Выпуск 344. Михаил Рыбаков. Выделяем процессы компании
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 11.10.2015
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Четвертая статья цикла: снова фрагмент из книги «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Рекомендую изучить прошлые статьи:
- Что такое бизнес-процессы и зачем они нужны
- Порядок в бизнесе - практические рекомендации
- Учимся видеть процессы
***
Выделение процессов – это технология и искусство. Несколько разумных людей могут по-разному определить процессы одной и той же компании – и каждый будет по-своему прав.
Здесь нет конечной истины. Есть наш опыт, которым я с вами поделюсь.
В любом случае, вам в своей команде нужно прийти к согласию по поводу того, какие процессы выполняются в вашем бизнесе. Это будет та картина мира, которую вы все примете, будете в ней жить и вести дела. Если же один из вас считает, что Земля – это планета, которая вращается вокруг Солнца, а другой – что она плоская и держится на трех китах, сотрудничать вам будет сложновато.
Сколько основных процессов? В средней и малой компании обычно их от одного до 5-7. Порой мы встречаем крайности:
- Руководитель считает, что в его компании основной процесс один: «Ну мы же строительная компания. Вот и процесс у нас один – стройка!» Хотя в реальности у него есть еще сдача строительной техники в аренду. А порой его компания выступает как генподрядчик. Есть и еще несколько бизнес-направлений.
- Выделяют слишком много процессов. Например, оказание каждой услуги выделяют в отдельный процесс.
В первом случае – явное упрощение. Тут смешаны мухи и котлеты. О выстраивании системы здесь не может быть и речи.
Во втором – слишком все усложнили. Зачем? Ведь один из принципов управления – упрощать, сводить разные задачи и проблемы к единым подходам.
Давайте определим критерии, по которым мы понимаем, что процессы – разные. Правда, ни один из них не является достаточным – всегда смотрите, чтобы работали несколько сразу. И пользуйтесь здравым смыслом.
- У процессов разные клиенты. Например, оптовые и розничные покупатели. У них разные потребности, они обращаются к вам с разными целями.
А значит, опт и розница – процессы разные. Даже если там один ассортимент и выполняют их одни и те же работники в одном офисе. - У клиентов процессов – разные потребности. Хотя физически это может быть один и тот же человек или организация. Например, я могу заехать на заправку чтобы залить бензина, а могу – чтобы выпить там чашку кофе в кафе.
- У процессов существенно разная технология выполнения. Например, изготовление паркета по индивидуальному заказу клиента (рисунок, цвет, текстура) отличается от подбора и монтажа типового изделия. Только не переборщите с разделением: продажа клиенту сотового телефона и продажа ноутбука – это один и тот же процесс, хотя товары разные. На каком-то уровне детализации будут разные варианты выполнения одного шага.
- Разная экономика процесса. То есть прибыльность, сезонность и пр. Например, розница в компании прибыльная, а опт работает в ноль.
Процесс – это всегда последовательность действий. Шаги, как бусинки, нужно «нанизать» на какую-то «ниточку».
Важно решить, вдоль чего выстраиваем логику каждого процесса.
Во многих видах бизнеса удобно выстраивать основные процессы по ходу исполнения заказа клиента.
Но не всегда. Например, в розничной торговле мелкими товарами (аптеки и т.п.) мы используем другую цепочку: работа с конкретным клиентом там слишком короткая и простая – нет смысла строить вдоль нее.
Еще ключевая мысль:
Процессы, как правило – сквозные.
То есть проходят через разные подразделения и должности.
Порой вы можете услышать или прочесть где-то выражение типа «процессы отдела продаж», «процессы отдела логистики». Это большая методическая ошибка!
Процессы не равны подразделениями и тем более должностям. Они проходят через их границы: часто через 2, 3 и более отдела, через множество должностей.
Большинство проблем в работе компаний находятся где?
На стыках подразделений и должностей! То есть каждый участник процесса сделал свою работу хорошо. Но из-за слабого взаимодействия между ними – итог плохой.
Процессный подход помогает наладить эти взаимодействия. Это – его конек. Чтобы люди в вашей компании работали не как знаменитые лебедь, рак и щука из басни Крылова. А более слаженно.
Если же «нарезать» процессы по границам существующих подразделений – это сводит их ценность практически к нулю.
Как-то я проводил сессию в российском представительстве одной из крупнейших мировых фармацевтических компаний. Незадолго до этого произошло их слияние с другой компанией поменьше. Стояла задача – совместить процессы двух компаний, взять лучшее из обеих.
Меня удивило то, что для них идея сквозного процесса была новой. Директор представительства – француз – ну никак не хотел ее понимать: она противоречила его прошлому образованию и опыту. Когда он ушел, мы с российскими руководителями среднего звена проработали их основной сквозной процесс и стыки между подразделениями, убрали многие накладки.
Не нужно усложнять – применять инструменты управления бизнес-процессами к простым действиям, которые выполняет один работник. Например, описывать этапы переговоров как бизнес-процесс: знакомство, выяснение потребностей, презентация продукта, работа с возражениями и т.д. Это просто алгоритм работы вашего продажника. С точки зрения процесса – всего один шаг: переговоры с клиентом. Даже если они длятся не один день и месяц. Конечно, полезно описать технологию ведения переговоров – например, в детализации данного шага. И внедрить ее в жизнь. Но не стоит городить из этого отдельный процесс.
Работа над бизнес-процессами нужна для налаживания взаимодействий между людьми. Для описания работы конкретного одного работника используются другие, более детальные инструменты. Например, в продажах это может быть скрипт разговора, описание типовых возражений и ответов на них и т.д. В работе склада – технология упаковки продукта, его погрузки на полку или в фуру. В производстве – технологическая карта выполнения той или иной операции.
А бизнес-процесс – инструмент более высокого логического уровня.
Еще раз: процессы не равны должностям и подразделениям. Это – как бы другое измерение вашего бизнеса.
Кстати, часто бывает так, что какой-то процесс есть, а отдельной должности под него нет. Например, в небольшой компании нет специалиста по персоналу, но процесс «Найм сотрудника» выполняется. Нет маркетолога, а процесс «Анализ конкурентов» идет. И это нормально.
У бабушки, которая торгует на углу семечками, тоже работают процессы исследования рынка, логистики, и получения обратной связи от клиентов. Хотя бабушка всего одна, маркетолога и логиста у нее в штате нет, и не планируется. Да и в бизнесе она, вроде бы, не профессионал.
Список процессов, который вы составили на этом этапе – предварительный. Да и невозможно пока выделить процессы точно: по мере более глубокого их понимания, скорее всего, исправите и перечень. Часто процессов оказывается больше или меньше, чем казалось поначалу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Определите основные процессы своего бизнеса. То есть назовите их.
Напоминаю, что это командная работа.
|
***
***
Если Вы хотите описать, улучшить и внедрить бизнес-процессы в своей компании, пришлите заявку - кратко опишите свой бизнес и задачи. Обсудим Вашу ситуацию. Приедем, поможем. Вовлечем и обучим Вашу команду. Будем сопровождать до результатов.
Наше расписание на осень-зиму уже весьма плотное, но пока что в нем можно найти свободные даты.
Сейчас, в кризис - лучшее время для изменений.
Кстати, начать лучше с участия в бизнес-лагере "Как навести порядок в своем бизнесе". Там мы подробно работаем над бизнес-процессами и не только – на живых примерах из компаний участников.
Всего доброго!
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru