Выпуск 291. Наталия Морозова. Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 3. Управленческий учет. Дивиденды
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 24.07.2014
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Начало статьи:
Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?
7. Для того, чтобы иметь возможность поставить адекватный управленческий учет (УУ).
В каждой российской компании на данный момент существует как минимум два вида финансового учета: налоговый и бухгалтерский.
Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все учитывается в рублях и копейках). Существуют четкие правила расчета налогов. Правила сии начертаны в настольной книге каждого российского главного бухгалтера – Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). А разъяснения даются министерством финансов и налоговыми службами.
Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя инстанция в вопросе толкования норм налогового законодательства.
Налоговый учет ведется для государства. Информация предоставляется в строго регламентированных отчетах (декларациях) в строго определенные сроки.
Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется. Слишком велика цена вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как максимум – уголовная ответственность. Отвечает в организации (но не перед государством!) за правильное ведение налогового учета главный бухгалтер.
Об этом непростом человеке и его роли в компании читайте в моей статье «Финансовый директор и главный бухгалтер – близнецы-братья?».
Бухгалтерский учет в организации также регламентирован и точен. Он ведется в соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отличие от налогового учета, в нем можно проявлять некое творчество, но основные правила официально закреплены. Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.), которая предоставляется один раз в год (до 31 марта следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы статистики.
Потребитель результатов бухгалтерского учета – государство. Но не только. Это ваши потенциальные партнеры и кредиторы, акционеры, ну и, конечно же, конкуренты.
С этого года внешняя финансовая отчетность предприятия является открытой. Т.е. любое заинтересованное лицо может ознакомиться с финансовыми результатами вашей компании.
Занимается ведением бухгалтерского учета главный бухгалтер, а отвечает за его правильность единолично руководитель.
А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя финансовая отчетность соответствует действительному положению дел на вашем предприятии.
Так и вижу улыбки на лицах.
Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика» появилась не на пустом месте.
Но ведь где-то же должно отражаться реальное финансовое положение компании? Должно. Ведь должен же собственник понимать, куда движется его бизнес, что вообще с ним происходит? Должен. Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета – управленческий.
Хороший управленческий учет (УУ) - абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под потребности каждой компании.
Он всегда индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам нужна, в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских франках). Главное в УУ – это его достоверность и адекватность. Как сказал один из участников моего лагеря на Угре в 2012 году: "УУ – это как приборная доска у автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь, насколько бензина хватит, не пора ли масло менять…" Это очень образно и верно.
УУ - мощнейший инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а также очень точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе) изменений. Именно из УУ берутся данные, о которых мы говорили выше, и которые служат основой для принятия оперативных управленческих решений.
Отличительной чертой УУ является то, что он включает в себя не только финансовый, но и оперативный учет.
Это и постановка задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в натуральных величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых каждым из секретарей за период или оборачиваемость товара в днях).
Подробно об УУ можно прочесть в статье «Управленческий учет. Поставить нельзя забить. Где ставим запятую?»
8. Правильно начислять дивиденды, учитывая свой труд, если вы владелец бизнеса и руководитель «в одном флаконе».
Во время бизнес-лагеря на Угре в 2013 году у меня был любимый вопрос к предпринимателям-руководителям: «Вы в управленческом учете в полном объеме зарплату себе начисляете?» (понятно, что некую небольшую «белую» зарплату начисляют себе все руководители).
И почти все отвечали «А зачем?». А затем, что не начисляя себе зарплату в УУ, они искажали картину мира, реальную картину бизнеса. Я предлагала определить, сколько бы получал в месяц наемный сотрудник их квалификации, если бы они оставались только учредителем и отдыхали где-то в красивых местах, не руководя компанией. Результаты шокировали. Чистая прибыль компании заметно уменьшалась. А в некоторых случаях оказывалось, что компании просто убыточны.
При этом обратите внимание, что если не хватает свободных денежных средств, то зарплату себе любимому можно не выплачивать. Но начислять надо непременно.
А невыплаченная вам заработная плата будет «висеть» в УУ как задолженность предприятия перед вами.
История из практики: В прошлом году на Угре сижу, завтракаю. Подходит Николай, предприниматель из Москвы и говорит: "Вы вчера за 5 минут спасли мне 2 миллиона рублей."
На мой немой вопрос ответил, что руководит компанией один, а дивиденды делятся между тремя учредителями. Если он будет учитывать в расходах свою зарплату, то чистой прибыли для выплаты дивидендов практически не останется, но он перестанет чувствовать себя дискомфортно, работая много и профессионально и не получая за это достойного вознаграждения.
9. Выработать критическое отношение к тому, что говорят главбухи и финдиры.
Если что-то из того, что предлагают, кажется чушью, спросить у кого-то еще.
Я была потрясена. Во-первых, тем, что очень умный собственник настолько доверяет главбуху, во-вторых, тем, что главбуху настолько плевать на деньги фирмы и настолько не хочется расти профессионально. Да, действительно, придется применять "ПБУ 18/02". Это непросто, но ведь десятки тысяч главбухов с ним как-то разобрались и применяют многие годы. Кстати, применяя его с умом, и налог на прибыль можно уменьшить, но это уже высший пилотаж :)
Продолжение статьи:
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
Наталия Морозова два раза в год проводит бизнес-лагеря:
- "Эффективное управление финансами". Для тех, кто хочет взять под контроль финансы своего бизнеса, не платить лишних налогов (законно).
- "Проверки в компании". Участвуйте, если хотите научиться успешно проходить различные проверки в компании и при необходимости оспаривать их результаты.
- "Эффективное управление финансами для посвященных" или "Встреча друзей". Поддерживающий бизнес-лагерь для собственников бизнеса, которые уже проходили обучение у Наталии Морозовой в бизнес-лагерях или в чьих компаниях она проводила стратегические сессии.
Отзывы
Видео-отзывы участников бизнес-лагерей по управлению финансами.Сергей Климов, директор и собственник компании «ЛЮКС-проект», г. Якутск, поддерживающий бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами для посвященных Угра-2013"
"Наша компания занимается разработкой бизнес-планов, программ развития, и очень было актуально в этой связи пройти вторую ступень лагеря Наталии Морозовой по управлению финансами. Я принимал участие и в основном лагере по управлению финансами, и в этот раз для себя почерпнул много интересного, нового.
Как всегда, Наталия Морозова очень компетентно, очень профессионально рассказывает о новой информации в сфере управления финансами, о том, как реально перейти к построению управленческого учета и эффективно управлять своими ресурсами в организации.
И в целом, атмосфера здесь очень позитивная. Живем в палатках, находимся на природе, купаемся в речке, по утрам бегаем. И т.д. все условия для комфортной жизни созданы.
Большое спасибо организаторам. И надеюсь, до новых встреч!"
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru