Выпуск 342. Наталия Морозова. Финансовая модель компании, или увлекательная игра для бизнесменов
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 24.09.2015
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Все мы родом из детства. Мы помним, как нам нравились игрушки, особенно не простые, а заковыристые. Мне, например, нравилось решать головоломки, логические задачи и собирать кубик Рубика. При всей моей ненависти к очередям, сохранившейся по сей день, я отстояла в очереди за этим самым кубиком 5 (!) часов. На дворе были восьмидесятые (1983 или 1984, не суть важно). Сейчас мы выросли, и век сменился, но есть «игрушки», которые по-прежнему нам интересны. И говорю я сейчас не о привычных компьютерных играх, а об "игрушке", которая должна быть в арсенале каждого собственника бизнеса и руководителя. Имя ей: финансовая модель компании (далее ФМК).
Если говорить серьезно, то это, на мой взгляд, самый необходимый инструмент для моделирования финансового положения компании в различных экономических условиях. Ведь очень важно иметь возможность видеть, что произойдет при резком изменении курса валюты, при падении продаж и т.д. и заранее выработать управленческие воздействия. Иметь возможность рассмотреть различные сценарии: если происходит "то-то", мы реагируем "так-то".
А почему тогда игрушка? А потому, что интересно! «Самые большие глупости на Земле делаются с серьезным выражением лица», - сказал Григорий Горин устами барона Мюнхгаузена. И, наоборот, как показывает моя практика, лучшие решения находились в атмосфере легкости (несмотря на сложность, а порой и критичность ситуаций в компаниях).
Если собственник будет относиться к ФМК не как к скоплению непонятных сухих цифр, глядя на которые скулы сводит от скуки, а как к очень интересной игре (кстати, на живые деньги), он и различных ситуаций больше заложит и интересных решений больше найдет.
А что надо для того, чтобы начать увлекательную компьютерную игру? Правильно, надо где-то взять (купить, скачать официально, стащить) саму игру.
Плохая новость: готовой ФМК для Вашего конкретного бизнеса в природе не существует.
Хорошая новость: ее можно создать. Самим или с помощью специалистов. На различных платформах. Но создание этой игрушки нельзя отдать целиком в чужие руки. Только кто-то из сотрудников Вашей компании плюс Вы сами может правильно ответить на все вопросы профессионала и получить в итоге правдивую ФМК. По мне, так лучше пусть не будет никакой модели, чем будет лживая. Если модели нет, то собственник принимает какие-то интуитивные решения, продиктованные богатым опытом.
Но все же управлять финансами компании можно намного эффективнее, если опереться не только на «чуйку», но и на правдивые цифры.
1. С помощью ФМК мы можем увидеть, что может происходить с денежными средствами. Этот отчет представляет собой модифицированный Отчет о движении денежных средств (ОДДС), он же CF (cash flow – direct, indirect). Классический ОДДС показывает, сколько денег было на начало рассматриваемого периода, откуда они пришли и куда ушли. На какие статьи затрат были потрачены. Исторически так сложилось, что именно ОДДС является тем отчетом, который есть практически у каждого предпринимателя. Ведь любому собственнику интересно знать ответ на вопрос "Куда ушли деньги?" При этом в классическом ОДДС мы рассматриваем уже то, что произошло за конкретный период времени (например, месяц). Сколько денег уже пришло (с разбивкой по статьям), а сколько и на что уже ушло. Если что-то не нравится, то в прошлом уже ничего исправить нельзя. В ФМК же ситуация кардинально иная. В знакомый отчет подставляются предполагаемые поступления денег и их предполагаемое расходование за определенные периоды. При этом, как правило, делается отчет на год с разбивкой по месяцам. Ближайший месяц обычно дробят на недели (иногда и на дни, все зависит от конкретной ситуации).
Цель этого отчета – увидеть, в какой период времени могут возникнуть кассовые разрывы, и заранее продумать, как их не допустить.
При этом подставляются разные цифры – оптимистичные, реалистичные и пессимистичные. И для каждой из ситуаций формируется управленческое воздействие.
Поверьте, это очень увлекательная игра.
2. Построив ФМК, можно увидеть эффективность компании при различных условиях.
Чтобы «поиграть» с эффективностью, строится отчет по принципу Отчета о доходах и расходах (ОДР), он же Отчет о прибылях и убытках (ОПУ), он же P&L (profit & losses) (Об этом отчете подробно писала в статье «Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 2. Прибыль, деньги, ОДР (отчет о доходах и расходах)».
Это отчет очень важен, т.к. позволяет увидеть, как могут при различных условиях поменяться прибыль и рентабельность как компании в целом, так и различных ее направлений, объектов, проектов и т.д. и т.п. Компания не должна быть убыточна. Адекватная ФМК дает возможность заранее продумать, какие расходы придется убирать при снижении доходов либо при резком повышении каких-то определенных видов расходов, никак от вас не зависящих. Например, на импортные комплектующие. И многое-многое другое.
На Практикуме 29 сентября мы будем рассматривать различные ситуации. Различные возможности выхода из них. Будем обсуждать алгоритм работы ФМК. Взаимосвязи между различными отчетами и многое другое.
3. Было бы здорово, чтобы ФМК включала в себя прогнозируемый баланс (он же BS (balance sheet)). Зачем нам надо видеть баланс, какую важную информацию он несет, можно почитать в статье «Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1. Основные финансовые понятия».
4. И, конечно же, финансовая модель компании может очень пригодиться, если речь идет о налоговой нагрузке. Но об этом – исключительно на Практикуме.
Желаю Вам создать хорошую компьютерную игру под названием «Финансовая модель моей компании», играть в нее и выигрывать!
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru