Анонсы - 2017

Выпуск 076. Михаил Рыбаков. Кто такие бизнес-консультанты и тренеры, и зачем они нужны

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 11.12.2008

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В России бизнес-консультант – это пока экзотика. Меня до сих пор порой расспрашивают, что это такое. А если я говорю, что я бизнес-тренер, спрашивают, по какому виду спорта. Одна дама долго требовала, чтобы я обучил ее ребенка задерживать дыхание в бассейне ;)

Ниже – краткое описание, кто же мы такие, и чем можем быть Вам полезны.

Кто такие бизнес-консультанты и тренеры, и зачем они нужны

Все определения в этой статье - мои и отличаются от классических.

Бизнес-консультант – это профессионал по повышению эффективности бизнес-систем. То есть если Вы чувствуете, что результаты работы Вашей компании могли бы быть значительно лучше, то именно консультант может Вам помочь. Он постоянно работает с разными компаниями, помогая им решать самые разные проблемы, и достигать целей, поставленных акционерами и руководством. Почему он способен на это – смотрите ниже.
Задачи, которые решает консультант, – самые разные. От «заставьте работать моих оболтусов, которым я плачу по 2 штуки баксов, а они в потолок плюют» до «Помогите выстроить эффективную систему управления бизнесом, которая позволит нам стать лидерами рынка».

Бизнес-консалтинг – сфера профессиональной деятельности, направленная на повышения эффективности бизнес-систем.

Бизнес-тренер – это профессионал по обучению различным бизнес-навыкам. Помимо этого он (при необходимости) дает знания и развивает картину мира участников тренинга, например, приучает продавцов к тому, что «клиент всегда прав».

Бизнес-тренинги – это форма краткосрочного бизнес-образования, ориентированная на выработку и тренировку конкретных навыков. В отличие от семинаров, а, тем более, лекций, тренинги очень эффективны. Хороший 2-3-дневный тренинг дает такие же или даже большие результаты, как год обучения в ВУЗе. Секрет успеха прост – в тренинге люди активно участвуют, то есть сами добывают и проверяют на практике нужные знания, отрабатывают навыки. А на лекции слушатель просто пассивно воспринимает то, что лектор считает нужным ему сказать. До мозга слушателя доходит и остается там не более 15% полученной на лекции информации. То, что человек пропустил через себя на тренинге, остается с ним навсегда.

Тренинги личностного роста (в отличие от бизнес-тренингов) направлены на развитие личности человека: быть уверенным в себе, бесконфликтно общаться, (нестандартно) мыслить, эффективно выстраивать отношения с противоположным полом и т.д. Многие тренинги находятся на стыке личностных и бизнес-тренингов, например, «Карьера», «Публичные выступления» и т.д. В основном я провожу бизнес-тренинги, хотя и на них участники развиваются как личности.

Коучинг – обучение (как правило, индивидуальное) решению практических задач под руководством опытного «коуча» - специалиста по данному вопросу, владеющего навыками такого обучения. Коучинг эффективен благодаря индивидуальной работе с клиентом и обучению на практике, а также проработке психологических блоков, которые мешают клиенту достигать его целей.

***

В моей работе все три вида деятельности очень плотно переплетены. Например, во время консалтинга я постоянно обучаю клиентов, включая в него элементы тренинга, а все свои тренинги уже давно строю на реальных задачах участников, т.е. фактически провожу консалтинг. Нередко мы с клиентом задерживаемся допоздна, чтобы решить какой-то вопрос в индивидуальном порядке, а это уже коучинг.

***

Когда Вы работаете с профессиональными консультантами, Вы получаете следующие преимущества:

  • Независимость. Все руководители и сотрудники компании зависят от нее и своего непосредственного руководства. Поэтому часто они говорят не то, что думают, а то, что политически выгодно, что «понравится начальнику». В итоге страдает бизнес компании. Профессиональный консультант работает только на благо компании–клиента.
  • Достаточно времени. Хороший руководитель знает свое дело, однако он очень занят. Часто у него есть хорошие идеи, но нет времени их реализовывать. Порой руководитель начинает хорошие перемены, но у него нет времени контролировать процесс. Консультант все свое рабочее время тратит на решение задач своих клиентов.
  • Специальные знания. Хотя хороший руководитель – профессионал в своей области (например, продажах), он часто не является экспертом в таких сферах как менеджмент качества и управление проектами. Консультант прошел специальное обучение, и он постоянно повышает свой уровень, читая литературу, посещая конференции, а главное – ежедневно работая с клиентами.
  • Опыт. Консультант работает с множеством компаний, изучая уже существующие и создавая новые успешные решения различных бизнес-задач.
  • Заряд энергии и оптимизма. Часто руководители и штатные сотрудники компании глубоко вязнут в решении текущих проблем. И приход внешнего консультанта и/или тренера – это глоток свежего воздуха, или «волшебный пендель» (как вам больше нравится), который дает Вам направление, ускорение и вдохновение.
  • Командная работа. Решая Ваши задачи, хороший консультант всегда вовлекает в работу сотрудников Вашей компании, а при необходимости – привлекает дополнительных консультантов, каждый из которых – профессионал в своей сфере.

Основные предрассудки, связанные с консультантами

Практика общения с клиентами показывает, что в отношении консультантов существует множество заблуждений. Обсудим их.

Предвижу, что некоторые мысли вызовут у вас сомнения. Для меня все нижесказанное - истинно, что подтверждается реально выполненными проектами, а также отзывами клиентов: официальными и от участников тренингов. Хотите убедиться и Вы - пишите.

Итак, предрассудки:

  • Консультанты нам не нужны – сами справимся.

    Это Ваше право. Однако практика показывает, что часто компании заходит в тупик в своем развитии. Ведь управлению большинство руководителей не обучались, а если и обучались, то ВУЗовское образование дает немного. Да, до кризиса 2008 года многие компании росли, но росли вместе с рынком, на волне всеобщего подъема. То есть не развивались качественно. Консультант обладает многими преимуществами (см. выше), главные из которых - опыт и независимость. И приход хорошего консультанта в компанию всегда вносит свежую струю в ее развитие.

  • Если уж мы сами не можем разобраться в наших проблемах, то как в них разберется человек со стороны?

    А вот так и разберется :) Именно благодаря тому, что он внешний, независимый. Он видит ситуацию со стороны, не боится «показаться плохим в глазах начальства». Также у консультантов богатый опыт решения сложных задач в самых разных компаниях. Подробнее о преимуществах работы с профессиональными консультантами см. выше.

  • Как Вы можете помочь нам, если Вы не работали в нашей отрасли?

    Это часть очень популярного среди клиентов мифа о собственной уникальности. Как консультант я успешно работал с нефтяниками и энергетиками, девелоперами и строителями, телекоммуникационными и инжиниринговыми компаниями, производителями и дистрибуторами… И никакой принципиальной разницы между ними не заметил :). «Знание некоторых принципов заменяет знание многих фактов».
    Естественно, что сам я в этих отраслях не являюсь профессионалом, но «оно и не надо». На самом деле, 90% всех проблем и задач в любом бизнесе – одинаковые, и не связаны с отраслью и конкретной компанией. А на знание оставшихся 10% я и не претендую :).
    Как-то Владимира Высоцкого спросили, правда ли, что он сам горел в самолетах, спускался в шахты, играл в чемпионатах мира по шахматам и т.д., как это «явствует» из его песен. Высоцкий только рассмеялся…

  • Консультанты – это очень дорого. Это для крупных компаний, мы не потянем.

    Скажу так: консалтинг действительно стоит денег. Больших ли? Смотря с чем сравнивать. Порой за консалтинг действительно запрашивают очень много: если консультант слишком раскрученный и/или жадный, если специально растягивает длительность проекта и т.д. Но все это – непрофессионально: хороший консультант всегда работает на благо клиента, потому что знает: самое главное, что у него есть – это репутация.
    Хотя консалтинг стоит денег, в противном случае компания теряет в разы больше от собственной неэффективности. Можно самому варить себе борщ, но умнее заплатить за это профессиональному повару, а освободившееся время потратить на свое основное дело. Заодно и борщ получится вкуснее.
    Есть разные режимы работы с консультантом. Он может брать на себя многое: вплоть до временной работы у Вас в штате. А может - только направлять вас в ключевых точках проекта, а основную работу Вы делаете сами. Этот экономный режим я часто использую в работе с клиентами, особенно сейчас в кризис. Это полезно клиенту еще и тем, что он обучается на своих же реальных задачах под руководством опытного наставника. Естественно, выбранный Вами режим сильно влияет на стоимость проекта.
    В России консультант – это пока экзотика. Да еще и некоторые коллеги-дилетанты портят репутацию всей профессии. Ничего, будем исправлять! :)

  • Консалтинг можно заказывать только когда все хорошо / плохо.

    Удивительно, но оба мнения одинаково распространены. На самом деле консультант может быть Вам полезен в разных ситуациях.
    - Если в бизнесе все плохо, то консультант – это доктор, а порой и реаниматор.
    - Если дела идут хорошо, то консультант – это спортивный тренер, который помогает вам стать еще сильнее.
    - Если «все нормально», то консультант может стать вашим советником, с которым можно обсудить любой сложный вопрос, наметить направления дальнейшего развития бизнеса и т.д.

  • «Если ты такой умный, то почему занимаешься консультированием / учишь других, а не создашь свой бизнес?» («Кто не умеет делать сам, тот учит»)

    Консалтинг – такой же бизнес, как и все остальные. Кому-то по душе торговать, кому-то – производить, а мне и моим коллегам – консультировать. Это интересно и азартно, это всегда сложные задачи, это возможность помочь компаниям и людям!
    С другой стороны, я много раз сталкивался с тем, что хороший консультант – отнюдь не всегда хороший руководитель, и наоборот. Очень часто боссы с десяти- и более летним опытом не могут консультировать, хотя бы в силу своей авторитарности, которая в работе консультанта обычно очень вредна.
    Так что, каждому – свое! :)
    Кстати, у многих консультантов есть свои компании из разных сфер «реального бизнеса».

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.