Выпуск 164. Любовь Малютина. Маркетинг: определяем маркетинговую стратегию
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 01.12.2011
Любовь Малютина – бизнес-консультант по управлению и маркетингу, действующий ТОП-менеджер одной из крупнейших международных финансовых групп в РФ, частный инвестор, партнер команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Практический опыт в сфере управления и маркетинга – с 1998 года. Опыт в консалтинге с 2007 года. Клиенты – корпорации, владельцы и команды среднего и малого бизнеса. Автор статей по управлению и маркетингу, дистанционных курсов, организатор и ведущий консалтинговых мероприятий.Любовь: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
***
Сегодня мы продолжаем цикл статей по маркетингу. В первой вводной статье "Система маркетинга в Вашем бизнесе" была представлена представлена самая суть маркетинга, и алгоритм его внедрения в компании. Во второй статье "Оцениваем текущую ситуацию" была дана технология, по которой Вы можете определить текущее состояние Вашей компании в рынке.
Также Вам будет полезно проработать мою статью "Ваши клиенты: кто они, как их найти и взаимовыгодно удовлетворить".
В условиях растущей динамики и сложности окружающего мира и бизнеса стратегическое планирование становится инструментом получения дохода, инструментом победы в конкурентной борьбе. После того как Вы изучили текущую ситуацию в организации, определили все факторы воздействия на Ваш бизнес, сформулировали на их основе маркетинговые цели - пришло время разработать стратегию достижения этих целей.
Стратегия задает общее направление развития компании в области маркетинга.
Выделяют 4 подхода к выбору стратегии:
- На основе матрицы "продукт - рынок"
- На основе стадии жизненного цикла продукта
- На основе портфельного анализа: портфель «Рост рынка - доля рынка», портфель «Рыночная привлекательность – конкурентное преимущество»
- На основе матрицы конкуренции.
В зависимости от текущей ситуации в вашем бизнесе, Вы можете применять все подходы или только некоторые. Ниже я расскажу о каждом из этих подходов и мы сделаем практические задания.
Матрица «Продукт – рынок» используется для определения стратегии на развивающихся рынках. Исходным пунктом для применения матрицы – является обнаружение разрыва в целях между плановым и фактическим развитием организации. Этот разрыв показывает, что если организация не намерена отказываться от поставленных целей или их снижения – пора искать иные стратегические альтернативы. И матрица показывает такие альтернативы.
Практическое задание 1: Существует ли в вашей компании разрыв между плановым и фактическим развитием? В каком секторе матрицы находится ваша компания в данный момент? Какие альтернативы можно рассмотреть?
Определение стратегии на основании стадии жизненного цикла продукта. Концепция жизненного цикла исходит из того, что динамика спроса в ходе деятельности компании обладает четко направленной последовательностью. По аналогии с биологическими законами возникновения и умирания считается, что продукты разрабатываются, выводятся на рынок, продаются, а через некоторое время снова вытесняются с рынка. Этот подход позволяет вам построить модель развития событий на перспективу.
Стратегические вопросы, решаемые на каждой стадии:
Стадия введения | Стадия роста | Стадия зрелости | Стадия насыщения / деградации |
1.Какие усилия нужно затратить для выхода на рынок?
2. Каким должен быть размер целевого сегмента? | 1. Насколько должны быть укреплены созданные для продукта рыночные позиции?
2. Нужно ли развивать новый первичный спрос с помощью, например, новых вариантов использования, новых регионов или добавления родственных групп продуктов? | 1. Какие альтернативы для защиты продукта и дальнейшего роста доли рынка являются наиболее целесообразными?
2.Возможные мероприятия: улучшение продукта, расширение продуктовой линейки, внедрение в область деятельности конкурентов или использование вторичных качеств продукта, например, сервис | 1. Что можно предпринять, чтобы успешно сохранить завоеванные продуктом позиции в конкурентной борьбе? (Например, мероприятии в области ценообразования)
2.Оправдан ли уход с рынка? |
Практическое задание 2: На какой стадии находятся продукты вашей компании? Каким образом ваш бизнес будет решать вопросы с развитием продуктов на данной стадии?
Определение стратегии на основе портфельного анализа. Данный подход используется, когда организация действует одновременно на разных независимых друг от друга рынках с разными продуктам, и / или имеет несколько стратегических областей бизнеса, несколько бизнес единиц, независимых друг от друга. Преимуществом использования данного подхода к определению стратегии является то, что относительно сложные несравнимые вещи сводятся к простым и прозрачным взаимосвязям. Возникает наглядность, которая позволяет хотя и грубо, но достоверно выполнить стратегический анализ исходной ситуации и сконцентрировать внимание и усилия на критичных вопросах.
Рассмотрим портфель «Рост рынка - доля рынка».
И еще один портфель - «Рыночная привлекательность – конкурентное преимущество»
GПрактическое задание 3: Постройте портфель для своей компании (если в вашем случае применим данный подход разработки стратегии). Какие аспекты требуют внимания и усилий с вашей стороны?
Определение стратегии на основе матрицы конкуренции. В случае снижения роста или стагнации отрасли обостряется конкуренция. В подобной ситуации все большее значение приобретают соревновательные силы рынка. С помощью этого инструмента можно укрепить свои позиции в отрасли и разработать стратегии обеспечения лидерства по отношению к конкурентам.
Практическое задание 4: Выберите подходящую конкурентную стратегию для вашей компании. Напишите, какие аспекты требуют внимания и усилий? Какие шаги Вам необходимо предпринять, чтобы реализовать выбранную стратегию?
Практическое задание 5: Теперь вернитесь к прошлым статьям этого цикла (см предисловие). С учетом полученной информации уточните маркетинговые цели своего бизнеса. Запишите эти цели.
В следующей статье мы начнем работать с продуктовым предложением вашего бизнеса.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru