Выпуск 289. Михаил Рыбаков. Латание дыр или системное развитие бизнеса? Часть 1
Как развивать бизнес с удовольствием
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 17.07.2014
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
У меня родилась новая фундаментальная статья. Надеюсь, она пойдет вам на пользу. Применяйте! Задания лучше выполнять письменно. Если Вы пришлете мне подробные ответы, я смогу дать вам обратную связь: info@mrybakov.ru (это займет некоторое время).
Симптомы
Я много общаюсь с бизнесменами и руководителями, часто получаю письма. Вот несколько характерных фрагментов:
- Мы только встаем на ноги и очень много непонятных сиюминутных трудностей, которые требуют моего присутствия. Все завязано на мне, а у нас непроплаты по счетам и соответственно, долги перед работниками.
- Трижды консалтинговые фирмы пытались внедрить систему качества на заводе. Появилось раздражение к этим методикам. Все делается формально, ради отчета.
- Желания работать нет, наверно перегорел. Когда возникают затыки, их решаю, а дальше идёт по накатанному.
- Мне не удается привлечь соучредителя к работе по наведению порядка в бизнесе. У него есть определенное понимание этой проблемы, но мы несколько диссонируем: он молодой (ему еще нет 40-ка), умный, энергичный, амбициозный, неординарный человек, мне нелегко его убеждать. Сегодня ему достаточно, что есть я, а я хочу свободы.
- Все надеялась навести самостоятельно порядок. В голове многое разложено по полочкам, а вот возможности реализовать план – нет. То ведущий специалист увольняется, то кризис не дает связать концы с концами.
- Наверное, нужно все-таки все бросить и к вам приехать. Даже если за время моего отсутствия все развалится. А это создавалось с 90-х. Но нет времени, да и денег тоже. Я сам себя спрашиваю: а зачем мне такой бизнес? И сам отвечаю: но на хлеб с маслом хватает, и еще немного. Мне очень нравится мое дело, персонал, и наши партнеры, и клиенты.
Вот как-то так. Замкнутый круг, который страшно разорвать.
Практическое задание. А какие основные проблемы в вашем бизнесе? Что мешает вам его системно развивать? Пишите нам. |
Основная причина проблем в бизнесе
И я почти не встречал тех, кто не развивал бы свой бизнес.
- Наведение порядка? Да, конечно, это важно. Каждый день этим занимаемся.
Но почему же тогда во многих компаниях:
- Не хватает клиентов?
- Прибыль нестабильна?
- Хороших сотрудников не найти днем с огнем?
- Собственнику бизнеса и топам приходится работать почти без отдыха, вытягивать все на себе (особенно развитие)?
Можно искать разные оправдания:
- Вести бизнес в России – не мед лаптем хлебать
- Сейчас сложное время – на дворе кризис
- Отрасль у нас непростая
- Хороших работников практически нет
- Федеральные/международные компании забирают рынок, и пр.
Но все это отмазки. Главная причина – одна:
Вы недостаточно профессиональны как бизнесмен, как руководитель.
В каждом деле можно быть профи или нет: водители, строители, музыканты, повара…
Так же и в бизнесе.
Успешность зависит не от отрасли, страны, эпохи и везения. А от вашего профессионализма.
Точнее, от перечисленного тоже зависит. Но профессионал умеет этим грамотно управлять. А дилетант – нет.
Кстати, дилетантом можно оставаться долгие годы. И даже всю жизнь.
Для дилетанта засуха вызвана гневом богов. И можно разве что дать шаману в бубен – чтобы активнее вызывал дождь. Или принести в жертву стадо баранов, чтобы боги услышали.
У профессионала на любую проблему есть грамотное решение. Технология, которая дает достаточно предсказуемые стабильные результаты.
А если пока нет – он умеет ее создавать. Это – тоже технология.
Рост и развитие
Вы можете возразить:
«Михаил, ну что ты на нас наезжаешь? Мы же развиваем свой бизнес. Открываем новые магазины, расширяем производство, снимаем новые склады, увеличиваем штат и ассортимент». Ну, или делали это до нынешнего непростого года.
Друзья, это не развитие. Это рост.
Я рад, если он у вас есть. Или был.
Однако:
Куча мусора растет, но не развивается!
Больше – не значит лучше. Рост бизнеса без его качественного улучшения, это:
- Снижение управляемости. Рост оборота, каждый следующий сотрудник, клиент, единица техники, торговая точка и пр. - усложняют управление. Причем усложнение происходит не линейно, а по экспоненте. Развитие системы управления здесь – просто необходимо для выживания бизнеса.
- Повышение рисков – по мере роста ваш бизнес становится лакомым куском, который хочется отнять, ну или хорошенько подоить.
- Усиление противоречий между совладельцами, руководителями и сотрудниками. Что приводит к пункту 1 (см. выше).
Почему же тогда основной ориентир для бизнесменов – количественный рост? Ответ в наших инстинктах: «Больше – значит лучше». Подробнее читайте в статье «Основной обман человечества».
Значит, рост бизнеса – это плохо? Пусть всегда маленьким остается?
Не обязательно.
Опасен рост без развития. Потому что конец такого «колосса на глиняных ногах» всегда печален – вопрос времени и той напасти, которая его сгубит. Примеры я вижу каждый день.
А что такое развитие?
Развитие – это повышение эффективности бизнеса.
Это вполне конкретное понятие:
Эффективность = результат / затраты.
Результат – это не только прибыль. Но и, к примеру, ваша репутация на рынке, ваша команда, ваше удовольствие от работы и жизни вообще.
Затраты – это не только деньги, но и люди, площади, оборудование. А также вложенные силы, здоровье и нервные клетки (которые не восстанавливаются).
Подробнее – в статье «Результативность и эффективность бизнеса и жизни» (часть 1, часть 2).
Так вот,
Весь мировой прогресс человечества создают руководители. Которые повышают эффективность управляемых ими организаций и подразделений.
Но:
- Можно делать это грамотно, профессионально.
- А можно – как получится. Шаг вперед – два шага назад.
При втором подходе развитие идет очень медленно, с пОтом и кровью, сменяясь эпохами тьмы и мракобесия (в бизнесе и не только).
При первом – идет гораздо быстрее. Если делать все грамотно, то и мягче, экологичнее, без вреда для участников и окружения. Сам процесс развития и его результаты приносят радость.
Практическое задание. Посмотрите на свой бизнес максимально честно.
Он развивается? Что именно вы развили в нем за последние годы? Какие отмазки популярны у вас? Пишите нам. |
Латание дыр
Именно так можно назвать второй подход.
- Прохудился кафтан – поставим заплатку.
- Лодка течет – замажем дырку пластилином.
- Конфликт между подразделениями – напишем регламент их взаимодействия.
- Продавцы дают необоснованные скидки клиентам – издадим приказ, который категорически запрещает им это делать.
К сожалению, именно так «развиваются» большинство российских (а также украинских, белорусский, казахских и пр.) компаний. От мала до велика, в самых разных городах и весях.
И когда мы спрашиваем владельца и его команду: «У вас в компании какая стадия развития: бардак, система, саморазвитие?» (см. схему тут), нам чаще всего отвечают…»
Практическое задание. Посмотрите схему и ее описание. Ответьте честно на вопрос: на каком этапе развития находится ваш бизнес. Пишите нам. |
Итак, чаще всего нам отвечают, что компания – на пути к системе. А точнее, что система есть, но она… Ну такая, не совсем система.
- Тут есть приказ
- Там положение
- Тут регламент
- Там должностная инструкция
- А вот останки от как бы внедренного когда-то ИСО-9001
- Еще CRM есть – правда, пользуемся редко
- А тут ваще – вызвал сотрудника на ковер и показал, где раки зимуют. Ерш его медь!
- И т.п.
Такие попытки заткнуть дыры и поставить заплатки – работают слабо.
Это – лоскутное одеяло!
Все состоящее из заплаток: одна поверх другой.
Многие из них противоречат друг другу и/или устарели.
Значительная часть работы компании вообще никак не регламентирована. Работают, как Бог на душу положит. Как умеет данный сотрудник. Какое у него сегодня настроение.
У меня для вас плохая новость.
Это не система. Это – бардак!
Часто, по мере того, как я вникаю в устройство той или иной компании, я удивляюсь – как это вообще работает?
И правда, как?
За счет отдельных ключевых людей. Которые искренне болеют за дело, тянут все на себе. Убери их – и все рассыпется вмиг (что часто и происходит).
Работают они грамотно, профессионально?
Зачастую, нет. У них большой практический опыт, и сильное чувство ответственности.
Но до эффективности там далеко.
Кстати, и сами они от этого страдают. Работают до вечера, а порой и в выходные. По многу раз переделывают одно и то же. Постоянно разруливают всевозможные косяки: свои и чужие. И т.д.
И можно бы отладить работу, начать делать ее более четко, с меньшими затратами времени и нервов.
Но… Некогда – работать же нужно!
Так и ездят по бизнес-дорогам компании на прямоугольных колесах.
Практическое задание. Что вы СДЕЛАЕТЕ сейчас, после прочтения этой статьи? Пишите нам. |
Читать продолжение статьи >>>
До встречи. Будьте счастливы!
Подмосковье,
16.07.2014
Как вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
Отзыв
Борис и Татьяна Гунда, г. Ужгород. Бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе» Угра 2012.
Мы приехали на бизнес-тренинг Михаила Рыбакова с Закарпатья. Мы являемся собственниками двух успешных бизнесов: сеть из 5 магазинов, которая занимается розничной продажей запчастей и СТО для грузовых автомобилей, а также сеть детских магазинов в Закарпатской области. Нашим бизнесам по 11 и 5 лет соответственно.
Основным заданием, с которым мы приехали, было разработать и улучшить систему мотивации сотрудников и выйти на новый уровень управления бизнесом.
Прожитые в лагере 10 дней существенно изменили наше понимание бизнеса:
- Во-первых, нам удалось взглянуть на бизнес со стороны и четко определить процент участия в бизнесе в роли заказчика, архитектора, оперативного управляющего и исполнителя.
- Во-вторых, если раньше я с недоверием относился к таким понятиям, как миссия, цель, видение, то после бизнес-лагеря я осознал важность этих понятий и их влияние на меня, как на собственника, и на компанию в целом.
- В-третьих, вроде бы тривиально, но очень большим результатом стало осознание того, что четкая работа компании возможна только при грамотном описании бизнес-процессов. Михаил научил пользоваться инструментами выделения, описания и оптимизации этих бизнес-процессов.
- Важным также стал анализ и оптимизация оргструктуры нашей организации. А также анализ источников информации и информационных потоков.
- Открытием для меня стали предложенные Михаилом технологии определения потребности и подбора сотрудников на открытом рынке, их введение в должность и дальнейшее развитие персонала.
Отдельно хочется выделить особую экологичность всех мыслей, идей, которыми с нами в течение 10 дней щедро делился Михаил. И мы убедились, что это является его жизненным кредо.
Спасибо!
Наши клиенты, их результаты и отзывы.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru