Анонсы - 2017

Выпуск 327. Наталия Морозова. Еще одна ловушка (окончание)

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 16.06.2015

Morozova_Ugra.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В начале этой статьи я писала о том, что компания теряет деньги (иногда очень серьезные) при увольнении сотрудников. Так что же делать, чтобы сократить потери?

2. Использовать возможности, предоставленные действующим законодательством.
 

Если есть такая возможность, то стоит вместо бессрочного заключить срочный трудовой договор (к слову, максимальная его продолжительность - 5 лет). Главный плюс срочного договора в том, что можно безболезненно расстаться с работником, который тебе не понравился, всего лишь дождавшись истечения срока договора (главное – не забыть заранее предупредить работника (см. ст. 79 ТК РФ)). А это здорово, поскольку за время испытательного срока (максимум 2 месяца) понять и квалификацию, и моральные качества человека сложно, а порой и невозможно. Минус (и огромный) в том, что срочный договор (далее - СТД) можно заключать лишь в строго оговоренных случаях (все они перечислены в статье 59 ТК РФ).

Из моей практики. В 80% случаев мои клиенты – владельцы малых предприятий, не знали о том, что в случае согласия потенциального работника, с ним можно было заключить срочный трудовой договор.

Практическое задание: посмотрите, в каких из Ваших компаний можно заключать СТД.

Наиболее часто встречающийся случай – это срочный договор на время исполнения обязанностей сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск. Этот случай интересен тем, что СТД заключается не до какой-то определенной даты, а до события – возвращения сотрудницы, за которой сохранялось рабочее место.

Из моей практики. Наверное, у каждого третьего из моих клиентов на место сотрудницы, ушедшей в декрет, приходил человек, с которым заключался бессрочный трудовой договор. А при возвращении этой самой сотрудницы, они вставали перед закономерным вопросом, что же делать, и как с сотрудником расстаться.

Очевидно, что при заключении СТД платятся те же взносы, что и при бессрочных договорах. Выплачиваются отпускные (а при увольнении - компенсация за неиспользованный отпуск) и оплачивается больничный лист. И, конечно же, если забеременеет сотрудница, работающая по срочному договору, ее уволить будет нельзя (за редким исключением).

Также есть возможность пользоваться Гражданским договором подряда (ГДП). Но ГДП можно заключить исключительно на конкретный объем работ в определенный срок. Нормы трудового права на этот договор не распространяются. Он регулируется гражданским законодательством (ГК РФ). В нем нет работника и работодателя, есть Заказчик и Исполнитель. Если акт сдачи-приемки выполненных работ подписан, деньги в определенный срок Исполнителю перечислены, то Стороны претензий друг к другу не имеют. До свидания. Та же беременность Исполнителя Заказчика не волнует (как, впрочем, отпуска и болезни).

Взносы в фонды меньше, т.к. взносы в ФСС (2,9 %) и ФСС (травматизм) 0,2-0,9 %) не начисляются. Это связано с тем, что договорникам больничный лист не положен. Повторюсь, что в договоре подряда должен быть очень четко прописан объем и сроки выполнения этих работ, иначе есть шанс, что этот договор может быть переквалифицирован в трудовой.

И надо не забыть, что, в случае ГДП, как и в случае с трудовыми договорами, ваша компания будет являться налоговым агентом по НДФЛ.

Самый финансово выгодный для компании путь – это заключение договоров с индивидуальными предпринимателями (ИП) на выполнение работ (оказание услуг). ИП в такой ситуации применяют упрощенку («объект налогообложения - доходы»). Со всех своих доходов они платят 6% и все :). НДФЛ не платится. Есть фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС, но (если ИП работает один) на них уменьшается сам налог.

3. Обеспечить лояльность сотрудников.

При этом я не буду здесь писать о корпоративном духе и других нематериальных, но очень важных вещах. Очень хорошо работают и материальные стимулы - например, DCP (план отложенных премиальных выплат). В этом случае человек знает, что если он ушел по инициативе работодателя, и на момент увольнения ему начислена энная сумма, которую он точно получит через 3-6 месяцев, он не станет под влиянием эмоций писать негативные отзывы в интернете или заявления в контролирующие органы. IMG_1308.JPGВедь человек понимает, что нагадив компании, пар-то он выпустит, но лишится немаленьких денег, ведь начисления по DCP, с одной стороны, нигде официально не зафиксированы, но, с другой стороны, есть твердая уверенность, что план выплат работает давно, и все раннее уволенные свои деньги получили.

*****

Тема прощания с сотрудниками с точки зрения финансов и права очень интересна. Приглашаю обсудить ее и еще много разного, нужного и полезного на бизнес-лагере «Эффективное управление финансами» (кстати, и подробно о работе DCP там же расскажу).

Искренне Ваша, Наталия Морозова

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Политика конфиденциальности

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Конференция "Как навести порядок в своем бизнесе". 25 января 2013 г.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Настоящий оптимист даже на кладбище вместо крестов видит плюсы