Выпуск 278. Михаил Рыбаков. Как с пользой пережить спад на рынке
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.06.2014
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
В последнее время я все чаще слышу от клиентов, о том, что идет спад в бизнесе. У кого-то он уже наступил, некоторые его ожидают.
Не хочу, чтобы это стало самосбывающимся прогнозом и не люблю пугалки, стараюсь сохранять объективность.
Как ситуация у вас? Поделитесь, пожалуйста – естественно, конфиденциально. Никуда дальше меня эта информация не уйдет. Но нам важно понимать, что происходит на рынке: в разных отраслях, регионах. В обобщенном виде я напишу в рассылке о результатах этого опроса – не называя имен и компаний.
А сегодня давайте подумаем, что делать в сложившейся ситуации.
***
Итак, как быть. Вариантов, как водится, несколько. И у каждого свои последствия.
Делать вид, что ничего не происходит
То есть отдаться судьбе – может быть, пронесет, и спад вас не коснется.
Впрочем, вряд ли. Пока что в России огромная часть денег проходит через государство. И то, как оно себя чувствует, по цепочке влияет на большинство отраслей и компаний.
Когда денег у него много – что-то перепадает и бизнесу. Мало – компании начинают «сосать лапу».
Сейчас в стране ситуация не самая лучшая. Дефицит бюджета, сокращение госрасходов и государственных служащих. В целом снижение доли государства в экономике, сокращение чиновников – благо для общества. Но благо в среднесрочной перспективе и дальше. А вот в ближайшем будущем может быть несладко.
Бежать быстрее
Другой подход – работать больше, быть более активным и настойчивым в продажах, требовать от сотрудников трудовых подвигов.
Этот путь выбирают очень многие.
Собственник, работающий почти без отдыха, выжатые как лимон сотрудники – цена, которую компания платит за сохранение позиций на рынке.
Вообще, в России любят напряги и авралы. Просыпаются, достигают невозможного.
И все бы ничего, но есть одно НО.
Все это делается исключительно на человеческом факторе. За счет резервов психики и организма ключевых людей.
При этом бизнес становится еще более бессистемным, хаотичным. И какая тут на хрен система, когда нужно выжить!
Решения принимают второпях, без серьезного анализа и обсуждений в команде. Думать некогда – бежать нужно! Аааа!!!
К концу кризиса люди приходят уставшие в хлам, с потерями по здоровью и синдромом хронической усталости. С разрушенными семьями, потерянными друзьями и смыслом жизни.
Бросить все ваще
«А кабы бросить все ваще, да и свалить бы, блин, в Париж», - пел известный поэт и панк Александр Лаэртский.
Такой конец часто наступает в двух описанных выше случаях.
Радостный или печальный – каждому свое. Но только бизнеса уже нет. Или вас в нем нет. Или его остатки выживают уныло и печально, оставшись без энергии того, на ком все держалось.
Свет уже не мил, и хочется свалить куда-нибудь в Гоа на несколько лет, и там тупо валяться на пляже, стучать в барабан и употреблять психотропные вещества, как порой делятся на консультациях клиенты. То есть сначала «держат морду лица», но потом панцирь смягчается, люди заглядывают в себя, обнаруживают там пустыню.
Впрочем, бухать можно и в России… Или играть в азартные и компьютерные игры, или гоняться за новыми тачками и гаджетами, или беспорядочно менять любовниц/любовников, или… Да мало ли куда сбегает от жизни выгоревший человек.
Замедлиться, осознать себя и мир, выйти на новый уровень
В жизни бывают разные периоды.
Иногда – хорошо лететь вперед как на крыльях. Когда есть драйв, энергия, силы. Когда вселенная «дает зеленый свет» нашим планам и проектам.
Но бывает и другое. Когда «мир против нас», когда долбишься в бетонную стену, а результатов почти нет. Уже весь лоб в шишках и крови, но внутренний голос требует: «Давай, поднимайся! Ты мужик или тряпка?» (у женщин слова другие, но суть та же).
Это как плевать против ветра. Как сажать картошку зимой.
Можно и так. Это героизм. Но очень глупый. Идущий поперек потока жизни и против планов судьбы.
Вообще жизнь – штука мудрая. И иногда предлагает нам сделать передышку.
Намекает на это. Сначала тонко, потом все сильнее. Как правило, после разорения, инфаркта, онкологии и пр. доходит до самых упертых.
Но не до всех. Я знаю женщин, которые в роддоме в перерывах между схватками раздавали указания по телефону! А уже через неделю после родов уезжали в командировку, оставив младенца бабушкам и производителям детского питания.
Более мудро – слышать себя и жизнь. И жить в гармонии с естественными ритмами.
И если:
- На рынке объективный спад
- Душа не поет, часто плохое настроение и упадок сил, ухудшается здоровье
- Портятся отношения с близкими, друзьями и партнерами
- От вас уходят клиенты и сотрудники
...то самое время...
Практическое задание. Остановитесь. Что вы обычно делаете в такой ситуации?
|
По моему опыту, все это сигналы от жизни о том, что пора:
- Сделать паузу или замедлить бег. Выйти из текучки, отдохнуть. Чтобы в сознании появилось свободное место. Для начала хотя бы выспаться несколько дней – желательно за городом на свежем воздухе.
- Понять ситуацию: какие у вас ощущения, что объективно изменилось в вас, в бизнесе и в окружающем мире.
- Спокойно все обдумать, обсудить в команде, договориться о том, как действовать дальше.
Кстати, трудности в бизнесе и в личной жизни – самое удачное время для изменений, для решения давних проблем.
Когда все хорошо, противоречия и сомнения спрятаны глубоко – смотреть на них не хочется. Да и зачем? Все же хорошо. Ну или «нормально», привычно.
Любой психолог знает, что самая эффективная работа с человеком происходит тогда, когда ему плохо. Потому что он готов меняться, его проблемы – близко к поверхности. И их можно решить гораздо быстрее, чем в другое время.
Лично я, когда мне плохо, иду к своему психологу. Чтобы решить всплывшую проблему, чтобы она больше не мешала мне жить. И так раз за разом жизнь становится все лучше, хорошо решенная проблема уходит навсегда.
А что же в бизнесе?
Самое время сделать его «пересборку». Пересмотреть основные моменты:
- На каких рынках работаем?
- Какую ценность даем нашим клиентам?
- Чем мы лучше конкурентов (и лучше ли)?
- Куда хотим прийти и как это сделать
- Как мы работаем: по каким алгоритмам ищем клиентов, договариваемся с ними, выполняем их заказы? Как мы нанимаем, обучаем и мотивируем людей? Как ведем учет? Нет ли лишних издержек? И так далее.
- Насколько эффективна наша оргструктура? Нет ли лишних подразделений? Все ли люди на своих местах?
- И, наконец, приносит ли бизнес радость: владельцам, работникам, клиентам, партнерам? Если нет – то зачем нам это все? (см. мои статьи «Делать главное» и «Основной обман человечества»)
2 лучших способа сделать это:
- Провести в своей компании стратегическую сессию. С участием всей своей управленческой команды и грамотным внешним модератором, который поможет вам услышать друг друга, преодолеть конфликты и прийти к согласию. А также даст толковые проверенные методики, как навести порядок в своем бизнесе.
Можно пытаться и самим, но это примерно как делать себе операцию на мозге. Это мало кому удается.
Потому что изнутри проблемы не видно: вы – часть системы, которая их породила. Трудности бизнеса вызывают кучу негативных эмоций, поднимают на поверхность острые конфликты. Они туманят разум, не дают найти решение.
Проводить команду через такие непростые моменты – наша профессия. - Пройти системное практическое обучение. Выйти из текучки, отдохнуть, взглянуть на себя и свой бизнес со стороны. Конечно, лучше в команде. Чтобы выработать общую точку зрения, прийти к согласию на уровне ума и души, вместе проработать методики – применительно к своему бизнесу.
Именно это каждый раз случается с участниками наших выездных бизнес-лагерей.
Прежде всего, пройдите мой Основной лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе». Там мы прорабатываем всю систему на практике от А до Я. Происходит активный обмен опытом между участниками – бизнесменами и руководителями из разных отраслей и регионов России, стран СНГ и не только (Германия, Англия, Испания, США). Компании - от малого бизнеса до нескольких тысяч сотрудников.
Это заряжает! Дает силы и энергию двигаться дальше. Многие участники (в том числе с 20-летним опытом своего бизнеса) говорили мне, что жизнь делится на до лагеря и после. Сначала я смущался, потом привык :)
Провожу я, Михаил Рыбаков, с моей супругой и партнером Ольгой Пайвиной.
Вот результаты клиентов, которые работали с нами. А вот отзывы участников наших бизнес-лагерей.
И вообще, кризис (в себе, семье, компании, стране, мире) – это хорошо. Он означает, что вы находитесь на пороге нового интересного этапа. Тем, кто выживет и переродится, откроется много интересного.
До встречи – в новом мире. Будьте счастливы!
8.6.2014
Москва, вегетарианское кафе Джаганнат
О чем нам писать?
Уважаемые подписчики!
Я регулярно выпускаю эту рассылку с 2007 года. Мы с коллегами написали более 270 статей о разных технологиях бизнеса и не только. В 2010 году я включил многие свои статьи в книгу «Как навести порядок в своем бизнесе». С тех пор мы создали еще много всего.
И сейчас у всей нашей команды остро стоит вопрос: о чем писать? У нас рождаются интересные идеи и тексты. Но нам важно также понимать – какие темы волнуют вас? От глобальных до очень конкретных.
К сожалению, на рассылку приходит довольно мало обратной связи – в отличие от соцсетей, где отклик мгновенный. Но там другая проблема – все привыкли к развлекательным постам, и умные тексты читают неохотно.
По каким вопросам бизнеса и жизни вы хотите получить технологии, практические советы и подсказки? Пишите. От вас зависит, насколько полезной для вас будет наша рассылка.
И еще – читайте! В наших статьях – всегда конкретные алгоритмы, которые помогают стать эффективнее и гармоничнее, концентрированный опыт множества российских и иностранных компаний и людей.
А также анонсы наших мероприятий, на которых вы можете подробно проработать свои задачи на практике. Настоящее обучение всегда происходит только глаза-в-глаза. Как и работа над задачами компании. Я сам много учусь именно так, лично.
Порой нам приходится давать в рассылке много рекламы – увы, это вынужденная мера: к сожалению, вы читаете далеко не все письма. И люди в нашем славянском мире часто тянут с решением об участии до последнего, несмотря на скидки за раннюю оплату. Приходится напоминать ;)
И, наконец. Артисту нужны поклонники и овации. А автору нужны благодарные читатели и отклики о результатах применения знаний. Это вдохновляет нас творить дальше. Полезна и конструктивная критика.
Если же откликов мало, энтузиазм угасает.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru