Выпуск 095. Михаил Рыбаков. Что изменилось в продажах за последние годы?
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 09.06.2009
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Все больше людей говорят о том, что процесс продажи стал иным. Отчасти из-за кризиса, отчасти просто из-за того, что время не стоит на месте и все меняется, в том числе и покупатели, которые стали более грамотными, разборчивыми.
- Так что же, на Ваш взгляд, изменилось в потребителях и покупателях?
- Как надо поменять политику и технику продаж, чтобы быть сегодня «на коне»?
- Какие новые «фишки» в продажах диктует нам время?
***
Кризис! Ужас! Продажи падают! Никто ничего не покупает!
Да? Однако эмоциями делу не поможешь. Давайте разберемся во всем по порядку.
Времена действительно меняются. И хотя люди остались все теми же (впрочем, на протяжении уже тысяч лет), в России наконец-то произошло некоторое насыщение рынка. А кризис в этом еще помог, уменьшив размер самого рынка, повысив концентрацию предложений и конкуренцию между ними.
И если раньше тренера активно распинались перед ленивыми аудиториями о том, как важен клиент и его удовлетворение, то сейчас это c каждым днем это становится все более очевидным. Для хозяев бизнеса, балансирующих на грани выживания - точно. Для рядовых сотрудников - пока, увы, не всегда.
И задача не столько в том, чтобы изобрести какую-нибудь новую волшебную палочку, а в том, чтобы наконец-то начать действительно работать на клиента и быть лучшим в конкурентной борьбе. И, наконец-то, применить все то, чему вы столько раз обучались.
Вот постой и понятный (а главное - недорогой в реализации) план, который вам в этом поможет.
- Опросите своих клиентов, что им нравится в Вашей работе, а что нет. Спросите, что бы они хотели улучшить. Сделайте выводы.
Внедрите регулярную систему оценки удовлетворенности клиентов и сбора от них предложений по улучшению своей работы.
Создайте систему рекламационного менеджмента, когда недовольства клиентов обращаются компании на пользу. - Оцените свои предложения на фоне конкурентов
- Если вы предлагаете что-то действительно ценное, то развивайте систему продаж. Об этом дальше.
- Если же вы реально хуже конкурентов, то я бы думал в первую очередь о том, что как улучшить свои товары/услуги. Потому что наводить глянец на плохой продукт - путь очень скользкий и нестратегичный.
- По каждому своему предложению пропишите выгоды, которые получат клиенты, приобретя Вашу продукцию.
Разработайте новые предложения (устные и письменные), основываясь на тех выгодах, которые вы можете дать клиенту. Естественно, что для разных каналов предложения будут иметь разное содержание и форму.
- Выпишите ВСЕ каналы продаж, которые у вас на сегодняшний день действуют. Проведите их ревизию.
Быть может, часть каналов еле дышит или уже давно умерла. Возможно, основные продажи делает высшее руководство, а отдел продаж только обслуживает уже существующих клиентов. А может быть у вас вообще нет подразделения, занимающегося коммерцией? А может, нет сайта (или он "никакой")? Мы в нашей практике и с таким сталкивались, причем неоднократно!
Разработайте план по реанимации тех каналов, которые сейчас едва живы.
Запустите новые каналы и инструменты: особенно сейчас интересны недорогие или бесплатные. Например:- Контекстная реклама и поисковая оптимизация в интернете.
- Партизанский маркетинг в блогах, сообществах и т.п. Сейчас уже есть отдельные проекты и целые фирмы, которые продают в основном по-партизански, и растут как на дрожжах.
- Ваши сотрудники. В них скрыт огромный потенциал, который часто не задействован. Объявите ВСЕМ сотрудникам компании, что они могут увеличить свой заработок, привлекая клиентов. Дайте привлекательные проценты. Можете научить самым основам продаж (4-часовое обучение). Результаты точно будут - проверено! У них куча знакомых. Они прекрасно знают вашу компанию и ее достоинства. Им (и вам) просто не приходило в голову, что они могут продавать.
- Делайте себе PR в СМИ. Пишите статьи, книги, давайте интервью, выступайте с экспертными оценками. Желательно, действительно умными и экспертными. А то когда от статьи веет неприкрытой рекламой, это отталкивает.
Естественно, что PR-ить можно любое более-менее значимое событие из жизни вашей компании, например, описанные ниже.
- Создавайте отраслевые порталы и сообщества (в сети и не только). Примеры: treko.ru, seminars.ru, логист.ру, pmprofy.ru. За каждым из них стоят вполне конкретные компании. Сообщества приносят пользу всему рынку, и ненавязчиво продвигают своего "прародителя".
- Обучайте клиентов, проводите всевозможные клубы. Только опять же действительно полезные, а не чисто рекламные.
- Клиенты стали разборчивы, поэтому собирайте отзывы о вашей работе.
- Просите клиентов рекомендовать вас своим коллегам.
- Снимайте видео, записывайте аудио, которое покажет экспертность вашей компании. Выпускайте мультимедийные продукты. Это и вспомогательный источник дохода, и канал продаж. А заодно они позволят выполнить часть работы за ваших продавцов.
- Разработайте некоторые бесплатные или очень дешевые товары/услуги начального уровня, чтобы клиент мог оценить качество вашей работы.
- Создавайте "лайт-версии" (естественно, более дешевые) уже существующих продуктов.
- Запускайте всевозможные новинки: именно они помогут вам вырваться вперед.
- Организуйте различные партнерства с конкурентами: в ряде проектов вы можете обмениваться клиентами и технологиями, совместно получать крупные контракты.
- И так далее: фантазия подскажет!
- Сделайте так, чтобы как минимум половину своего дохода продавцы зарабатывали в виде процентов. Без этого система не работает.
Дайте руководству коммерческого подразделения некую долю в прибыли компании.
- Организуйте регулярное обучение.
Можно привлечь внешних тренеров - сейчас очень многие готовы работать в разы дешевле, чем до кризиса. Многие будут счастливы "продаться" к вам в штат, по крайней мере на время, или заключить долгосрочный договор на абонентское обслуживание по выгодным ценам.
Если у вас в компании есть те, кто уже сейчас хорошо продает, организуйте внутреннее обучение. Чтобы старожилы передавали свои знания, навыки и опыт новичкам. Это практически ничего не стоит, но очень важно для сохранения в компании знаний и технологий. Пусть у каждого новичка будет куратор, который покажет, как правильно работать. Пусть вместе с каждым опытным сотрудником на переговоры ездит новичок, который будет у него учиться. Конечно, "старички" должны быть в этом заинтересованы. Обычно они получают часть процентов со сделок своих подшефных сотрудников.
Ну и напоследок. Продавайте с драйвом! А если вы не любите общаться с людьми, и получение контракта не вызывает у вас восторг - лучше переквалифицируйтесь в управдомы ;)
Успехов вам в продажах в наше непростое время!
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru