Анонсы - 2024

Выпуск 117. Михаил Рыбаков. Руководители и специалисты

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 04.03.2010

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Эта статья дополняет публикацию "Звездная болезнь", вышедшую в прошлом впуске рассылки. Рекомендую прочесть: они дополняют друг друга.

Статья написана по мотивам главы "Путь сотрудника в компании" моей новой книги "Как навести порядок в своем бизнесе", которая сейчас готовится к изданию.

***

Путь сотрудника в компании

Жизненный цикл есть не только у проекта или товара. Каждый сотрудник проходит в компании определенный путь.

Сотрудник может расти в нескольких направлениях:

  • Повышается квалификация
  • Он занимает все более высокие ступеньки карьерной лестницы
  • Растет самооценка.

Разные приоритеты приводят к разным результатам.

Для руководителя очень важно уметь прогнозировать «корпоративный путь» своих сотрудников (а желательно и кандидатов: см. мою статью "Кого брать на работу") и, по мере необходимости, влиять на него. Иначе вас ждут напрасная трата сил и плохие результаты для бизнеса.

Для работодателя важны 2 соотношения:

Квалификация, карьерный рост, и «рычаг»

Сотрудник может повышать свою квалификацию. А может – расти по карьерной лестнице. То есть развиваться в основном либо как специалист, либо как руководитель:

Задачи руководителя и исполнителя – различны:

  • Руководителя – добиться выполнения поставленных {целей}, создав оптимальные {процессы} и организовав деятельность своих подчиненных. Но он не должен выполнять «техническую» работу сам.
  • Исполнителя – качественно выполнять работу, прописанную в {бизнес-процессе} и порученную руководителем.

Сознательно или нет, каждый решает для себя, какой путь избрать, и как далеко по нему пройти. Можно стать прекрасным специалистом, мастером своего дела, а можно – расти по иерархии.

Первая карьера – горизонтальная, вторая – вертикальная. Часто совмещают, однако это не очень продуктивно: «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Бывает, что прекрасный специалист вдруг решает стать начальником. «Жена напела», что пора, или еще что… И он «выгорает», не выдержав политической борьбы и «бестолковости» своих подчиненных. Да и по «настоящей работе» руки чешутся. Вот он и пытается делать «все за всех» вместо того, чтобы заниматься организацией {процессов}. Такие горе-руководители так и не достигают успехов на управленческих постах. Но и вернуться на роль специалиста у многих не хватает духу.

Игорь, менеджер по работе с ключевыми клиентами в крупной западной компании. Лучший руководитель, которого я знаю, – офицер в отставке. Компьютер у него на столе стоит только потому, что так положено. Иногда он просит секретаршу: «Юленька, пожалуйста, включите». Зато все {процессы} у него работают идеально.

В качестве исключения хочу привести {консалтинговую} отрасль. У нас сам бизнес устроен так, что чем более высокую должность занимает сотрудник, тем выше его профессиональная квалификация.

В каждый период жизни лучше концентрироваться на чем-то одном. Как правило, сотрудник сначала развивается как специалист, а потом становится руководителем. Однако это очень непростой переход. Нужно отказаться от личного выполнения «технической» работы: сначала – рутинной, а на высоком уровне – почти всей. Зато стать сильным лидером {команды} и организатором.

Вы, как руководитель более высокого ранга, можете помочь своим подчиненным выбрать, куда расти. На что вам ориентироваться? Вот несколько критериев:

  • Потребность компании в специалистах той или иной профессии и квалификации
  • Потребности компании в руководителях
  • Склонности работника
  • Его стремления.

В зависимости от компании и текущей ситуации, большую значимость приобретает тот или иной фактор.

Конечно, желание работника важно: «насильно мил не будешь». Однако, во-первых, часто люди неадекватно оценивают свои возможности. А, во-вторых, потребности компании могут отличаться от «хотелок» работника.

Примерно с одинаковой частотой я встречаюсь с противоположными ситуациями.

  • Когда в компании много желающих быть руководителями (это еще не означает, что они и правда могут).
  • Когда высшее руководство долго не может найти менеджера среднего звена, так как никто из сотрудников не готов взять на себя такую ответственность. Вообще, нехватка грамотных управленцев – бич российского бизнеса.

    «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», как сказал Владимир Высоцкий в песне «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное - невероятное" из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи».

Недавно я проводил в компании рабочую сессию по наладке системы продаж. Одной из проблем было то, что уже больше года руководство не могло решить, кого поставить на должность руководителя коммерческого отдела – это сильно тормозило развитие продаж. Каждый из двух имеющихся претендентов не подходил по той или иной причине.

В итоге акционер при поддержке всего коллектива назначил на эту должность даму возрастом за 40, которая до этого занималась документальным сопровождением продаж. Она долго сопротивлялась («да что вы, я не смогу»), но после уговоров неохотно согласилась. Сейчас она прекрасно справляется с обязанностями начальника отдела, направляя работу продавцов: опытных, успешных, но неорганизованных в силу творческого характера работы.

Теперь по поводу квалификации. С одной стороны, профессионалы нам нужны. С другой – слишком квалифицированный сотрудник приносит компании массу проблем:

  • Начинает задумываться о «лишних» вещах. Например, сомневаться, правильно ли организован ваш бизнес. А значит:
  • Начинает много «умничать», вместо того, чтобы работать. Ну не должен рядовой продавец возмущаться тем, что ему надо делать холодные звонки клиентам! А часто именно это и происходит.
  • Требуют прибавки к жалованию. Кстати, свою рыночную стоимость он повысил за ваш счет.
  • Смотрит «налево» в поисках лучшей жизни. Ведь все «знают»: «хорошо там, где нас нет»…

В английском избыток квалификации называется overqualification. В западных странах к этому относятся очень серьезно. Например, в Америке очень сложно устроиться мыть машины, если у вас есть высшее образование.

Поэтому вам важно, с одной стороны, создавать в компании возможность профессионального роста для сотрудников, а, с другой, – выдерживать оптимальную пропорцию между сотрудниками низкой, средней и высокой квалификации. Естественно, что в большинстве отраслей высококвалифицированных сотрудников нужно меньше, чем неквалифицированных, желательно – в разы. В консалтинге это называется леверидж (от англ. leverage), т.е. рычаг. Бизнесу он дает целый ряд возможностей:

  • Больше зарабатывать за счет экономии на «дешевых» сотрудниках. Чем большего рычага вам удастся достичь, тем прибыльнее будет ваш бизнес. Помните, зачем мы описывали бизнес-процессы? Одна из целей – возможность использовать менее квалифицированные кадры. В зрелом бизнесе таковых – большинство.
  • Выращивать лояльных работников «с нуля» (см. мои статьи "Кого брать на работу", "Воспитание сотрудников").
  • Снизить цену работ для клиента.

Компании выгодно построить у себя длинную карьерную лестницу. Так, в консалтинговых компаниях она составляет порой до 9 ступеней: от стажера до партнера (совладельца компании). Естественно, что ответственность, полномочия и доходы растут от уровня к уровню. И это {мотивирует} людей: им есть куда и ради чего расти. Важно, что таким образом обеспечивается также «естественный отбор» сотрудников по принципу: «Расти или уходи!». В известной консалтинговой компании McKinsey это звучит так: «Up or out!». Всех сотрудников постоянно побуждают двигаться по ступеням, регулярно проводят оценку компетенций и обучение. Однако «выживают» в компании только действительно самые лучшие.

Тот же принцип можно применить во многих других отраслях, тому немало примеров. Хотя ступеней, как правило, делают меньше: обычно – три.

Во многих консалтинговых проектах руководители жаловались мне, что не знают, чем мотивировать «старых» сотрудников. Новых высоких должностей нет, и не предвидится. Филиалы открывать тоже пока не собираются. Обычно в таких случаях мы удлиняем карьерную лестницу. Красивая должность на визитке радует работников. Так и появляются «старшие», «ведущие» и прочие «главные» специалисты.

Практическое задание

Поименно вспомните (а лучше – выпишите) своих ключевых сотрудников.

Кого из них вы видите больше специалистом, а кого – руководителем? Приняв соответствующее решение, начните готовить к новой роли кандидатов на повышение. И перестаньте «париться» по поводу требований о новой должности от тех работников, в ком вы руководителя – не видите. Ну или добавьте к его званию красивый эпитет типа «ведущий». На его зарплате (по крайней мере, на окладе) это может почти не отразиться, зато круг обязанностей - расшириться.

***

Каково сейчас соотношение между высоко- и низкоквалифицированными сотрудниками в вашей компании?

Можете ли вы сократить количество квалифицированного персонала при сохранении или даже увеличении качества работ, стандартизировав и упростив свои {бизнес-процессы}?

***

Вспомните карьерную лестницу своей компании.

Насколько она оптимальна? Что вы хотите в ней изменить?

Вы можете прислать мне результаты выполнения заданий на адрес: info@mrybakov.ru или обсудить их в моем блоге.


***

Дополнительную информацию по теме статьи вы можете посмотреть в моем вебинаре "Что делать с персоналом: для собственников и руководителей".

Успехов!


Важные мысли от Евгения Чичваркина

Наткнулся на блог очень уважаемого мной Евгения Чичваркина - Бизнесмена с большой буквы, мудрого и очень порядочного человека. Который не отступается от своих принципов, и идет до конца в борьбе за возможность вести честный бизнес: двигаться вперед в широко расправленными плечами, а не стоять на коленях и платить "дань" различным структурам.

Не могу не поделиться с вами его ценными мыслями: разместил их в своем блоге:

  • Об эффективной налоговой системе
  • Про новый российский закон о торговле

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления персоналом?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. 
  • Участвуйте в бизнес-лагерях:
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Дахаб-2014. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.