Анонсы - 2017

Выпуск 185. Михаил Рыбаков. Результативность и эффективность бизнеса и жизни. Часть 1.

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 10.07.2012

Михаил Рыбаков.JPGМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Сегодня предлагаю Вам довольно фундаментальную и при этом практичную статью, которая позволит Вам повысить качество своего бизнеса. Описанные принципы применимы и к личной жизни. Увы, большинство людей (да и бизнесменов) пока слабо осознает эти моменты. За что и платит в прямом и переносном смысле.
Рекомендую Вам добротно выполнить все практические задания. Теоретическое чтение лишь добавит Вам знаний, но что толку?..

Мы поговорим о том, как управлять бизнесом на основе фактов, а не мнений. Ибо если этого не делать, то ваше управление сродни гаданию на кофейной гуще.

Оговорюсь, что эта статья (впрочем, как и все, что я пишу) предназначена в основном для бизнесменов и нефинансовых руководителей. Экономистам и финансистам все нижесказанное может показаться упрощением. Однако, увы, по опыту их "высокие" теоретические знания и методики редко находят практическое применение в реальном среднем и малом бизнесе.

Начнем с базовых понятий - они важны для дальнейшей практической работы.

Мы всегда управляем тем или иным объектом управления. Например, в бизнесе это:

  • бизнес в целом
  • какой-либо бизнес-процесс
  • шаг процесса
  • проект (слово "проект" употребляется здесь в значении "набор мероприятий по достижению уникальной цели в условиях заданных ограничений: срока, бюджета и пр.")
  • отдельное подразделение
  • должность
  • роль (например, менеджер процесса, проекта. Сотрудник может играть несколько ролей в один период времени)
  • и т.д.
Чтобы управлять объектом на основе фактов, используют цифровую информацию. Для этого используют те или иные показатели.

Практическое задание. Выберите объект управления, за результаты работы которого Вы отвечаете (или заинтересованы в них: как владелец бизнеса или инвестор). Это может быть бизнес в целом, конкретный процесс, проект, подразделение и пр. Предлагаю Вам все задания этой статьи выполнить, применительно к нему.
Как сейчас Вы им управляете? Используете ли показатели? Если да, то выпишите основные показатели, которые используете в своей управленческой работе.
Вы регулярно получаете по ним отчеты? Анализируете? Делаете выводы, внедряете их в жизнь? Насколько удобна и эффективна действующая система?
Хотите что-то изменить?
Если Вы пока не руководитель, то какие показатели Вы используете в своей работе и в личной жизни? Помню, в студенчестве выпивка измерялась в "лигрылах": литры * градусы / "рыла", то есть количество участников пьянки ;) Я много никогда не пил, но часто заходил в общагу в гости к друзьям.
А если серьезно?

Можно выделить 2 типа показателей:
    • результативность
    • эффективность.
Результативность - это результаты деятельности, выраженные в абсолютных значениях. Например:
    • оборот, т.е. выручка компании (сколько денег Вам заплатили клиенты)
    • прибыль (разные ее виды: валовая, чистая и пр.)
    • срок выполнения заказа клиента
    • количество сотрудников в компании или ее подразделении
    • уровень удовлетворенности клиентов (измеренный по той или иной методике)
    • и пр.

Практическое задание. Разработайте список показателей результативности для своего объекта управления, который Вы выбрали в первом задании. Обратите внимание, что для этого важно разобраться с его целями и механизмом работы (см. ниже). Выделите 3-5 ключевых показателей.

Высший пилотаж - сформулировать один, самый главный показатель бизнеса, интегрирующий в себя все остальные. Он не отменяет прочих, но позволяет предельно четко формулировать цель бизнеса, концентрировать все усилия на ее достижении. Это непросто. Крупнейшие компании мира годами бьются над этой задачей (подробнее читайте у Джима Коллинза в книге "От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет").

Эффективность
(см. важные статьи в Википедии) - это соотношение результатов к ресурсам, затраченным на их достижение:
Эффективность = Результат / Затраты
Результаты могут быть как денежные, так и иные, например, рост известности и имиджа на рынке, развитие Вашей команды, успешная апробация новой технологии, и, в конце концов, личное удовольствие Заказчика деятельности и ее участников.
Затраты также могут быть различных видов: деньги, время, материальные ресурсы (техника, сырье и пр.), человеческие ресурсы, "нервы" и здоровье участников и пр.
Примеры показателей эффективности:
    • оборот или прибыль на одного сотрудника компании
    • прибыль на квадратный метр торговой площади
    • проходимость торговой точки (сколько клиентов заходит в магазин в единицу времени)
    • средний чек (то есть средняя выручка с одного клиента, к примеру, кафе)
    • прибыль на вложенные инвестиции
    • цена привлечения подписчика в базу рассылки
    • различные коэффициенты конверсии (например, количества посетителей сайта в подписчиков, а подписчиков - в клиентов)
    • цена привлечения одного клиента (т.е сколько в сумме потратили денег на привлечение клиента, который купил у компании хотя бы что-то)
    • и т.д.
Практическое задание. Разработайте список показателей эффективности для своего объекта управления. Выделите 3-5 ключевых показателей.

Цель любого владельца бизнеса и руководителя - повышать эффективность своего объекта управления: бизнеса в целом или конкретного участка, за который он отвечает.
Именно ростом эффективности определяется прогресс как отдельной организации, так и человечества в целом.
Например, сколько раньше крестьянин мог вырастить пшеницы или скота? А сколько современный фермер или агрокомплекс? Рост - на порядки.
Другое дело, что современная пища, изготовленная промышленным способом, в основном вредна для здоровья. Но это вопрос того, как мы определяем желаемый результат. Когда людям станет важна экологичность продуктов питания и методов их производства (а такая тенденция есть параллельно с обратной: тотальным захимичиванием производства продуктов), формула все равно остается в силе.
Для бизнесмена (впрочем, как и для любого человека) важен как абсолютный рост результатов, так и эффективность их достижения.
Абсолютный результат говорит нам о масштабе деятельности. Эффективность - о том, какой ценой он получен.
Когда бизнес растет с сохранением исходного уровня эффективности, - это экстенсивный рост, то есть "рост количества, но не качества". В экстенсивном росте нет развития. Есть хорошая пословица: "Куча мусора растет, но не развивается".
Если эффективность повышается, то это интенсивный рост, качественный рост. Повышается качество организации, ее процессов, отдельного человека и пр. При этом знаменатель может даже сокращаться. Идеал - до нуля. То есть результат есть, а затрат нет. Идеал труднодостижим (по крайней мере, если мыслить стереотипами), но мы к нему постоянно стремимся.

Практическое задание. Насколько эффективен Ваш объект управления (если Вы не бизнесмен и не руководитель, то объект - сама Ваша жизнь: так, как Вы ее понимаете)? Желательно оценить это в цифрах. Кстати, не обязательно точно. Многие серьезные решения принимаются на основе примерных (но все же реальных) цифр. Часто получение точных данных очень затратно по ресурсам, и не нужно для принятия решений. Однако не всегда. К примеру, конверсию в интернет-бизнесе высчитывают до долей процентов.

Опыт (мой личный и моих клиентов) показывает: на начальном этапе (становление бизнеса, начало личной карьеры), важнее результативность, позже - эффективность.
Примеры.
    • Для молодого бизнеса часто важно получать результаты любой ценой - хоть бы и работать без выходных, учредителям - лично искать клиентов, отгружать заказы и т.д. Если исходная бизнес-модель оказалась успешной, обычно рентабельность поначалу неплохая. Но по мере роста компании, ее усложнения, увеличения количества сотрудников, эффективность ее работы часто падает, что приводит к нулевой, а порой и отрицательной прибыльности, когда учредитель в некоторые периоды вынужден вкладывать в бизнес дополнительные деньги (свои личные, а еще хуже, если инвесторские или заемные), чтобы тот остался на плаву. Или же прибыль в абсолютном выражении остается прежней (либо растет вместе с рынком и инфляцией) при том, что оборот бизнеса, количество сотрудников, оборудования, площадей, постоянные издержки, оборотный и инвестированный (замороженный) капитал (а значит и риски) растут. В такой ситуации главное, над чем нужно работать - повышать эффективность бизнеса. Зачастую - временно сдерживая его рост или даже сокращая масштаб: навести порядок в малом бардаке проще, чем в большом.
    • Успешный человек в начале своего карьерного пути готов пахать днем и ночью ради не очень большой зарплаты. И он прав - зарабатывает себе опыт, и базовые вещи: квартиру, машину и пр. Если он достаточно умен и дальновиден, то умудряется еще и откладывать деньги для начального капитала, чтобы потом начать свое дело. Зрелый осознанный человек (не важно, работает он по найму, во фрилансе, или же владеет собственным бизнесом) стремится получать результаты с максимальной эффективностью. То есть оптимальный (НЕ максимальный) доход при минимальных затратах личного времени. Ибо "золотые унитазы" при отсутствии свободного времени и здоровья еще никого не сделали счастливым.

     

Практическое задание. На каком этапе сейчас находится Ваш бизнес (и/или жизнь)? Что Вам актуальнее: результативность или эффективность? Понятно, что обе. Но важно определиться с приоритетом на тот или иной период времени.

Каждый показатель мы можем рассматривать:
    • в статике, т.е. на конкретный момент времени или за его период: день, месяц, год и пр.
    • в динамике, т.е. по отношению к другим временным периодам. Если шагнуть дальше, то мы можем смотреть и динамику скорости изменения показателя, то есть производную от него. Он растет (или падает) быстрее или медленнее, чем раньше?
    • в сравнении с конкурентами, средними цифрами по стране, по отрасли и пр.
Статическое значение любопытно, но от него мало проку. Например, мы знаем, что объем продаж компании - 100 миллионов рублей, а прибыль - 10 миллионов (оба значения - за год). Это много или мало? Обывательский ответ: "Конечно, много!" Ответ грамотного бизнесмена или инвестора: "Пока не понятно, не хватает информации".
А вот когда мы понимаем его динамику, это дает важную информацию для принятия серьезных управленческих решений. Если, к примеру, объем продаж растет, а прибыль падает или сохраняется на прежнем уровне - это уже повод задуматься. Или же с увеличением числа магазинов в сети, падает прибыльность каждого. Мы что-то делаем не так? Или усиливается конкуренция? Или емкость рынка ограничена, и 3 магазина одного профиля на этот городок - слишком много?

Практическое задание. Как изменились абсолютные результаты и эффективность Вашего объекта управления за последнее время (месяца, годы)? Каков прогноз? Устраивает ли это Вас, и если нет, то что Вы хотите изменить?

То же касается и сравнения с внешними аналогами. Например, в России производительность труда отстает от развитых стран в 4 и более раза. При том, что работники постоянно хотят получать (не зарабатывать!) больше. Делайте выводы. Не удивительно, что многие мировые и российские компании размещают производство в Китае или перепродают готовую китайскую продукцию. Там эффективность производства куда как выше.

Практическое задание. Сравните свой бизнес (жизнь) с известными Вам аналогами, по которым у Вас есть объективная достоверная информация (а не ОБС - "одна бабка сказала": СМИ, Интернет и пр). Какие выводы?

Читайте продолжение статьи.
Как Вам навести порядок в своем бизнесе?
  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2014. "Усиление продаж". Бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Звоню ей и говорю:
- Мол, так и так, дорогая, мой бизнес накрылся…
Приезжаю на квартиру, а её уж и след простыл, и шмотки забрала. Ну и фиг с ней! Зачем мне женщина без чувства юмора?