Выпуск 273. Виктор Лучков. Справедливая оплата труда продавца
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 26.05.2014
Виктор Лучков – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий. 23 года личных продаж, 18 лет - опыт управления и 8 лет - опыт консультанта. Автор более 30 публикаций в деловой прессе. Провел более 400 мероприятий: тренингов, семинаров и стратегических сессий, на которых обучено около 5000 участников.
Виктор: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Справедливость - один из первых критериев, на который обращают внимание сотрудники. По мнению многих продавцов, в продажах справедливая оплата встречается редко.
Я уже писал на тему системы оплаты труда продавцов "Какая система мотивации наиболее эффективна для менеджеров по продажам" ("Бизнес журнал" №3 [60] март 2010). Одна из самых посещаемых публикаций на моем сайте. В этот раз посмотрим на мотивацию продавцов, как причину возможных конфликтов в коллективе и потерь компанией активных сотрудников.
В этой статье будет раздача "пряников", для тех, кто хочет улучшить ситуацию в своем бизнесе. Призы двух видов: 1-й вариант приза: видео-запись разбора схемы оплаты труда продавцов на бизнес-лагере "Создание системы продаж. Подмосковье-2014" 2-й вариант приза: 1-й вариант приза + скидка 30% от цены (на момент оплаты) на бизнес-лагерь "Создание системы продаж. Усиление продаж. Угра-2014". Для получения одного из призов необходимо качественно выполнить все ТРИ практических кейса, размещенных в данной статье. Прислать результаты мне на почту: viclu@ya.ru, а также указать: 1) ФИО и должность в компании 2) Название и сайт компании, город 3) Ваш контактный телефон 4) Указать какой приз Вы хотите получить Срок выполнения кейсов - до 2 июня 2014 года включительно. |
Начнем с типовых бизнес-процессов продаж:
1. Процесс обработки входящих обращений клиентов или "пассивные продажи".
2. Процесс ведения постоянных клиентов или "про-активные продажи".
3. Процесс поиска и привлечения потенциальных клиентов или "активные продажи".
Посмотрим на эти процессы с позиции возможных перекосов в схеме оплаты труда сотрудников, их исполняющих.
1. Технология "пассивных продаж" подразумевает правильную обработку всех обращений потенциальных клиентов или клиентов, которые уже делали покупки в вашей компании, но им не присвоен статус "постоянный клиент" и они не поручены ни одному из сотрудников для регулярных контактов.
2. Технология "про-активных продаж" сфокусирована на поддержании отношений с постоянными клиентами. Существует несколько способов ведения постоянных клиентов. От самых простых, когда сотрудник компании реагирует на запросы клиентов, не проявляя самостоятельной инициативы. До более сложных, которые мы называем "про-активная технология", когда продавец обязан предвосхищать запросы клиентов, контактировать с ними по определенному графику, развивая отношения и увеличивая объемы продаж, доверенной клиентской базы.
3. Технология "активных продаж" предполагает интенсивную деятельность продавцов по воронке продаж: поиск контактов корпоративных клиентов, холодные звонки и первые встречи. Я сравниваю эту работу с трудом старателя, которому необходимо переработать буквально горы руды, чтобы добыть крупицы драгоценного металла.
Теперь разберем перекосы в оплате сотрудников, которые выполняют одну из перечисленных выше технологий:
1) В компании нет ответственного за обработку входящих обращений. Оплату за эту работу никто не получает. Звонки и запросы обрабатывают различные сотрудники.
Оплата организована несправедливо как по отношению к сотрудникам, так и по отношению к самой компании, которая теряет клиентов.
2) В компании есть сотрудники, которым поручено отвечать на входящие обращения. Их оплата привязана к объему продаж таких клиентов.
Например, в компании есть продавцы, которые обязаны своими усилиями привлекать новых клиентов, т.е. выполнять технологию Активных продаж. Но в силу того, что за входящие обращения никто в компании не отвечает, "активщики" прибрали эту возможность к своим рукам.
Практический кейс №1. Запишите, какие факты несправедливости Вы увидели во втором случае, когда премия сотрудников зависит от объема пассивных продаж. |
3) В компании есть сотрудники, которым поручено отвечать на входящие обращения, но у них нет технологии (алгоритма) обработки таких обращений. Самый распространенный пример: секретарь или офис-менеджер компании. Оплата труда фиксированная. Премиальные бывают, как говорится, "с барского плеча", т.е. к показателям реальной деятельности не привязаны.
Это пример несправедливости по отношению к должности сотрудника, с которого требуют вежливости и клиентоориентированности, но в тот же момент ставят запреты - "секретарский барьер" для нежелательных звонков. Именно в таком случае мы слышим знакомое "Представьтесь! Вы по какому вопросу?"
4) В Отделе продаж существует специализация: одни сотрудники отвечают за ведение постоянных клиентов, так называемые, "фермеры" (у каждого есть свой "огородик"), другие сотрудники отвечают за продажи новым клиентам, таких сотрудников часто называют "хантеры" (или "охотники" - у них преимущественно "кочевой" образ работы). Несмотря, на разделение труда, схема оплаты практически одинаковая - премия и фермеров, и хантеров привязана к объемам продаж. И что показательно, все фермеры работают на своих местах по нескольку лет, а среди хантеров постоянная текучка.
Практический кейс №2. Найдите "зону несправедливости". Предложите свой вариант решения данной проблемы: как можно изменить систему оплаты труда фермеров и хантеров, чтобы уменьшить текучку и убрать осознание несправедливости в коллективе? |
5) В Отделе продаж несколько фермеров, они работают более 3 лет. У каждого из них закрепленная база клиентов. Среднемесячный потенциал каждой базы разный: у первого фермера средний оборот - 3 млн.руб. в месяц, у второго - 1,8 млн.руб. в месяц, у третьего - 800 тыс.руб. в месяц. Размеры клиентов и наценка также различаются: у первого крупные клиенты и средняя наценка 15%, у второго - крупные и средние и наценка 25%, у третьего - средние и мелкие, но он продает с наценкой 35%. Установлено, что компания имеет сумму постоянных и переменных затрат 10 тыс.руб. на каждые 100 тыс.руб. отгрузки.
Практический кейс №3. Предположите возможную несправедливость в оплате этих трех сотрудников. Предложите вариант системы оплаты, который на Ваш взгляд будет справедливым как по отношению данных сотрудников, так и по отношению к компании. Оплату рассчитайте в абсолютных величинах применительно к своему региону и рынку труда. |
Приглашаю всех руководителей принять участие в Практикумах "Мотивация сотрудников отдела продаж" и "Как поднять Систему продаж на новый уровень".
А также в бизнес-лагерях:
У вас будет отличная возможность получить информацию о наших подходах к мотивации сотрудников и усилению ваших позиций в продажах, как говорится, "из первых рук". В программах практикумов сконцентрированы нужные для каждого бизнеса темы:
1. Система продаж - основной способ решения проблемы мотивации продавцов.
2. Сравнение системы оплаты продавцов на основе "выручки" и на основе "маржи".
3. Создание системы оплаты с учетом специализации продавцов: Пассивные, Активные и Проактивные продажи.
4. Модель системы продаж. Почему система может работать неэффективно? Типичные сбои в системе.
5. Бизнес-процессы продаж. Как повысить результаты работы с клиентами? (практика в группах)
6. "Воронка продаж". Как сделать продажи управляемыми?
И не отказывайте себе в возможности познакомиться с интересными людьми, предпринимателями и руководителями, которые также как и вы не равнодушны к будущему своего бизнеса.
Приезжайте сами и приглашайте своих подчиненных, им так же важно понять, что думает собственник компании, говорить с ним на языке одинаковых терминов и двигаться в одном направлении.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru