«Развитие живой компании» Книга Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной.
Узнать больше

Анонсы - 2024

Выпуск 278. Михаил Рыбаков. Как с пользой пережить спад на рынке

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.06.2014

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В последнее время я все чаще слышу от клиентов, о том, что идет спад в бизнесе. У кого-то он уже наступил, некоторые его ожидают.

Не хочу, чтобы это стало самосбывающимся прогнозом и не люблю пугалки, стараюсь сохранять объективность.

Как ситуация у вас? Поделитесь, пожалуйста – естественно, конфиденциально. Никуда дальше меня эта информация не уйдет. Но нам важно понимать, что происходит на рынке: в разных отраслях, регионах. В обобщенном виде я напишу в рассылке о результатах этого опроса – не называя имен и компаний.

А сегодня давайте подумаем, что делать в сложившейся ситуации.

***

Итак, как быть. Вариантов, как водится, несколько. И у каждого свои последствия.

Делать вид, что ничего не происходит

То есть отдаться судьбе – может быть, пронесет, и спад вас не коснется.

Впрочем, вряд ли. Пока что в России огромная часть денег проходит через государство. И то, как оно себя чувствует, по цепочке влияет на большинство отраслей и компаний.

Когда денег у него много – что-то перепадает и бизнесу. Мало – компании начинают «сосать лапу».

Сейчас в стране ситуация не самая лучшая. Дефицит бюджета, сокращение госрасходов и государственных служащих. В целом снижение доли государства в экономике, сокращение чиновников – благо для общества. Но благо в среднесрочной перспективе и дальше. А вот в ближайшем будущем может быть несладко.

Бежать быстрее

Другой подход – работать больше, быть более активным и настойчивым в продажах, требовать от сотрудников трудовых подвигов.

Этот путь выбирают очень многие.

Собственник, работающий почти без отдыха, выжатые как лимон сотрудники – цена, которую компания платит за сохранение позиций на рынке.

Вообще, в России любят напряги и авралы. Просыпаются, достигают невозможного.

И все бы ничего, но есть одно НО.

Все это делается исключительно на человеческом факторе. За счет резервов психики и организма ключевых людей.

При этом бизнес становится еще более бессистемным, хаотичным. И какая тут на хрен система, когда нужно выжить!

Решения принимают второпях, без серьезного анализа и обсуждений в команде. Думать некогда – бежать нужно! Аааа!!!

К концу кризиса люди приходят уставшие в хлам, с потерями по здоровью и синдромом хронической усталости. С разрушенными семьями, потерянными друзьями и смыслом жизни.

Бросить все ваще

«А кабы бросить все ваще, да и свалить бы, блин, в Париж», - пел известный поэт и панк Александр Лаэртский.

Такой конец часто наступает в двух описанных выше случаях.

Радостный или печальный – каждому свое. Но только бизнеса уже нет. Или вас в нем нет. Или его остатки выживают уныло и печально, оставшись без энергии того, на ком все держалось.

Свет уже не мил, и хочется свалить куда-нибудь в Гоа на несколько лет, и там тупо валяться на пляже, стучать в барабан и употреблять психотропные вещества, как порой делятся на консультациях клиенты. То есть сначала «держат морду лица», но потом панцирь смягчается, люди заглядывают в себя, обнаруживают там пустыню.

Впрочем, бухать можно и в России… Или играть в азартные и компьютерные игры, или гоняться за новыми тачками и гаджетами, или беспорядочно менять любовниц/любовников, или… Да мало ли куда сбегает от жизни выгоревший человек.

Замедлиться, осознать себя и мир, выйти на новый уровень

В жизни бывают разные периоды.

Иногда – хорошо лететь вперед как на крыльях. Когда есть драйв, энергия, силы. Когда вселенная «дает зеленый свет» нашим планам и проектам.

Но бывает и другое. Когда «мир против нас», когда долбишься в бетонную стену, а результатов почти нет. Уже весь лоб в шишках и крови, но внутренний голос требует: «Давай, поднимайся! Ты мужик или тряпка?» (у женщин слова другие, но суть та же).

Это как плевать против ветра. Как сажать картошку зимой.

Можно и так. Это героизм. Но очень глупый. Идущий поперек потока жизни и против планов судьбы.

Вообще жизнь – штука мудрая. И иногда предлагает нам сделать передышку.

Намекает на это. Сначала тонко, потом все сильнее. Как правило, после разорения, инфаркта, онкологии и пр. доходит до самых упертых.

Но не до всех. Я знаю женщин, которые в роддоме в перерывах между схватками раздавали указания по телефону! А уже через неделю после родов уезжали в командировку, оставив младенца бабушкам и производителям детского питания.

Более мудро – слышать себя и жизнь. И жить в гармонии с естественными ритмами.

И если:

  • На рынке объективный спад
  • Душа не поет, часто плохое настроение и упадок сил, ухудшается здоровье
  • Портятся отношения с близкими, друзьями и партнерами
  • От вас уходят клиенты и сотрудники

...то самое время...

Практическое задание. Остановитесь. Что вы обычно делаете в такой ситуации?
К чему это приводит: сразу и впоследствии?

 

По моему опыту, все это сигналы от жизни о том, что пора:

  1. Сделать паузу или замедлить бег. Выйти из текучки, отдохнуть. Чтобы в сознании появилось свободное место. Для начала хотя бы выспаться несколько дней – желательно за городом на свежем воздухе.
  2. Понять ситуацию: какие у вас ощущения, что объективно изменилось в вас, в бизнесе и в окружающем мире.
  3. Спокойно все обдумать, обсудить в команде, договориться о том, как действовать дальше.

Кстати, трудности в бизнесе и в личной жизни – самое удачное время для изменений, для решения давних проблем.

Когда все хорошо, противоречия и сомнения спрятаны глубоко – смотреть на них не хочется. Да и зачем? Все же хорошо. Ну или «нормально», привычно.

Любой психолог знает, что самая эффективная работа с человеком происходит тогда, когда ему плохо. Потому что он готов меняться, его проблемы – близко к поверхности. И их можно решить гораздо быстрее, чем в другое время.

Лично я, когда мне плохо, иду к своему психологу. Чтобы решить всплывшую проблему, чтобы она больше не мешала мне жить. И так раз за разом жизнь становится все лучше, хорошо решенная проблема уходит навсегда.

А что же в бизнесе?

Самое время сделать его «пересборку». Пересмотреть основные моменты:

  • На каких рынках работаем?
  • Какую ценность даем нашим клиентам?
  • Чем мы лучше конкурентов (и лучше ли)?
  • Куда хотим прийти и как это сделать
  • Как мы работаем: по каким алгоритмам ищем клиентов, договариваемся с ними, выполняем их заказы? Как мы нанимаем, обучаем и мотивируем людей? Как ведем учет? Нет ли лишних издержек? И так далее.
  • Насколько эффективна наша оргструктура? Нет ли лишних подразделений? Все ли люди на своих местах?
  • И, наконец, приносит ли бизнес радость: владельцам, работникам, клиентам, партнерам? Если нет – то зачем нам это все? (см. мои статьи «Делать главное» и «Основной обман человечества»)

2 лучших способа сделать это:

  • Провести в своей компании стратегическую сессию. С участием всей своей управленческой команды и грамотным внешним модератором, который поможет вам услышать друг друга, преодолеть конфликты и прийти к согласию. А также даст толковые проверенные методики, как навести порядок в своем бизнесе.
    Можно пытаться и самим, но это примерно как делать себе операцию на мозге. Это мало кому удается.
    Потому что изнутри проблемы не видно: вы – часть системы, которая их породила. Трудности бизнеса вызывают кучу негативных эмоций, поднимают на поверхность острые конфликты. Они туманят разум, не дают найти решение.
    Проводить команду через такие непростые моменты – наша профессия.
  • Пройти системное практическое обучение. Выйти из текучки, отдохнуть, взглянуть на себя и свой бизнес со стороны. Конечно, лучше в команде. Чтобы выработать общую точку зрения, прийти к согласию на уровне ума и души, вместе проработать методики – применительно к своему бизнесу.
    Именно это каждый раз случается с участниками наших выездных бизнес-лагерей.
    Прежде всего, пройдите мой Основной лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе». Там мы прорабатываем всю систему на практике от А до Я. Происходит активный обмен опытом между участниками – бизнесменами и руководителями из разных отраслей и регионов России, стран СНГ и не только (Германия, Англия, Испания, США). Компании - от малого бизнеса до нескольких тысяч сотрудников.
    Это заряжает! Дает силы и энергию двигаться дальше. Многие участники (в том числе с 20-летним опытом своего бизнеса) говорили мне, что жизнь делится на до лагеря и после. Сначала я смущался, потом привык :)
    Провожу я, Михаил Рыбаков, с моей супругой и партнером Ольгой Пайвиной.
    Вот результаты клиентов, которые работали с нами. А вот отзывы участников наших бизнес-лагерей.

И вообще, кризис (в себе, семье, компании, стране, мире) – это хорошо. Он означает, что вы находитесь на пороге нового интересного этапа. Тем, кто выживет и переродится, откроется много интересного.

До встречи – в новом мире. Будьте счастливы!

8.6.2014
Москва, вегетарианское кафе Джаганнат


О чем нам писать?

Уважаемые подписчики!

Я регулярно выпускаю эту рассылку с 2007 года. Мы с коллегами написали более 270 статей о разных технологиях бизнеса и не только. В 2010 году я включил многие свои статьи в книгу «Как навести порядок в своем бизнесе». С тех пор мы создали еще много всего.

И сейчас у всей нашей команды остро стоит вопрос: о чем писать? У нас рождаются интересные идеи и тексты. Но нам важно также понимать – какие темы волнуют вас? От глобальных до очень конкретных.

К сожалению, на рассылку приходит довольно мало обратной связи – в отличие от соцсетей, где отклик мгновенный. Но там другая проблема – все привыкли к развлекательным постам, и умные тексты читают неохотно.

По каким вопросам бизнеса и жизни вы хотите получить технологии, практические советы и подсказки? Пишите. От вас зависит, насколько полезной для вас будет наша рассылка.

И еще – читайте! В наших статьях – всегда конкретные алгоритмы, которые помогают стать эффективнее и гармоничнее, концентрированный опыт множества российских и иностранных компаний и людей.

А также анонсы наших мероприятий, на которых вы можете подробно проработать свои задачи на практике. Настоящее обучение всегда происходит только глаза-в-глаза. Как и работа над задачами компании. Я сам много учусь именно так, лично.

Порой нам приходится давать в рассылке много рекламы – увы, это вынужденная мера: к сожалению, вы читаете далеко не все письма. И люди в нашем славянском мире часто тянут с решением об участии до последнего, несмотря на скидки за раннюю оплату. Приходится напоминать ;)

И, наконец. Артисту нужны поклонники и овации. А автору нужны благодарные читатели и отклики о результатах применения знаний. Это вдохновляет нас творить дальше. Полезна и конструктивная критика.

Если же откликов мало, энтузиазм угасает.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Угра-2013. Тематические лагеря.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
По большому счету, без автомобиля никак не обойтись только в следующих ситуациях: при поездке на сервис, на заправку и на шиномонтаж. Во всех остальных случаях можно и без него.