Выпуск 416. Наталия Морозова. Осознанность ИП
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.08.2017 и 17.08.2017
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Я сейчас отдыхаю на острове Корфу. Море, горы, солнце, зелень. Хорошо и спокойно. А в это время в моей любимой России продолжают происходить интересные события. Например, с 1 июля 2017 г. в разы увеличились штрафы за неправомерную обработку персональных данных. А главное, упростилась процедура привлечения к ответственности за такие нарушения.
А с 19 августа начинает действовать статья 54.1 НК РФ. Не прошло и 11-ти лет, как понятие необоснованной налоговой выгоды появилось в Налоговом кодексе. Самое смешное, что слов этих в кодексе по-прежнему нет. Статья называется зубодробительно: «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Как эта статья повлияет на возможности компании отбиться от претензий налоговиков, мы будем говорить в числе других важных тем, на практикуме "Налоговая безопасность и проверки в компании".
Но перейду к теме статьи.
***
Эта статья о том, как не подставляться индивидуальным предпринимателям (далее - ИП), но начну я издалека.
Недавно на портале «Сейчас.ру» обсуждалась инициатива депутатов по предоставлению права несовершеннолетним, достигшим 14 лет, заниматься предпринимательской деятельностью. Мне, как эксперту, предлагалось ответить на вопрос: как Вы оцениваете данную инициативу?
Решила ответить, т.к. тема мне очень близка: у меня трое детей, младшей как раз 14. Но получилось, что однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. С одной стороны, получить статус ИП для подростка – это возможность обезопасить себя от недобросовестных работодателей. В свое время старший сын отработал месяц на «устных договоренностях», но денег за свою работу так и не получил. А был бы договор с ИП, можно было бы идти в Арбитражный суд. Но думаю, что и без этого работу бы оплатили. Ведь жулики пользуются тем, что у подростка есть желание заработать собственные деньги, а возможностей сделать это официально крайне мало.
Предложите сотрудникам своей бухгалтерии или отделу кадров взять 14-летнего подростка на 2 недели поработать курьером, пока штатный курьер в отпуске. Вы услышите о таком количестве документов, которые надо оформить и о таком количестве штрафов, на которые можно попасть, что вы быстро окажетесь от этой идеи.
А еще ведь подростки бывают талантливы. Программы пишут, сайты создают и т.д. И опять они становятся заложниками порядочности своих заказчиков.
С другой стороны, есть множество опасностей, который подстерегают подростков, ставших ИП. В частности их будут искушать получением денег не за работу, а за подпись бумаг. При этом, не забываем, ИП рискует практически всем своим имуществом.
Дойдя в своем ответе до этих размышлений, поняла, что все те же опасности грозят не только подросткам, но и некоторым вполне себе состоявшимся взрослым людям. Вот об этом мне и хотелось написать.
Не секрет, что в данный момент времени в компаниях остро стоит вопрос с наличными денежными средствами. Работать через дружественные НДСные компании стало не просто опасно, а безумно опасно. Ведь налоговики посредством регулярно сдаваемых электронных книг покупок и продаж, видят помойку на конце цепочки. Всё автоматизировано. Вызов в инспекцию – вопрос времени (о том, как максимально обезопасить себя от претензий налоговиков по поводу поставщиков мы будем говорить на практикуме "Налоговая безопасность и проверки в компании").
Но вернемся к налу. Кто может без ограничений (о мониторинге банков не забываем, работаем по-умному) забирать все свои доходы от предпринимательской деятельности? Правильно, ИП. Именно поэтому ИПэшники регулярно получают предложения от друзей, знакомых и родственников «поработать» с компаниями этих самых друзей, знакомых и родственников. На взаимовыгодных условиях. Я не буду святее Папы Римского, а потому не стану кричать: «Никогда не соглашайтесь»! Просто рекомендую - не подставляйтесь. Нельзя соглашаться «делать» то, что Вы не умеете делать. Если к Вашему Заказчику придет выездная налоговая проверка, то для Вас вызов в налоговую на допрос весьма вероятен. Как человек, такой допрос прошедший, знаю, что на допросе тяжело. Прежде всего, физически. В моём случае это была маленькая душная комната и три с половиной часа времени. Где-то часа через два начинает подташнивать и кружится голова. Если при этом досконально не знать предмет своей деятельности, то ответы могут получиться «не очень».
Ещё. Нельзя торговать тем, что Вы не закупали.
Нельзя делать документы на объём работ, который Вы не можете сделать физически, ведь в сутках всего лишь 24 часа, да и производительность труда не безгранична.
Арбитражная практика тому порукой: не могу забыть дело ИПэшника, который один «работал» на трех грузовиках, сидя попой за тремя баранками одновременно, во всяком случае, так об этом говорили документы. В итоге доплатил государству 13 млн. НДФЛ.
Как иллюстрация. Недавно мне позвонил хороший знакомый и начал издалека:
- Если у меня нет кода ОКВЭД, по которому мне предлагают поработать, что мне делать, его внести?
- Да, конечно внести, - отвечаю, - иначе этот доход может быть обложен не по ставке 6%, а по ставке 13% (НДФЛ), да и твои контрагенты должны проявить должную осмотрительность и проверить наличие у тебя правильного кода ОКВЭД.
Вроде бы на вопрос ответила, но не смогла удержаться и спросила: «А какого кода ОКВЭД» у тебя не хватает?»
Знаю, что знакомый программист, при этом очень хороший программист.
- Оптовой торговли.
-???
- Ну, понимаешь, попросили люди помочь…
Тут я не выдержала и сказала всё, что думаю.
- Ты - программист. Продаёшь товара на несколько миллионов. Где ты взял этот товар? Понятно, тебе сказали, что ты на УСН «Доходы» и расходы для тебя не важны. Да, для расчета твоего налога, расходы действительно не важны. Но если к твоим друзьям придет выездная налоговая проверка и тебя вызовут на допрос, что ты будешь отвечать? Ты программист. Оказывай свои услуги. Не нужна тебе эта торговля!
- То есть, думаешь, 10 000 рублей не стоят возможных рисков? - не мог смириться знакомый.
- Решай сам. Но я бы не стала.
Да и, к слову. Для ИП есть еще одна засада: покупатель-банкрот.
Я в своей книге «О финансах легко и непринужденно» приводила следующую историю из практики:
На один из моих традиционных бизнес-лагерей «Эффективное управление финансами» приехала очень приятная женщина. Ее бизнесу семь лет, сеть аптечных киосков. И все эти годы идет борьба с кассовыми разрывами. Денег все время не хватает. Товарные и банковские кредиты, последние на кабальных условиях. Ситуация реально тяжелая. Женщина — умница. Все цифры взяла с собой. И в день отдыха по полученным от меня правилам просчитала прибыльность каждого из своих киосков. Оказалось, что прибыльными являются только два из 19. Как же тут не быть кассовым разрывам! То есть годами плодились убыточные подразделения, а поскольку адекватный УУ не велся, это было неочевидно. Закрыть убыточные точки ей жалко, ведь столько сил вложено, и люди хорошие там работают. А финансы— вещь жесткая! Цифры, взятые из достоверного управленческого учета, говорят правду, только правду и ничего, кроме правды.
И если нет возможности поднять продажи или резко уменьшить расходы (в данном случае было именно так), то надо от убыточных точек избавляться. Хоть и больно.
Уезжала она с решением бизнес продать, благо был покупатель. Но намерение своё не осуществила. Через несколько лет компания была признана банкротом. И конкурсный управляющий стал искать деньги. Одна из идей – консультационные услуги не оказывались – это был обнал. Или, по крайней мере, стоимость этих услуг была завышена. Стало быть, эти деньги надо постараться вернуть в конкурсную массу. В итоге, я доказывала, что 55 т.р. за недельный бизнес-лагерь – это цена не выше рыночной. Благо я сама посещала двухдневный практикум за 25 т.р., и организаторы заполнили и подписали мне справку определённой формы на данный счёт.
Поэтому, если ты пишешь программу, которая стоит миллион, то имей все технические задания и т.д. и т.п. А вот если тебе предлагают «как бы» написать программу на миллион, то хорошо подумай: в частности - что ты будешь делать, если твой Заказчик будет признан банкротом.
Еще хочу остановиться на индивидуальном предпринимателе, оказывающим услуги по управлению юридическим лицом.
Тема не новая, но по-прежнему, актуальная. Некто, как правило - генеральный директор, становится ИП и заключает договор на управление компанией.
Плюсы налицо: руководитель компании получает доход, с которого платит 6% и всё.
Никаких взносов и НДФЛ. И, опять же, может без ограничений забирать все свои доходы от предпринимательской деятельности.
Однако есть множество подводных камней, на которые можно наступить. Изучая арбитражную практику, я, прежде всего, обращаю внимание на дела, проигранные налогоплательщиками.
Выводы можно сделать следующие:
1. Хамить не надо. Если человек, будучи генеральным директором, получал 30 000 рублей, а, став управляющим, сразу же начал получать 3 000 000, то «в этом мотиве есть какая-то фальшь»;
2. Не надо подписывать договор на длительный срок;
3. Договор должен быть чётким с грамотно прописанными правами и обязанностями сторон;
4. Должна быть однозначная привязка переменной части вознаграждения Управляющего к конкретному показателю результативности или эффективности работы компании.
Регулярно у своих клиентов натыкаюсь в подобных договорах на привязку к показателям, в официальной бухгалтерии не фигурирующим. Это неправильно. Точность формулировок в данном случае необходима. Предлагаю взять выгодный для вас показатель из официально сдаваемого «Отчета о прибылях и убытках» и не плодить сущности;
5. Управляющий ИП не должен, находясь на территории компании, безвозмездно пользоваться ее имуществом. Ну, арендуй ты ж, в конце концов, офис у своей же компании, ну купи ж ты себе стол, стул и компьютер, ты ж Управляющий с немаленьким доходом…
Об остальных ИП, о последних тенденциях в проверках, о дроблении бизнеса, да и о налоговой безопасности в целом, могу писать еще очень много, но темы эти крайне деликатные. Именно поэтому я обсуждаю их в очень узком кругу раз в квартал на Практикуме «Налоговая безопасность и проверки в компании».
Если тема интересна, приезжайте.
И да минуют Вас проверки!
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru