Выпуск 347. Михаил Рыбаков. Предотвратить проблемы, а не разгребать последствия
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 07.11.2015
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Продолжаю цикл статей с фрагментами из книги «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Рекомендую изучить прошлые статьи (последовательно):- Что такое бизнес-процессы и зачем они нужны
- Порядок в бизнесе - практические рекомендации
- Учимся видеть процессы
- Выделяем процессы компании
*******
Мудрый человек не попадает в такие ситуации,
из которых умный умело выкручивается.
В работе по улучшению бизнес-процессов есть важный принцип: проще и дешевле предотвратить ту или иную проблему, чем разбираться с последствиями.
Используют 2 термина:
- Цена несоответствия (ЦНС) – то, сколько для вас стоят все последствия той или иной проблемы, вызванной кривизной процесса, сбоем в его выполнении. По деньгам, времени, усилиям, репутации и т.д.
- Цена соответствия (ЦС) – сколько стоят действия, которые позволяют предотвратить эту проблему.
В большинстве случае ЦНС гораздо больше, чем ЦС.
Например, рабочий забыл установить прокладку в нефтяной насос, работающий на глубине нескольких километров. Цена прокладки, работ по ее установке и проверке – сотни рублей. Если насос выходит из строя, сумма убытков и недополученной прибыли – миллионы рублей.
Как говорится – лучше перебдеть, чем недобдеть.
Учитывайте это при работе над процессами. При этом помните о золотой середине – чтобы не создать неповоротливого медлительного монстра.
Вообще, есть смысл оценивать каждый риск. И, в зависимости от его важности, выбирать подход к работе с ним. Мелкими рисками можно и пренебречь. (См. главу «Управление рисками в проекте» в книге «Как навести порядок в своем бизнесе»).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вспомните ситуации, когда большие убытки и другие проблемы можно было предотвратить простыми мерами.
Рассчитайте ЦС и ЦНС. Кстати, в ЦНС входит и недополученная вами прибыль. Например, от простоев, ухода клиентов, негативного «сарафанного радио» и пр. |
Чтобы проблема не повторилась
Проблемы есть и будут всегда. Мы живем и работаем в реальном мире, а не в сказке.
Как-то я ехал в такси. Выходя из машины, сочувственно кивнул на сильную царапину. Водитель, горько усмехнувшись, ответил: «Ну мы же не по воздуху летаем…»
Так вот, проблемы неизбежны. Вопрос только в том, что мы с ними делаем. Есть как минимум несколько вариантов:
- Игнорировать – делать вид, что все хорошо.
- Понимать, что дело плохо. Но смириться: «Что тут поделаешь…».
- Искать виноватого и наказывать его.
- Заниматься самоедством, посыпать голову пеплом.
- Раз за разом исправлять последствия.
К сожалению, ни один из этих способов проблему не решает.
Самое разумное – следовать принципу:
Сделай так, чтобы проблема больше не повторилась.
Это суть работы по улучшению бизнеса.
Например, в Японии работник конвейера обязан его остановить, если обнаружил дефект. Тут же собирается рабочая группа, которая быстро находит его причины и планирует, как сделать, чтобы этот дефект больше не повторился. Для компании это выгодно.
Итак:
- Выявляем проблему, «вытаскиваем ее на свет Божий».
- Находим ее причины, желательно на несколько уровней вглубь: причины причин и так далее.
- Разрабатываем план действий по предотвращению подобной ситуации в будущем. То есть не просто убираем симптомы проблемы, а устраняем ее причины.
- Воплощаем план в жизнь.
У тех, кто так действует, компания работает все лучше и лучше.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вспомните какую-нибудь серьезную проблему, произошедшую в вашем бизнесе.
Вы анализировали ее причины? Что вы сделали, чтобы она больше никогда не повторилась? Если нет, сейчас – самое время.
|
*****
*******
Если Вы хотите описать, улучшить и внедрить бизнес-процессы в своей компании, пришлите заявку - кратко опишите свой бизнес и задачи. Обсудим Вашу ситуацию. Приедем, поможем. Вовлечем и обучим Вашу команду. Будем сопровождать до результатов.
Сейчас, в кризис - лучшее время для изменений.
Кстати, начать лучше с участия в бизнес-лагере "Как навести порядок в своем бизнесе". Там мы подробно работаем над бизнес-процессами и не только – на живых примерах из компаний участников.
Всего доброго!
7.11.2015
Винница
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru