Анонсы - 2024

Выпуск 164. Любовь Малютина. Маркетинг: определяем маркетинговую стратегию

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 01.12.2011

Любовь МалютинаЛюбовь Малютина – бизнес-консультант по управлению и маркетингу, действующий ТОП-менеджер одной из крупнейших международных финансовых групп в РФ, частный инвестор, партнер команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Практический опыт в сфере управления и маркетинга – с 1998 года. Опыт в консалтинге с 2007 года. Клиенты – корпорации, владельцы и команды среднего и малого бизнеса. Автор статей по управлению и маркетингу, дистанционных курсов, организатор и ведущий консалтинговых мероприятий.
Любовь: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

***

Сегодня мы продолжаем цикл статей по маркетингу. В первой вводной статье "Система маркетинга в Вашем бизнесе" была представлена представлена самая суть маркетинга, и алгоритм его внедрения в компании. Во второй статье "Оцениваем текущую ситуацию" была дана технология, по которой Вы можете определить текущее состояние Вашей компании в рынке.

Также Вам будет полезно проработать мою статью "Ваши клиенты: кто они, как их найти и взаимовыгодно удовлетворить".

В условиях растущей динамики и сложности окружающего мира и бизнеса стратегическое планирование становится инструментом получения дохода, инструментом победы в конкурентной борьбе. После того как Вы изучили текущую ситуацию в организации, определили все факторы воздействия на Ваш бизнес, сформулировали на их основе маркетинговые цели - пришло время разработать стратегию достижения этих целей.

Стратегия задает общее направление развития компании в области маркетинга.

Выделяют 4 подхода к выбору стратегии:

  1. На основе матрицы "продукт - рынок"
  2. На основе стадии жизненного цикла продукта
  3. На основе портфельного анализа: портфель «Рост рынка - доля рынка», портфель «Рыночная привлекательность – конкурентное преимущество»
  4. На основе матрицы конкуренции.

В зависимости от текущей ситуации в вашем бизнесе, Вы можете применять все подходы или только некоторые. Ниже я расскажу о каждом из этих подходов и мы сделаем практические задания.

Матрица «Продукт – рынок» используется для определения стратегии на развивающихся рынках. Исходным пунктом для применения матрицы – является обнаружение разрыва в целях между плановым и фактическим развитием организации. Этот разрыв показывает, что если организация не намерена отказываться от поставленных целей или их снижения – пора искать иные стратегические альтернативы. И матрица показывает такие альтернативы.

164_1.gif

Практическое задание 1: Существует ли в вашей компании разрыв между плановым и фактическим развитием? В каком секторе матрицы находится ваша компания в данный момент? Какие альтернативы можно рассмотреть?

Определение стратегии на основании стадии жизненного цикла продукта. Концепция жизненного цикла исходит из того, что динамика спроса в ходе деятельности компании обладает четко направленной последовательностью. По аналогии с биологическими законами возникновения и умирания считается, что продукты разрабатываются, выводятся на рынок, продаются, а через некоторое время снова вытесняются с рынка. Этот подход позволяет вам построить модель развития событий на перспективу.

164_2.gif

Стратегические вопросы, решаемые на каждой стадии:

Стадия введения Стадия роста Стадия зрелости Стадия насыщения / деградации
1.Какие усилия нужно затратить для выхода на рынок?

2. Каким должен быть размер целевого сегмента?

1. Насколько должны быть укреплены созданные для продукта рыночные позиции?

2. Нужно ли развивать новый первичный спрос с помощью, например, новых вариантов использования, новых регионов или добавления родственных групп продуктов?

1. Какие альтернативы для защиты продукта и дальнейшего роста доли рынка являются наиболее целесообразными?

2.Возможные мероприятия: улучшение продукта, расширение продуктовой линейки, внедрение в область деятельности конкурентов или использование вторичных качеств продукта, например, сервис

1. Что можно предпринять, чтобы успешно сохранить завоеванные продуктом позиции в конкурентной борьбе? (Например, мероприятии в области ценообразования)

2.Оправдан ли уход с рынка?

 

Практическое задание 2: На какой стадии находятся продукты вашей компании? Каким образом ваш бизнес будет решать вопросы с развитием продуктов на данной стадии?

Определение стратегии на основе портфельного анализа. Данный подход используется, когда организация действует одновременно на разных независимых друг от друга рынках с разными продуктам, и / или имеет несколько стратегических областей бизнеса, несколько бизнес единиц, независимых друг от друга. Преимуществом использования данного подхода к определению стратегии является то, что относительно сложные несравнимые вещи сводятся к простым и прозрачным взаимосвязям. Возникает наглядность, которая позволяет хотя и грубо, но достоверно выполнить стратегический анализ исходной ситуации и сконцентрировать внимание и усилия на критичных вопросах.

Рассмотрим портфель «Рост рынка - доля рынка».

164_3.gif

И еще один портфель - «Рыночная привлекательность – конкурентное преимущество»

164_4.gifG

Практическое задание 3: Постройте портфель для своей компании (если в вашем случае применим данный подход разработки стратегии). Какие аспекты требуют внимания и усилий с вашей стороны?

Определение стратегии на основе матрицы конкуренции. В случае снижения роста или стагнации отрасли обостряется конкуренция. В подобной ситуации все большее значение приобретают соревновательные силы рынка. С помощью этого инструмента можно укрепить свои позиции в отрасли и разработать стратегии обеспечения лидерства по отношению к конкурентам.

164_5.gif

Практическое задание 4: Выберите подходящую конкурентную стратегию для вашей компании. Напишите, какие аспекты требуют внимания и усилий? Какие шаги Вам необходимо предпринять, чтобы реализовать выбранную стратегию?

Практическое задание 5: Теперь вернитесь к прошлым статьям этого цикла (см предисловие). С учетом полученной информации уточните маркетинговые цели своего бизнеса. Запишите эти цели.

В следующей статье мы начнем работать с продуктовым предложением вашего бизнеса.

*****

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2016. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Успех - это еще не точка, неудача - это еще не конец.
Единственное, что имеет значение, - это мужество продолжать борьбу.