Анонсы - 2024

Выпуск 299.A. Наталия Морозова. Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 4. Ликвидность

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 23.10.2014

Morozova_Ethna.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Михаил Рыбаков: «Друзья, Наталия Морозова всегда пишет очень полезные вещи, основанные на 20–летнем опыте в финансах. Но сегодня – особо полезная, фундаментальная статья. Понимание того, что тут описано, владение этими инструментами позволит вам заработать и сберечь многие миллионы рублей, а также нервных клеток и здоровья. Рекомендую изучить статью очень внимательно. И потом, конечно, применить на практике. Это совершенно реально».


Начало статьи:

Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?

10. Для того, чтобы видеть, что происходит с ликвидностью компании.

Бизнесмену всегда важно знать, что происходит с компанией, куда она движется.

Один из владельцев бизнеса сформулировал мне свои пожелания так: "Я хочу иметь три показателя, которые я буду получать раз в месяц, сидя где-нибудь на Канарах, и мне будет понятно, что происходит с компанией".

Конечно, с большим количеством показателей картина мира будет более детальной, но и трех ключевых показателей достаточно, чтобы сделать выводы и о финансовом положении компании, и об эффективности управления. Особенно, если проводить "горизонтальный анализ", т.е. сравнивать данные показатели с аналогичными показателями за предыдущий период (или, в случае ярко выраженной сезонности, с соответствующими периодами прошлых лет). В случае же изменения какого-либо из показателей в нехорошую сторону, всегда можно запросить дополнительные данные и выяснить причину возникновения данной ситуации. Коротко я расскажу об этих замечательных трех показателях на Практикуме, а в уже в Дахабе мы будем подробно обсуждать выводы, которые можно сделать, исходя из различных их комбинаций.

Одним из этих показателей является

Коэффициент текущей ликвидности

(англ. Current ratio, CR).

Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. То есть, по сути – это характеристика степени устойчивости компании.

Ктл = Оборотные активы/ краткосрочные (текущие) обязательства.

Если Ктл больше 1, то компания устойчива, так как при мобилизации всех оборотных активов вся сумма текущих обязательств может быть погашена.

Рассмотрим пример баланса.

1.jpg

(Что представляют собой оборотные, внеоборотные активы и другие разделы баланса, а также о том, как знания структуры баланса помогают избежать кассовых разрывов, вы можете прочесть в статье «Ловушки для тех, кто не любит считать».)

Итак, в данном примере

Ктл=13450/6537=2

Это хорошо? Хорошо. Данная компания устойчива. А если коэффициент текущей ликвидности будет равен 4, это хорошо? Обычно (когда нет особой специфики компании) – ничего хорошего. Высокий Ктл означает, что оборотные активы компании используются неэффективно. В такой ситуации имеет смысл посмотреть структуру оборотных активов компании.

Открыться может много интересного: и товар (материалы), осевшие на складе, и просроченная дебиторская задолженность, и т.д. и т.п.

Увидев высокий Ктл, можно выявить причину возникновения данной ситуации и оперативно выработать пути решения проблемы.

Правда, когда в дело вмешивается государство и не возмещает без судов трех инстанций экспортный НДС (который тоже является оборотным активом), проблема решается неспешно.

История из жизни: мой клиент, владелец компании, занимающейся экспортом продукции, увидел в годовом балансе ну о-очень хорошую чистую прибыль. Прислал письмо:"хочу получить дивиденды". Отвечаю: "Денег нет". Он: "Не понял..." Расписала все оборотные активы. Особенно впечатлил размер "входящего" НДС. Ответ получила лаконичный :"Все понятно, денег нет..."

Оптимальными считается коэффициент текущей ликвидности в диапазоне от 1 до 2, что означает, что компания устойчива, и при этом в ней ведется грамотное управление активами.

Зачастую компаниям необходимо внешнее финансирование. Для принятия решения о предоставления кредита, банк оценивает достаточно много параметров. При этом коэффициент текущей ликвидности является одним из ключевых.

Итак, оптимальным для банка является Ктл=1,5 и выше, нормальным - от 1 до 1,5.

При этом банки оценивают не только Коэффициент текущей ликвидности, но и Коэффициент быстрой (срочной, лакмусовой) ликвидности (Quick Ratio, QR, Acid test).

Кбл = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства) / Краткосрочные (текущие) обязательства

Этот коэффициент показывает возможность компании погасить свои краткосрочные (текущие) обязательства в случае проблем с реализацией товаров (продукции, работ, услуг). Хорошими показателем Кбл считается показатель 0,8 и выше (в некоторых банках 0,7 и выше). нормальным - не ниже 0,5. При формировании рейтинга заемщика вес коэффициента текущей ликвидности в 4 раза выше веса Кбл.

Также хочу заметить, что параметров, по которым банки определяют рейтинг заемщиков, много; поэтому их мы будем подробно обсуждать уже на "Встрече друзей".

Продолжение статьи:

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?

Отзывы:

Марина Карих, исполнительный директор группы телеком-компаний, г. Липецк, бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами Дахаб-2014"

"На  бизнес-лагере команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" я уже четвертый раз. И очень этим довольна, потому что все, чему нас здесь обучают, реально пригождается в реальной жизни в бизнесе, и это помогает навести порядок, сделать перезагрузку в бизнесе, который у нас есть. Поэтому я очень доверяю консультантам из группы Михаила Рыбакова, которые  нам помогают.
В этом году я приехала на управление финансами. Отдельное спасибо хочу сказать Наталии Морозовой, потому что у нее замечательная манера подачи информации. И эта информация, несмотря на то, что она достаточно сложная, довольно легко укладывается, запоминается. И действительно много полезной информации, которую можно потом применять в работе. Уже запланирован ряд мероприятий, изменений.
Руки чешутся уже это все попробовать по приезду. Спасибо за возможность отдохнуть, насладиться прекрасными видами, водой, горами. Спасибо большое!"

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2018. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Лучшая месть твоему недругу - твое собственное благополучие.