Выпуск 288. Наталия Морозова. Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 2. Прибыль, деньги, ОДР (отчет о доходах и расходах)
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 16.07.2014
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Начало статьи:
Так зачем же нужны бизнесменам знания основ финансов?
4. Для того, чтобы понять: финансовый учет в компании не должен ограничиваться учетом денежных потоков (cash flow).
Исторически так сложилось, что во многих компаниях финансовый учет для целей управления сводится лишь к учету движения денежных средств. Собственник видит, сколько денежных средств было на начало периода, сколько денег и откуда пришло, сколько и куда ушло, сколько на конец периода осталось. И на основе этих данных принимает управленческие решения.
"Куда уходят деньги?" - вопрос, конечно, интересный. Составлять и анализировать "Отчет о движении денежных средств" (далее – ОДДС) необходимо. Кстати, этот отчет очень полезен для обнаружения денежных средств, ушедших «не туда». Но для оценки финансового состояния компании этого недостаточно.
Один из моих клиентов, видя миллионные остатки на рублевом счете в конце года, выплатил годовые премии всему коллективу (а это более тысячи человек). Коллектив был счастлив, государство, по-видимому, тоже (сколько дополнительных взносов :)), но через какое-то время оказалось, что нечем расплачиваться с поставщиками. Разобрались в причине кассового разрыва. Оказалось, что в конце года пришла большая предоплата, на которую рассчитывали лишь в начале года следующего. А на самом деле компания работает недостаточно эффективно, и прибыли практически нет.
А может быть острая нехватка наличности, хотя вы знаете, что сработали очень хорошо. Просто вы, например, купили оборудование или сделали крупную предоплату своему поставщику.
И здесь мне кажется правильным остановиться на методе определения доходов (и расходов, соответственно). Есть два основных метода определения доходов: «по отгрузке» (по начислению) или кассовым методом (по моменту прихода денег). Первый метод я считаю более информативным, т.к. выполненная работа, оказанная услуга или отгруженный товар это то, что уже конкретно сделано. А получение предоплаты от покупателей еще не значит, что работа будет однозначно выполнена и принята (услуга оказана, товар отгружен).
5. Для того чтобы видеть, прибыльна или убыточна Ваша компания за определенный период времени, а также определять прибыльность\убыточность каждого из направлений (объектов) бизнеса.
Для этого существует второй отчет (первый – баланс), который обязательно должен формироваться по данным УУ - "Отчет о прибылях и убытках", он же «Отчет о доходах и расходах» (далее ОДР), он же Форма №2 (это на языке вашего главбуха).
Этот отчет всегда формируется за период.
Пример ОДР:
выручка (доходы) |
25 690 |
прямые расходы |
20 552 |
производственная прибыль |
5 138 |
накладные (косвенные) расходы |
2 980 |
операционная прибыль |
2 158 |
траты из прибыли (бонусы топам и др.) |
108 |
чистая прибыль |
2 050 |
Например, в этом случае в целом бизнес не убыточен. Но интересно посмотреть, например, прибыльность каждого из направлений бизнеса, найти сколько процентов прибыли дает каждое из направлений (провести вертикальный анализ).
Если его провести, то могут выясниться удивительные вещи. Например то, что одно из направлений давно убыточно, но убытков не видно, т.к. они нивелируются прибылью других направлений. Такую историю мне описал Александр (предприниматель из Магадана) в своем отзыве. Убыточное направление «съедало» 5.8 млн. рублей ежегодно, но убытки не были заметны за счет других, весьма прибыльных направлений.
И, конечно же, интересно посмотреть, что происходит с прибылью в разные периоды времени (горизонтальный анализ).
Можно сравнивать данный месяц (квартал) с предыдущим или с аналогичным периодом прошлого года. Если прибыль падает, то надо разобраться, что же произошло: это доходы упали или расходы выросли. Если доходы упали, то это вопрос к вашему отделу продаж и (или) маркетологам. Если расходы выросли, то важно проанализировать, какие именно. И вот в процессе этого анализа столько интересного может открыться: от пофигизма сотрудников до откатов и откровенного воровства.
Если проблема вскрыта – ее можно решить. Например, в нашей компании как-то резко возросли расходы на хозтовары. Удивились. Разобрались. Оказалось, что после переезда бумажные полотенца и всякое подобное стали хранить в незапирающейся кладовке. Поставили замок. Расходы нормализовались.
6. Для того, чтобы эффективно управлять расходами компании.
О прямых и косвенных (накладных) расходах см. в статье «Разделяй и властвуй! Разбираемся с расходами компании».
Так вот, косвенные (не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, продажей товаров) расходы непрерывно стремятся вырасти. Из-за их буйного роста разорились сотни тысяч компаний. Ведь очевидно, что если дела идут неплохо, то очень хочется и офис поприличней, и секретаршу потолковей, и компьютер помощнее. Да еще сотрудники офиса настойчиво намекают на увеличение зарплат, т.к. на рынке труда их знания и опыт уже выросли в цене. И если специалистам в узкой области найти другую работу не очень просто, то для хороших менеджеров, программистов, бухгалтеров и т.д. есть огромный простор для выбора места работы.
Так косвенные расходы неотвратимо растут, съедая Вашу прибыль. Как только Вы понимаете правила, Вы получаете инструмент для управления. И чем раньше это происходит, тем лучше. Расходы не должны расти быстрее доходов, а косвенные не должны расти быстрее прямых. Задача руководителя – твердой рукой сдерживать вечно стремящиеся к увеличению косвенные расходы.
Продолжение статьи:P.S.: Знания финансовых основ предпринимателю действительно нужны. Получить их можно разными способами. Я приглашаю Вас на свой бизнес-лагерь «Эффективное управление финансами». За неделю сложные вещи станут простыми и понятными. Вы сами будете составлять баланс, находить точку безубыточности, понимать, как организовать управленческий учет, и многое-многое другое. Ну и конечно, общение с коллегами, заповедная природа и песни у костра сделают погружение в мир финансов незабываемым :)
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Участвуйте в бизнес-лагерях:
- "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- "Проверки в компании" (1 день, проходит дважды в год на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru