. Деление условно и зависит от страны, компании, ваших предпочтений.
Например, в России стратегическим считается управление на трехлетнем (и даже годичном) горизонте, в то время как во многих других странах – 10 и более лет. Это связано с нестабильностью и непредсказуемостью нашей ситуации. Хотя это как раз самообман российских руководителей. Именно в таких условиях стратегическое управление – нужнее всего. Самые сильные компании выигрывают именно в стратегии.
Тактика – обычно в России это период от месяца до квартала (в разных бизнесах).
Оперативка – от дня до недели.
Замечу, что когда компания находится на спонтанном уровне зрелости, в ней активно происходит только оперативное управление, причем хаотично. Тактическое – реже. А стратегическое выполняется лишь в фоновом режиме в головах высших руководителей.
Как устроены управленческие процессы? Просто! Вот управленческий цикл:
- Постановка целей
- Организация выполнения
- Контроль
- Анализ и корректировка.
Процессы совершенствования
Если первые три категории вы встретите в любом серьезном учебнике, то эту выделяют далеко не всегда.
А зря. С каждым годом изменения в бизнесе, да и вообще в жизни, ускоряются. Если ваша компания не успевает к ним адаптироваться – будете сдавать позиции. Впрочем, самое выгодное – не подстраиваться под изменения внешней среды, а создавать их – пусть подстраиваются другие.
Конечно, улучшения происходят в любой компании, даже находящейся на спонтанном уровне развития. Руководителям порой приходят в голову гениальные идеи. Но такое везение – штука ненадежная.
Основная задача процессов совершенствования – сделать развитие бизнеса системным и непрерывным.
Простейший пример – грамотно работать с претензиями недовольных клиентов. Не отмахиваться от них, как от назойливой мухи. А выяснять, что им не понравилось, что можно сделать лучше. Заодно и клиент полюбит вашу компанию больше, чем прежде.
Еще лучше – не ждать, когда к вам поступит рекламация и требование вернуть деньги. А регулярно проводить опросы удовлетворенности клиентов, внедрять их пожелания в свою работу.
В мире применяют множество глубоких подходов, в том числе основанных на статистических методах. Но для начала освойте относительно простые, и используйте их системно – на благо клиентам и себе-любимым.
Порядок работы над процессами
Теперь, когда вы знаете, какие процессы бывают, самое время выделить их в своей компании. Но прежде – несколько принципов и правил.
Сначала нужно определить приоритеты.
В компании процессов – много. Работа над бизнес-процессами – трудоемкая!
И если взяться сразу за все, увязнете. Особенно если не следовать методике, а хвататься за все подряд, действовать хаотично.
У нас по опыту сложилась такая последовательность:
- Основные
- Вспомогательные
- Управленческие
- Совершенствования.
Где логика? Почему, например, не начать с управленческих? Они ведь, наверное, самые главные…
- Сначала основные – потому что именно они в первую очередь влияют на результаты работы бизнеса, на удовольствие клиентов от работы с вами. К тому же, основные проще всего увидеть, понять и описать. На их примере команде легче научиться. Ну и, наконец, сначала нужно браться за самое главное – успехи вдохновят вас и команду двигаться дальше.
- Вспомогательные – после. Они тоже важны, но не настолько, как основные. Их сложнее увидеть.
- Управленческие – еще позже. По нашему опыту, людям очень сложно их осознать. Даже в крупных российских компаниях большинство топ-менеджеров не верят, что их можно структурировать, потому что управляют спонтанно.
Можно! Только не спешите – сначала научитесь на более простых. А через пару лет, возможно, и к управленческим придете. - Ну и, наконец, постоянное совершенствование. Очень интересная группа процессов. Правда есть одно но: они постоянно вносят в компанию дополнительные изменения. Для зрелой стабильной компании, где все отлажено и работает как часы – это прекрасно. Но для спонтанно-хаотичной – вредно. Потому что еще глубже загоняет ее в пучины бардака.
Сначала четкая система и порядок. А уже потом – совершенствование.
Впрочем, отдельные элементы этого мы с вами уже затронули, и еще рассмотрим на страницах этой книги. А если вы хорошенько все у себя внедрите, то и саморазвитие вашего бизнеса – будет.
Внутри каждой категории тоже решайте, чем заняться в первую очередь.
Практическое задание. Назовите процессы своего бизнеса, относящиеся к каждой из 4 категорий. |
Дальше в книге я буду показывать вам технологию на примере основных процессов. Работа с остальными категориями в целом похожа.
Заказать книгу «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум» Вы можете здесь.*******
Если Вы хотите описать, улучшить и внедрить бизнес-процессы в своей компании, пришлите заявку - кратко опишите свой бизнес и задачи. Обсудим Вашу ситуацию. Приедем, поможем. Вовлечем и обучим Вашу команду. Будем сопровождать до результатов.
Наше расписание на осень-зиму уже весьма плотное, но пока что в нем можно найти свободные даты.
Сейчас, в кризис - лучшее время для изменений.
Кстати, начать лучше с участия в бизнес-лагере "Как навести порядок в своем бизнесе". Там мы подробно работаем над бизнес-процессами и не только – на живых примерах из компаний участников.
Всего доброго!
20.09.2015
Сибирь, Красноярский край, город Назарово
(пишу вечерами после сессии у клиента)
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru