Выпуск 287. Наталия Морозова. Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1. Основные финансовые понятия
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 15.07.2014
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Для чего предприниматель начинает свое дело? Очевидный и, наверно, самый популярный ответ – чтобы заработать деньги. Однако вслед за ним явно будет стоять желание самореализоваться, привнести в мир что-то новое, улучшить окружающую действительность. Более того, мой опыт говорит о том, что предприниматели, гонящиеся исключительно за прибылью, создавали менее успешные и долгоживущие бизнесы, чем их более сознательные коллеги. Но, тем не менее, "… предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…" - цитата из Гражданского кодекса РФ (ст.2).
Если бизнес, прошедший этап первоначального развития, убыточен, то что-то с этим бизнесом не так. Правильно работающий бизнес – это бизнес эффективный, приносящий максимальную прибыль при минимальном использовании ресурсов (материальных, трудовых и прочих). Предпринимателю, естественно, хочется, чтобы его бизнес работал именно так, но чтобы вникнуть в финансовую сторону дел, у него банально не хватает сил, а зачастую и желания.
Пока бизнес мал и слаб, мысли о финансах сводятся к двум основным: чтобы оставались «деньги в тумбочке» и желательно побольше, и как бы платить как можно меньше налогов, и чтобы за это ничего не было.
С развитием бизнеса появляется специально обученный человек: финансовый директор или главбух, взявший на себя его функции, который ведает финансовым направлением. Владелец бизнеса задает ему насущные вопросы и получает какие-то ответы.
И опять получается, что разбираться в финансах ему вроде бы и не надо. Но это не так, и отзывы предпринимателей, осознавших необходимость этих знаний и выделивших неделю жизни для их получения, тому подтверждение.
Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?
1. Возможность говорить на одном языке с сотрудниками, занимающимися в компании финансовыми вопросами.
Как правило, предприниматель любит досконально знать все тонкости своего бизнеса.
Например, у нас есть клиенты из Армавира, чья компания производит фантастически вкусный хлеб. Они разобрались в каждом нюансе технологического процесса, поскольку были уверены, что это необходимо для создания высококачественного продукта.
Но вот когда такие люди слышат от своего главбуха или финдиректора совершено неудобоваримый, а главное не связанный непосредственно с производством набор слов, вроде «Оборот по кредиту 90-го счета упал, и ликвидность понизилась», - это раздражает. Возникает желание не разбираться в этой абракадабре, а заняться чем-то другим, более понятным и привычным. А на самом-то деле сложного ничего нет. Например, чтобы объяснить загадочные слова «дебет» и «кредит», я всегда рассказываю анекдот про старого еврея:
«Умирает старый еврей – гениальный главбух, отличительной чертой которого была привычка, приходя на работу, открывать ключиком запертый ящичек, выдвигать его и снова запирать. После похорон умирающие от любопытства сослуживцы бросаются к ящику, выдвигают его и видят единственный листочек с надписью:
«Дебет – слева, кредит – справа».
Вся система двойной записи базируется на том, что ничего не берется из ниоткуда и не исчезает бесследно. То есть, если появилось нечто слева, то источник того, что появилось, отразится справа. И не стоит искать какой-то потаенный смысл в этих словах, просто так исторически сложилось. А такие понятия, как «счет», «оборот», «сальдо» и другие легко объясняются за несколько часов.
Понимание специальных терминов позволяет: а) не испытывать негативных эмоций, слыша нечто непонятное; б) поставить на место недоброго главбуха, который любит сыпать специальными терминами, пряча за ними суть проблем.
2. Уметь применить основы мироздания к финансам.
Осознать идею баланса как неизбежности.
А потому не делать глупостей, пытаясь потратить (инвестировать) больше, чем имеешь.
Итак, все ресурсы, которыми владеет компания – это ее активы.
Источниками Активов являются Пассивы.
Гипотетический пример. Самое начало деятельности компании (для простоты регистрацию и взнос Уставного капитала не рассматриваем). Итак, учредитель внес в кассу компании займ от себя-любимого в размере 10 000 рублей. У компании появился актив (деньги в кассе) – 10 000 рублей. И одновременно, пассив (задолженность перед учредителем), как не трудно догадаться, в размере 10 000 рублей. После чего сделали предоплату поставщику – те же 10 000 рублей.
Что происходит? Один актив – деньги в кассе – поменялся на другой – задолженность поставщика перед вами (дебиторская задолженность). Да-да, долг перед компанией, это тоже актив. Вы же им владеете :)
Итак, активы остались прежними: 10 000 рублей, но и пассивы не изменились – те же 10 000 рублей.
И что бы ни происходило в компании, как бы ни перетекали активы (пассивы) друг в друга, сколько бы новых активов и равных им пассивов не добавлялось (не уходило), всегда будет сохраняться баланс. Активы и Пассивы будут равны в любой момент времени, подтверждая тем самым законы мироздания, говорящие о том, что ничто не появляется ниоткуда и не исчезает бесследно.
«Фотография» Активов и Пассивов в любой момент времени это и есть Баланс, который сходится. Всегда.
Пример баланса:
Что представляют собой оборотные, внеоборотные активы и другие разделы баланса, а также о том, как знания структуры баланса помогают избежать кассовых разрывов, Вы можете прочесть в статье «Ловушки для тех, кто не любит считать».
Я сразу оговорюсь, что я пишу исключительно об отчетах, сформированных по данным управленческого учета, а не о тех отчетах, которые сдаются в налоговую инспекцию.
Итак, почему руководителю важно уметь читать баланс?
А потому что из баланса очень четко видны источники активов.
И если вам предлагают купить, к примеру, новый склад за 10 млн. рублей, и эти деньги у вас есть на расчетном счете, то надо посмотреть на баланс и понять, откуда появилась данная сумма. Если за счет нераспределенной прибыли, и учредители готовы не брать свои дивиденды, то нет проблем – можно инвестировать. Но если купить склад, получив большую предоплату от покупателей, то в тот момент, когда придется платить поставщикам, денег уже не будет. Образуется кассовый разрыв, а это вещь неприятная, скорее даже недопустимая. К чему приводит инвестирование без изучения реального финансового положения компании, вы можете прочесть в статье «Финансы и политика».
3. Начиная новое дело (проект, направление) уметь найти (хотя бы приблизительно) точку безубыточности. Это важно для того, чтобы изначально не завысить постоянные расходы, не соразмерив их с емкостью рынка, на который вы выходите.
Почему-то зачастую у наших людей считается признаком молодецкой удали не просчитывать проект перед его запуском. Фразу: «Мы, естественно, ничего не считали», - я слышала от предпринимателей не раз и не два. Но что же тут естественного? Естественно-то как раз наоборот: перед началом проекта все просчитать, хотя бы точку безубыточности (далее ТБ) найти.
Мне вспоминается девушка, которая кормила нас с дочкой вкусным обедом в практически пустом ресторане во время нашего отдыха в Черногории.
Она поведала нам грустную историю о том, как по совету красавца-серба вложила все свои сбережения в покупку данного ресторана, а теперь надо регулярно платить повару, за электроэнергию и еще много за что, а клиентов практически нет. Деньги кончились. Что делать – непонятно.
– Так Вы что же, перед тем как вложить деньги, даже точку безубыточности не нашли? – изумился мой десятилетний ребенок? Девушка посмотрела на нее, как на марсианина…
Подробно о разделении расходов на постоянные и переменные, об их свойствах и методе нахождения ТБ смотрите в статье «Точка безубыточности».
Продолжение статьи:
- Часть 2. Прибыль, деньги, ОДР (отчет о доходах и расходах)
- Часть 3. Управленческий учет. Дивиденды
- Часть 4. Ликвидность
- Часть 5. Оборачиваемость
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru