Выпуск 313. Наталия Морозова. Время для критического взгляда. Часть 2
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 24.02.2015
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Финансовый директор – фигура ключевая. По идее, он должен быть крайне заинтересован в максимальном размере операционной прибыли, поскольку определенный процент от нее и составляет переменную часть его зарплаты. Задачи данного специалиста сложны и многообразны.
Он формирует управленческую отчетность на основе данных управленческого учета (УУ). При этом должны формироваться как минимум три отчета: "Баланс" – он же BS (balance sheet)), "Отчет о движении денежных средств" (ОДДС) – он же (CF (cash flow – direct, indirect)) и "Отчет о доходах и расходах" (ОДР) – он же P&L (profit & losses) (подробнее см. статью "Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1. "Основные финансовые понятия" и часть 2 "Прибыль, деньги, ОДР"). Причем этот адекватный УУ еще надо поставить.
Финансовый директор проводит анализ финансово-экономического состояния компании ("вертикальный", "горизонтальный" и т.д.) и составляет краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
Он является идеологом создания ЦФО (центров финансовой ответственности) и на их основе, зачастую внедряет бюджетирование.
Ну и, конечно же, в его обязанности входит управление кредитным портфелем, и, зачастую, расчет переменной части зарплат сотрудников и оптимизация налогообложения.
Задание. Посмотрите какие функции выполняет финансовый директор в Вашей компании и как он мотивируется.
Как ни странно, приезжая к клиентам я узнавала, что их финансовые директора решают исключительно последние три задачи из всех вышеперечисленных. И при этом они получают немаленький оклад и никак не заинтересованы в финансовых результатах компании!!!
Последствия следующие:
1. Кредитный портфель раздут. Никто не спорит, всегда должны быть открытые лимиты в нескольких банках, но зачем брать кредиты "на всякий случай" и "чтобы не снизился кредитный портфель"? Проценты сейчас высокие, в трубу вылетают миллионы рублей (видела лично!). Но такого финансового директора это мало волнует. Его зарплата неизменна. А ему спокойно – денег хватит с запасом. Но какой ценой? Что будет с компанией, если ситуация на рынке для нее ухудшится? Мое мнение, что в случае резкого падения продаж и дальнейших пессимистических прогнозов кредитные деньги должны стать последним ресурсом, после того, когда были уже использованы другие: это и работа с дебиторкой, и борьба с затаренным складом и т.д. и т.п. (см. "Ловушки для тех, кто не любит считать (краткая инструкция по технике финансовой безопасности"). Не говоря уже о том, что все лишние расходы надо убрать. Сейчас компания должна стать бережливой.
Из практики: Один из участников прошлогоднего бизнес-лагеря на Угре рассказал, что они каждую ночь остатки денежных средств кладут на депозит. И это правильно.
2. Расчет переменной части зарплат не автоматизирован, на него уходит очень много времени. Но финансового директора это тоже почему-то совсем не волнует. Почему – не знаю. Могу только предположить, что если высвободится время, могут заставить заняться УУ или еще чем...
Кстати, заметила, что знание реальных доходов сотрудников и учредителей крайне негативно влияет на некоторых финансовый директоров. Кажется, что именно отсюда и проистекает отсутствие бережливости денег компании.
3. Оптимизация налогообложения внушает опасения. Это самое интересное. И здесь самое большое поле для, скажем прямо, воровства недобросовестных финдиров.
Но на эту животрепещущую тему, а также о том, как жить в условиях резко усилившегося в этом году налогового контроля, мы говорим на бизнес-лагере, т.к. эта тема не для статьи.
Бизнес лагерь "Эффективное управление финансами" проходит два раза в год. Он будет очень полезным, особенно для тех, кто привезет свои цифры. Как показывает опыт, умные люди, получившие новые знания, экономят зачастую миллионы. А если учесть, что во время участия в лагере заряжаешься энергией от природы и интересного общения, то по возвращении в родную компанию можно сделать много хорошего :).
С надеждой на скорую встречу, искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru