Выпуск 366. Михаил Рыбаков. Не ради денег
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 18.05.2016
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Статья для бизнесменов, руководителей, и всех остальных, кому важно вовлекать людей. Вряд ли в управлении есть более острая задача, чем мотивация сотрудников. Разве что их подбор.
Статья для меня очень живая. Рожденная годами работы с разными организациями.
При ее прочтении будьте честны с собой.
Кстати, все, написанное здесь, применимо и к детям, и к себе любимому…
***
Да, люди работают не ради денег.
Точнее, не только ради них.
Еще точнее: вкладывают душу, старания и силы в работу – не за деньги.
А деньги… Конечно, они нужны всем, кто живет в человеческом обществе.
Но вот насколько сильным мотиватором они являются?
***
Задача каждого руководителя – выполнять стоящие перед ними задачи. Причем не самому, а головами и руками сотрудников. Как добиться того, чтобы человек делал то, что нужно вам?
Обычно руководители ищут у человека «волшебную кнопку». Некую схему премирования, благодаря которой люди с утра до ночи будут старательно и результативно работать на благо компании.
Базовая мысль, которая лежит в основе этого поиска – людям очень важны деньги.
- И если дать им возможность заработать больше, выдавая больший и лучший результат, люди обязательно помчатся к вашей цели.
- Или другой вариант: штрафовать, и они будут избегать тех действий (или бездействия), за которые их наказывают.
Часто эти способы совмещают.
Практическое задание. Насколько мотивированы Ваши работники?
|
Однако так ли чувствительны работники к вашим «шаманским пляскам» вокруг попыток их стимулировать?
Практика показывает, что значительная часть работников к этому практически равнодушна.
То есть они:
- Не будут напрягаться ради «лишних» нескольких тысяч (или десятков тысяч – в зависимости от должности, региона и пр) рублей, гривен, тенге и пр.
- Не станут активно избегать ошибок, попустительства и пр., за которые их наказывают.
Это напоминает мне понятие «эластичность спроса» в экономике. Если спрос на некий товар или услугу эластичный, то при снижении цены покупать его начинают гораздо активнее. И наоборот: если не эластичный, изменения цены почти не влияют на уровень спроса.
Так вот «эластичность» включенности людей в работу в зависимости от материального вознаграждения – невысока.
Конечно, есть некоторые категории сотрудников, у которых эта «эластичность» выше. Например, продавцы. Хотя и у них она зачастую очень низкая. Также я часто встречаю коммерческих директоров компаний и руководителей отделов продаж (не говоря уже о рядовых «сейлзах»), которые месяцами и годами не хотят «отрывать попу от стула», чтобы поехать к клиенту, сделать дополнительные звонки, провести новые акции по продвижению и пр. Хотя рыночных возможностей кругом полно, а учредители «прыгают» вокруг них, уговаривают, требуют, меняют сотрудников и целые команды.
Если уж у коммерсантов такое творится, что говорить про других работников…
***
Почему так происходит?
Причин много. Рассмотрим некоторые.
1. Пожалуй, первая из них – людям не так уж важны материальные блага, как об этом принято думать. Человеку в жизни нужно не так уж много. И как ни пытается общество навязать людям важность безграничного потребления, природа человека – мудрая.
Внутри каждого из нас постоянно работают «весы». На одной их чаше – выгода от того или иного действия. На другой – затраты усилий. Если выгода перевесила, действие состоится, если нет – лень победит. И это правильно.
На разных этапах жизни человека материальные потребности различны. Пока ему нужны квартира-дом-машина и т.п., потребность в деньгах выше. Когда все это есть – гораздо ниже.
Кстати, у личностно зрелых людей материальные потребности часто невысоки. Например, Стив Джобс много лет ходил в одинаковых темно-синих джинсах и водолазке. Марк Цукерберг - аналогично. А Кампрад Ингвар - основатель Икеи - знаменит тем, что всегда ездил на допотопном грузовике. Заметим, это одни из самых богатых людей в мире. Им уже не нужно выпендриваться.
Конечно, есть люди-исключения, у которых потребность в деньгах - высока, а возможно и безгранична. Но их не так уж много.
Остальные лишь говорят о том, как им нужны деньги и блага. Но в реальности не готовы прикладывать ради этого серьезные усилия. Про них даже пословица есть: "Говорить - не мешки ворочать!"
У большинства людей есть «потолок» денег и потребления благ, достигнув которого, они не будут напрягаться, чтобы заработать больше. У многих он невысок: от двадцати до ста тысяч рублей в месяц (в текущих ценах). Зачастую – ближе к меньшей из этих цифр.
Когда человек находится в районе своего «потолка потребления», вы можете из кожи лезть, пытаясь его замотивировать на бОльшие результаты в работе. Обещать ему золотые горы. Бесполезно. Оно ему не нужно. Только деньги пустите не ветер.
А что же людям надо?
О, это важный вопрос!
Практическое задание. По Вашему опыту, что важно людям, когда их материальные потребности более или менее удовлетворены?
|
2. Часто охоту работать у сотрудников (а также детей и пр.) отбивает демотивирующий стиль руководства. Это очень обширное явление, например:
- Шеф не делегирует людям полномочия и ответственность. Принимает решения за них. Не дает места для инициативы.
- Постоянно «бьет работников по рукам» (а порой и «по голове»).
- Замечает и подчеркивает лишь недостатки в сотруднике и его результатах, а не достоинства.
- Руководитель ставит задачу, но не спрашивает за результаты.
- Или не выделяет работнику ресурсы на выполнение задачи.
- Жестко ругает людей, унижает их достоинство.
- Часто наказывает.
- Поддерживает склоки, сплетни и «войнушки» между подразделениями и отдельными людьми («разделяй и властвуй»).
- Большой босс командует через головы руководителей среднего звена.
- И многое, многое другое.
Сотруднику становится «все по фигу»: фирма, руководитель, коллеги, результаты, он сам…
В таких компаниях люди часто увольняются или их увольняют.
Кстати, атмосфера, царящая в коллективе компании – «заразна». Новички быстро перенимают повадки старожилов.
Практическое задание. Ваш стиль руководства – мотивирует или демотивирует сотрудников? Приведите конкретные примеры. |
Заставить человека что-то делать – невозможно.
По крайней мере, делать это хорошо.
Он всегда будет делать то, что ему выгодно. И так, как ему удобно.
Можно лишь сделать так, чтобы он сам захотел. Изнутри.
3. Общий бардак, царящий в организации:
- Непонятно, кто чем занимается и за что отвечает.
- Клиенты недовольны.
- Руководители и работники – нервничают.
- Начальство ругается, ищет крайнего.
- В компании мало денег, положение неустойчиво.
- Люди работают допоздна, но не получают удовлетворения от результатов.
Практическое задание. В Вашей компании порядок, или…? |
***
Эти проблемы встречаются в очень многих организациях.
Как их пытаются решить?
Путем бесконечных попыток найма «волшебных» сотрудников, которые наконец-то справятся со всеми трудностями и решат все задачи.
А также – ищут у людей ту самую «кнопку». Супер-схему стимулирования, которая «наконец-то заставит их хорошо работать».
У меня для вас 2 новости.
- С одной стороны, чудо-сотрудников и схемы мотивации не существует.
- С другой – решение есть. Оно лежит по ногами и кричит: «Ну заметьте меня!»…
***
И???
Все просто: нужно вовлечь людей в компанию, в ее цели, жизнь, деятельность. Чтобы им стало не по фигу.
***
А что же с деньгами?
Вот главные требования к оплате труда. Она должна:
- быть простой и понятной работнику,
- восприниматься им как справедливая,
- быть «в рынке»: соответствовать типичным зарплатам данной должности и региона или чуть выше – при достижении сотрудником поставленных реалистичных целей,
- позволять человеку удовлетворить свои настоящие (а не мнимые) потребности.
Да, конечно, хорошо, если система оплаты труда нацеливает сотрудника на задачи должности, подразделения и компании в целом. Как создать такую схему – я подробно, с примерами и объяснениями, описал в главе «Персонал» своей первой книги «Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум».
Как нанимать правильных сотрудников я описал там же. Многие компании внедрили и довольны результатами.
Практическое задание. Система оплаты труда, действующая в Вашей компании – успешная? |
***
Но сейчас я не про это.
А про то, как сделать, чтобы у ваших сотрудников «горели глаза». Чтобы утром они радостно мчались на работу. И так – месяцами, годами. Конечно, врЕменные провалы случаются и у лучших людей (даже у собственников бизнеса), но они быстро из них выкарабкиваются.
Естественно, все это без гипноза и т.п. По доброй воле людей, в здравом уме и твердой памяти.
Как вовлекать людей? В компанию, в ее дела, и вообще – в жизнь.
Это реально: за 15 лет мы выработали четкую и понятную технологию. Она на грани искусства, и при этом дает стабильные результаты.
Живых примеров много: десятки самых разных компаний (от холдингов до микро-бизнеса), тысячи людей.
Я подробно описал технологию в новой книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Конечно, книга не заменит практического обучения и работы с Вашей командой. Но она позволит Вам лучше подготовиться, принять осознанное решение о дальнейших шагах.
Будьте успешны, свободны и счастливы.
До встречи!
*****
Как вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Прочитайте книги Михаила Рыбакова: "Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить", "Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь" и "Как навести порядок в своем бизнесе".
- Приезжайте на бизнес-лагерь "Как навести порядок в бизнесе, оживить и вовлечь команду" и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru