«Развитие живой компании» Книга Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной.
Узнать больше

Анонсы - 2025

Выпуск 387. Михаил Рыбаков. Бизнес-процессы и проекты

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 27.10.2016

MR_Dec2015_2.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".  

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …

Мы много работаем с компаниями из проектно-ориентированных отраслей: девелопмент и строительство, инжиниринг и т.д.

Естественно, один из первых вопросов, который возникает у клиента - применим ли здесь процессный подход? Если да, то как? Вопрос этот важный и непростой.

Поделюсь нашим опытом. До того, как "Наведение порядка в бизнесе" родилось как целостная система, я несколько лет обучал команды проектному менеджменту, готовил людей к сертификации.

А сейчас нам удалось "поженить" процессы и проекты :) Неплохо, судя по результатам клиентов.

Сегодня для вас - очередной фрагмент книги "Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум"

***

Мы с вами подробно изучили, как описывать процессы. Но помимо них в бизнесе есть еще и проекты (Управление проектами я подробно разобрал в п. 4 книги «Как навести порядок в своем бизнесе»). Это другой способ организации работ.

Здесь мы рассмотрим, как связаны процессы и проекты, что между ними общего и какая разница.

Тема важная – от нее зависит, как мы понимаем устройство нашего бизнеса, как им управляем. Однако я нигде не встречал толкового рассмотрения этого вопроса. Хотя в PMBoK) все управление проектами подается через процессы, ясности это добавляет не сильно. (PMBo - Project Management Body of Knowledge – популярный международный стандарт в области управления проектами. Разработчик – Project Management Institute (PMI). Почитайте сами: все вроде бы написано логично, только как применять – непонятно. Мы разбирались на собственном опыте.

Что такое проект?

Если процессы раз за разом повторяются, то проекты каждый раз в той или иной степени уникальны и ограничены во времени. По определению, проект – это набор мероприятий по достижению уникальной цели в условиях заданных ограничений: сроки, бюджет, люди и т. д. (рис. 35).

В современном русском языке у слова «проект» есть еще много значений: проект как набор технической документации, как направление деятельности, как «прожект» – нечто нереальное и т. д. Однако важно придерживаться четкого определения, которое я дал выше – оно соответствует международным стандартам. Вдумайтесь в него.

Проекты могут быть самыми разными:

  • Разработка сайта (для себя или для клиента).
  • Создание нового бизнеса.
  • Открытие нового производства.
  • Ребрендинг.
  • Внедрение информационной системы и т. д.

Через реализацию проектов происходит развитие бизнеса (например, создание нового направления, открытие филиала). От них зависит конкурентоспособность компании.

Проект – временное явление в жизни организации: он как бы вклинивается в ее повседневную работу. Для него определяют цели, выделяют ресурсы. Потом его выполняют и завершают, а люди возвращаются к своей повседневной работе.

Поскольку все проекты уникальны, то, в отличие от бизнес-процессов, их нельзя жестко зарегламентировать, прописать подробные инструкции. Как же ими управлять?

Тоже упорядочивать, просто несколько иначе, чем процессы. Мы задаем общую канву выполнения проекта, каждый раз наполняя ее новым содержанием, уникальным в той или иной степени.

Получается, что управление проектами – это управление уникальностью.

Проекты есть в любой сфере деятельности.

  • В некоторых отраслях они играют вспомогательную роль (например, установка новой линии на действующем производстве).
  • А в некоторых – вся основная деятельность состоит из проектов (в девелопменте, строительстве, системной интеграции, консалтинге, выставочном бизнесе и т. д.). Такой бизнес называют проектно-ориентированным.
Практическое задание. Какую роль играют проекты в вашем бизнесе? Вспомните несколько внешних (для клиентов компании) и внутренних проектов (внутри компании). Как вы ими управляете? Довольны?


Станислав Фокин, директор по производству компании ГринТриз, Коломна (производство и продажа новогодней и праздничной продукции).
У нас есть и внутренние, и внешние проекты, например:

  • Проект по увеличению производственных мощностей, установка новой линии. Найти соответствующее оборудование (если оно есть, а если нет, то найти производителя, который сможет его спроектировать и произвести), заключить договор на покупку и поставку, принять, поставить на подготовленное рабочее место, запустить, наладить системную и устойчивую работу оборудования, обучить сотрудников. За год работы над этим проектом мы получили трехкратное увеличение производительности одной из линий по производству искусственной хвои.
  • Индивидуальные проекты по разработке, производству и монтажу уникальных изделий и решений согласно потребностям клиента: полный цикл комплексных услуг от первого контакта до получения положительной обратной связи от клиента. На выходе получаем довольного клиента, у нас остается новая технология производства, приобретенный новый опыт (конкурентные преимущества) и прибыль.

То есть проекты в вашем бизнесе тоже есть. Тогда как они соотносятся с процессами?

Что между ними общего:

  • Есть цель.
  • Есть руководитель.
  • Есть этапы: шаги в процессах и этапы жизненного цикла в проектах.
  • Есть показатели.

Но есть и различия:

  • Процесс выполняется многократно – по стандартному алгоритму. А каждый проект более-менее уникален и конечен во времени.
  • Для управления процессами применяют более простой инструментарий. Например, условно принимают, что работы выполняются последовательно (См. п. 9.2 «Определяем шаги процесса»). В то время как в проектах многие действия происходят параллельно. Под это созданы особые инструменты: сетевой график, диаграмма Гантта, метод критического пути и т. д.

В проектном менеджменте есть еще много разных технологий: от разработки устава проекта до анализа стейкхолдеров (от англ. stakeholder – заинтересованная сторона, заинтересованное лицо. То есть все, чьи интересы затрагивает проект.), от управления рисками до управления изменениями.

Если сказать проще, то инструментарий управления проектами – тяжеловесный.

Его разрабатывали в оборонной промышленности СССР и США, а потом приспособили для мирных нужд.

Наша практика показывает, что в большинстве случаев проектные технологии приживаются в бизнесе крайне трудно, точнее – почти никак. Я несколько лет активно обучал людей в разных компаниях, готовил их к международной сертификации по проектам и т. п. Постепенно я отточил программу обучения до мелочей, люди по завершении тренингов горячо благодарили меня. Однако через какое-то время я узнавал, что они не используют в работе полученные знания. Кстати, именно поэтому я ушел из бизнес-тренеров и стал консультантом – здесь у клиентов результаты действительно есть.

Поэтому сейчас, даже в типичных проектно-ориентированных компаниях (например, девелоперских), мы предлагаем клиентам рассматривать их проекты – как процессы.

Это работает, хотя и с некоторой долей упрощения. И дает хорошие результаты – позволяет навести порядок в бизнесе.

Да, порой мы встречаем людей, которые разбираются в проектном управлении, некоторые имеют сертификаты. Они спрашивают: «А как же проекты? Как же мы будем работать без диаграммы Гантта?» и т. д.

Наш ответ простой. Вы лично разбираетесь в проектах, и это здорово. Но компания – это не только вы. Большинству людей до проектного подхода – как до Луны пешком. Опишите и внедрите бизнес-процессы. Поживите несколько лет в этой картине мира. Научитесь вообще работать в системе, а не бардаке. Это приживается небыстро и непросто, должно прорасти в корпоративную культуру компании, в привычки людей (См. п. III «Улучшаем процессы и внедряем в жизнь).

Получите результаты и удовольствие.

А вот уж тогда, если вам покажется мало – внедряйте и проектное управление (Подробно – п. 4 «Проекты» в книге «Как навести порядок в своем бизнесе»).

Это следующий уровень, он гораздо сложнее процессного. Как самолет по сравнению с автомобилем. До него нужно дорасти. Иначе потратите кучу сил и времени, а результаты выкинете на свалку истории. И люди разочаруются, будут плохо относиться к проектному управлению.

Развивайте бизнес постепенно, шаг за шагом.

Например, мы работали с крупным холдингом, который по всей стране занимается прокладкой каналов для ведущих операторов связи. Очень умный и системный собственник, сильная команда топов. На момент обращения к нам они уже несколько лет создавали корпоративную систему управления проектами (КСУП).

Однако внедрялась она туго – воспринималась как что-то чужеродное, не ложилась на культуру компании. К нам обратились с просьбой помочь в этой области. Когда мы предложили им смотреть на проекты как на процессы – было много сопротивления: «Как, мы ведь вложили столько сил в создание КСУП!».

Однако после первой же сессии дело пошло на лад. Появился простой и удобный взгляд на бизнес. Людям стало проще думать, договариваться друг с другом. И работать со своими масштабными проектами – теперь как с процессами. Спустя годы проектное управление там тоже заработало. Теперь собственник почти не принимает участия в оперативке, хотя изначально считал это невозможным.

Ну и вообще он стал более счастливым!

Если Ваш бизнес проектно-ориентированный, и Вы хотите навести в нем порядок - пишите. Будем рады помочь.

*****

Dahab2012_all.jpg

Напоминаю, что активно идет набор участников на 15-ый бизнес-лагерь "Как навести порядок в бизнесе" для собственников и руководителей, который пройдет 23 февраля - 5 марта в славном Дахабе (Египет). Для вас это хорошая возможность вывести свой бизнес на новый уровень. Каким бы он ни был сегодня - от холдинга до микро-бизнеса. Успешным или находящимся в кризисе.

Этим летом на лагере был 41 участник - нам пришлось прекратить набор за месяц до его начала. Чтобы уделить внимание каждому участнику, каждой команде. Массовка - не наш выбор.

Конечно, приезжайте командами от своей компании - только так вы сможете вовлечь людей в развитие бизнеса, внедрить все то, что изучите на лагере.

Подробная программа, отзывы и организационная информация

Забронируйте места сейчас - по доброй цене. Постепенно она повышается.

Отзыв клиента

Татьяна Панина, исполнительный директор строительной компании МСУ-1 (Москва). Бизнес-лагерь Этномир-2016

Добрый день. Меня зовут Татьяна Панина. Я исполнительный директор крупной строительной фирмы, строительного холдинга. Что я могу сказать о бизнес-лагере? Я впервые на таком мероприятии. О Михаиле Рыбакове я слышала от своих коллег, была подписана на его рассылку. Некоторые идеи из этой рассылки мне настолько зацепили, что я захотела приехать в этот бизнес-лагерь. И я не пожалела об этом.

Что мне здесь нравится? Во-первых, море свежего воздуха. Такое же море свежих идей. Чувствуешь себя настолько в своей среде: собираются очень креативные, очень умные, очень интересные, азартные в своем бизнесе люди. Идеи, которые появляются – просто неоценимые особенно для начинающих компаний, для стартапов. Я всем рекомендую – ребята, на стартапе приезжайте только сюда. Вы получите не только заряд, но вам накидают таких бизнес-идей, которые послужат вам стимулом для дальнейшего развития и опорной точкой.

Для меня было важно еще вырваться из своего привычного круга, немного отойти и посмотреть на сложившуюся ситуацию немного со стороны. Поэтому я очень благодарна Михаилу за его потрясающую идею, которую я сначала не приняла – идею замедления. Сначала мне казалось, но почему так, надо же быстрей, быстрее, быстрей! Это уже в крови у каждого бизнесмена. Но когда замедляешься, когда начинаешь осознавать процессы, приходит очень много новых мыслей. Ты смотришь на все со стороны и пусть даже не сразу, а через 3-4 дня, придут обязательно новые мысли, которые дадут возможность дальнейшего развития.

Поэтому очень рекомендую всем этот бизнес-лагерь, приезжайте, не пожалеете.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Дахаб-2013. Основной бизнес-лагерь.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.