Выпуск 048. Михаил Рыбаков. Лояльность персонала
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 05.03.2008
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
В этом выпуске как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)
Если хочешь быть счастливым один час, вкусно поешь.
Если хочешь быть счастливым один день, выспись.
Если хочешь быть счастливым всю жизнь, будь здоров и люби свою работу!
Услышано от одного западного менеджера, работающего в России.
На днях давал интервью журналу "Business-mania", что навело меня на ряд мыслей, которыми хочу с вами поделиться. Кстати, если вы хотите получать рассылку по темам, которые интересуют именно вас - задавайте вопросы, делитесь своими размышлениями. Именно с этого получаются наиболее интересные выпуски.
Зачем оно нам?
Итак, хочу поговорить о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка персонала свыше 50% в год - норма…
Итак, что получает компания, когда ее персонал лоялен?
- Снижаются издержки компании, ведь в среднем примерно в течение года новый сотрудник является "балластом" для бизнеса.
- Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы.
- Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают.
- Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании.
- Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги. Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми :)
- И т.д.
К чему лоялен сотрудник?
По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:
- К деньгам и прочим материальным благам.
- К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию.
- К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере.
Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас, как для руководителя, важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.
Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.
Как же достичь лояльности сотрудников?
Люди гибнут за металл?
Перво-наперво - лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.
Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.
Люди бывают ориентированы:
- На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой
- На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д.
- На работу в основном как на источник дохода для прочих сфер жизни
- На компанию, как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п.
- На чувство хозяина: "это мое подразделение" (для руководителя), "мой станок" (для рабочего) и т.д.
- И, наконец, просто люмпены: "после нас хоть потоп". Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются.
Конечно, "чистые виды" встречаются редко, но понимать "склонности" того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности - не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность "сорвать куш" если совершил "подвиг". А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши важно получать стабильную, пусть и небольшую, зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.
Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?
Не хлебом единым
Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? :) Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще). О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.
Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?
- Интересная работа
- Чувство важности (как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия)
- Возможность развиваться: профессионально и личностно
- Карьерные перспективы
- Возможность посмотреть страну и мир
- Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д.
- Стабильность и уверенность в завтрашнем дне
- И т.д.
Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.
"Мы теперь с тобой одной веревкой связаны"…
И, наконец, поговорим о лояльности, основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.
- Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо (для компании), если потом при уходе руководителя, он уводит свою команду.
- Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным.
- Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки и поддержки. Плохо, если компания превращается в "благотворительную организацию": "мы так печемся о наших сотрудниках, что никого не увольняем, платим всем высокие оклады". Или - в "клуб по интересам", куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки.
То есть, конечно, личная привязанность важна, но "без крайностей", с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.
Упражнение: подумайте, привязаны ли к компании, коллективу, к вам лично ваши сотрудники. К кому и чему именно? Помогает ли это бизнесу?
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления персоналом?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Система и технология управления людьми в бизнесе" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проведение совещаний" (3-4 дня, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru