Выпуск 530. Наталия Морозова. Хедлайнер налоговых проверок
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 04.07.2023
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Тема дробления бизнеса и получения необоснованной налоговой выгоды будет, на мой взгляд, основным хедлайнером налоговых проверок ближайших лет. Почему? А потому что эффективность проверок неуклонно растет. Причиной тому стало развитие системы АИС "Налог-3", в которой объединены базы налоговой, таможни, ЗАГС, ГИБДД и т.д. Поэтому автоматически видны взаимосвязи. Различные.
Если в еще лет семь назад брат и сестра на разных фамилиях не светились как взаимозависимые лица, то теперь видны самые неочевидные связи. Так, в одном из арбитражных дел была доказана взаимозависимость лица Х и лица N следующим образом. У Х есть дочь, у которой есть внебрачный ребенок, отцом которого официально является N. И все это определилось мгновенно. Автоматизация решает!
Справочно. По данным РБК, ФНС в 2022 году доначислила рекордную сумму налогов - 685,7 млрд руб. Средний налоговый платеж для компаний вырос до ₽47 млн.
Итак, собираемость налогов (пеней, штрафов) от одной проверки с точки зрения государства должна быть максимальной. Понятно, что основным источником всегда были крупнейшие налогоплательщики, однако подобные компании (например, Wildberries) все чаще применяют налоговый мониторинг (далее - НМ).
Справочно. Налоговый мониторинг - это добровольная система, при которой организация дает ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени, а инспекторы контролируют правильность начисления и уплаты налогов. В 2016 году, когда появилась форма “Налоговый мониторинг”, ее применяли 7 компаний, в 2022 году - уже 339 (данные с сайта ФНС РФ).
Логика тех, кто согласился на применение НМ, проста и понятна: "Мы честные, ничего не скрываем, все показываем, вы все контролируете и с проверками не приходите". Естественно, что при применении НМ как проверок, так и их результата - доначислений, не будет.
Второй основной источник доначислений - это доначисленный НДС, а также штрафы и пени по нему. Однако сейчас, с одной стороны, НДС через серые компании практически не оптимизируют, т.к. разрыв по НДС мгновенно виден на любом уровне. (К слову, в России разрыв по НДС самый низкий в МИРЕ! Менее 2%. АИС "Налог-3" - реально мощнейшая система). А с другой стороны, с 10 марта 2021 года стало реальным отбиться от претензий налоговиков по разрывам по НДС, если вы действительно проверяли своих поставщиков на добросовестность и данные этих проверок правильно фиксировали. Я рассказываю об этом подробно на практикуме по налоговой безопасности и дарю его участникам образец "Регламента проверки контрагентов".
Но налоговики же должны выполнять планы и пополнять бюджет? Должны.
Вот здесь и появляется огромное поле для начислений, которое называется "Искусственное дробление бизнеса и получение необоснованной налоговой выгоды".
Признаков, по которым доказывают дробление бизнеса множество, налоговики в своих письмах дают порядка 20, я знаю 59 :)
Давайте рассмотрим один из них: ответы поставщиков. На основании АИС "Налог-3" у очень неглупых людей из отдела предпроверочного анализа ФНС возникает гипотеза, что реально бизнес един. Формально это, к примеру, ООО и 4 ИП. Всем поставщикам этого ООО и четырех ИП будут посланы запросы, в которых будет не только требование о предоставлении документов, но и в разных формах будет звучать вопрос: "Кто конкретно взаимодействовал с этой компанией?" - а также просьба/требование предоставить переписку.
Вы скажете, что можно же отписаться, что переписки не было и не отвечать на вопрос о том, кто из менеджеров общался. На практике же очень часто происходит по-другому. Главбух, который и так невероятно загружен, получает очередное требование, которое отвлекает его от работы, быстро находит менеджера, который общался с покупателем, по которому пришел запрос. Менеджер, в свою очередь, честно отвечает на вопросы, прикладывает переписку, отправляет ответы в бухгалтерию, бухгалтерия отправляет их в ИФНС, выполнив свою обязанность. И как показывает мой опыт, если был запрос по ИП-1, а менеджер покупателя общался с менеджером ООО, он напишет правду. Ему даже в голову не придет звонить кому-то и уточнять, что именно надо писать…
Выводы делайте сами.
И да минуют вас проверки!
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
-
Наведение порядка в действующем бизнесе, вовлечение команды
-
Стратегическое управление в бизнесе
-
Живая компания: развитие организации в гештальт-подходе
-
Наведение порядка в финансах и налогах
-
Наведение порядка в управлении людьми
-
Создание нового бизнеса (start-up)
-
Гармония и успех в жизни: психотерапия и психологические группы